Что такое вальдорфская педагогика: Чем вальдорфская педагогика отличается от традиционной

Содержание

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — Направление в педагогике, разработанное Р. Штайнером на основе его философско-антропософских концепций человека, истории и общества.

На прин­ци­пах Вальдорфской педагогики ор­га­ни­зо­ва­ны дет­ские са­ды, шко­лы, специальные и выс­шие шко­лы по под­го­тов­ке учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей и со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков. Пер­вая валь­дорф­ская шко­ла бы­ла ос­но­ва­на в 1919 году в Штут­гар­те (Гер­ма­ния) при фаб­ри­ке «Валь­дорф-Ас­то­рия» (от­сю­да название).

Тра­ди­цио­на­лиз­му и праг­ма­тиз­му в пе­да­го­ги­ке Р. Штай­нер про­ти­во­пос­тав­ля­ет ан­тро­по­ло­гический под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му це­ли, со­дер­жа­ние и ме­то­ды об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ет чер­пать «из по­зна­ния че­ло­ве­ка и его ин­ди­ви­ду­аль­ных за­дат­ков»; не­обхо­ди­мо пре­одо­леть иде­ал «че­ло­ве­ка знаю­ще­го» в поль­зу це­ло­ст­но­го че­ло­ве­ка с раз­ви­той эмо­цио­наль­ной, мо­раль­ной, эс­те­ти­че­ской и во­ле­вой сфе­ра­ми.

Вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся на осо­бен­но­сти ка­ж­дой воз­рас­тной сту­пе­ни. Эти осо­бен­но­сти в Вальдорфской педагогики опи­сы­ва­ют­ся на язы­ке ан­тро­по­соф­ской ан­тро­по­ло­гии, ко­то­рая пре­тен­ду­ет на це­ло­ст­ное опи­сание сущ­но­сти че­ло­ве­ка: лич­но­ст­ное (ду­хов­ное) бы­тие че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся сво­бо­дой и от­вет­ст­вен­но­стью, рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте пси­хическое, пси­хо­со­ма­тическое, чув­ст­вен­ных и те­лес­ных ус­ло­вий его рас­кры­тия и фор­ми­ро­ва­ния.

Вос­пи­та­ние ре­бён­ка-до­школь­ни­ка стро­ит­ся на прин­ци­пе под­ра­жа­ния и рит­ма че­рез иг­ро­вые фор­мы.

Обу­че­ние в шко­ле на­чи­на­ет­ся с 7-лет­не­го воз­рас­та и рас­счи­та­но на 11–12 лет. В на­чаль­ной шко­ле клас­сическими пред­ме­там уде­ля­ет­ся не­мно­го вни­ма­ния. На­чаль­ное обу­че­ние ве­дёт­ся мед­лен­но, пре­имущественно ис­поль­зу­ют­ся различные об­раз­ные фор­мы, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся и на стар­ших сту­пе­нях. Чте­нию не учат до 2-го клас­са, хо­тя де­тей зна­ко­мят с бу­к­ва­ми (в 1-м и 2-м клас­сах). По­сте­пен­но вво­дят­ся пред­ме­ты из об­лас­ти ис­кус­ст­ва. Обу­че­ние двум ино­стран­ным язы­кам ве­дёт­ся с 1-го клас­са так же, как и род­но­му – с са­мых про­стых слов, сти­хов, пе­се­нок, игр. С 1-го по 8-й класс главной фи­гу­рой яв­ля­ет­ся класс­ный учи­тель, ко­то­рый обу­ча­ет, на­блю­да­ет, опе­ка­ет де­тей и ос­та­ёт­ся с клас­сом на про­тя­же­нии 8 лет обу­че­ния – пре­по­да­ёт все осн. пред­ме­ты: род­ной язык, ли­те­ра­ту­ру, жи­во­пись, ма­те­ма­ти­ку, фи­зи­ку, зоо­ло­гию, бо­та­ни­ку, ис­то­рию, гео­гра­фию и т.п. Основные учеб­ные пред­ме­ты пре­по­да­ют­ся «эпо­ха­ми»: в те­че­ние 3–5 не­дель пре­по­да­ёт­ся один пред­мет, за­тем дру­гая «эпо­ха» – дру­гой пред­мет и т.д. Так на­зы­вае­мый главный урок идёт два ча­са ут­ром, ка­ж­дый день. Учеб­ни­ки в об­ще­при­ня­том смыс­ле не при­ме­ня­ют­ся, не­об­хо­ди­мые за­пи­си уче­ни­ки де­ла­ют в са­мо­стоя­тель­но оформ­ляе­мых тет­ра­дях «по эпо­хам». Оцен­ки не вы­став­ля­ют­ся. Уче­ни­ки про­хо­дят ат­те­ста­цию на вы­хо­де из млад­шей, сред­ней и стар­шей шко­лы.

Валь­дорф­ские уч­ре­ж­де­ния управ­ля­ют­ся пе­да­го­гическим со­ве­том при уча­стии ро­ди­те­лей. Кон­суль­та­тив­ны­ми и коор­ди­на­ци­онными цен­тра­ми яв­ля­ют­ся национальные сою­зы стран. На ин­тер­на­цио­наль­ном уров­не валь­дорф­ские дет­ские са­ды пред­став­ля­ет Ин­тер­на­цио­наль­ное объ­е­ди­не­ние валь­дорф­ских дет­ских са­дов (Штут­гарт, ФРГ), валь­дорф­ские шко­лы — Гааг­ский ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет.

В Рос­сии дей­ст­ву­ют «Ас­со­циа­ция валь­дорф­ских школ Рос­сии» и «Со­дру­же­ст­во пе­да­го­гов валь­дор­ф­ских дет­ских са­дов». Из­да­ёт­ся ряд пе­да­го­гических жур­на­лов, в т.ч. «Ис­кус­ст­во вос­пи­та­ния» («Erziehungskunst», Штут­гарт, с 1927 года).

К начале XXI века на­счи­ты­ва­лось около 900 валь­дорф­ских школ, 2000 дет­ских са­дов в 67 стра­нах ми­ра, в т.ч. в Рос­сии – 20 школ и 80 дет­ских са­дов.

В российском об­ще­ст­ве от­но­ше­ние к валь­дорф­ским уч­ре­ж­де­ни­ям ко­леб­лет­ся от бе­зо­го­во­роч­но­го при­зна­ния до пол­но­го не­при­ятия. Кри­ти­ка Вальдорфской педагогики ка­са­ет­ся как ан­тро­по­соф­ских взгля­дов Р. Штай­не­ра, так и ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са. От­ме­ча­ют­ся мед­лен­ное раз­ви­тие де­тей в на­чаль­ной шко­ле, за­по­зда­лое на­ча­ло це­ле­на­прав­лен­но­го раз­ви­тия ин­тел­лек­та и аб­страк­т­но­го мыш­ле­ния, вы­ска­зы­ва­ют­ся со­мне­ния в воз­мож­но­сти валь­дорф­ских школ обес­пе­чить ми­ни­мум со­от­вет­ст­вия тре­бо­ва­ни­ям об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов. С другой сто­ро­ны, от­ме­ча­ют­ся от­сут­ст­вие у де­тей стрес­сов, по­зи­тив­ное влия­ние учеб­но­го про­цес­са на здо­ро­вье уча­щих­ся, вы­со­кие ре­зуль­та­ты обу­че­ния по тес­то­вым за­да­ни­ям.

 

Вальдорфская педагогика

Зарождение вальдорфской педагогики

Замечание 1

Основателем антропософии — учения о человеке, о его внутреннем духовном мире и первой вальдорфской школы был доктор философии Роберт Штайнер.

Все началось в $1919$ году с выступления Штайнера перед работниками австрийской фабрики по производству табака «Вальдорф-Астория», в котором он пытался доказать важность школы для развития умственных, творческих и волевых качеств ребенка, его адаптации в социуме и духовности. После этого доклада руководитель фабрики выступил спонсором при создании вальдорфской школы для ребят из рабочих семей. Преподавателем этой школы стал Штайнер — автор новой педагогической методики.

Принципы вальдорфской педагогики

Принципы, на которых основывается вальдорфская система, реализовались уже в первой школе Штайнера, в частности:

  • взаимосвязь обучения и искусства, развитие музыкальных и художественных способностей, образного мышления детей;
  • развитие телесной памяти через уроки эвритмии, когда под определенную музыку плавные движения помогают ребенку лучше почувствовать свое тело и понять его;
  • отсутствие иерархической системы в управлении, совместная работа педагогов и родителей над повышением качества обучения;
  • отсутствие дискриминации по гендерному и материальному признаку;
  • приоритизация устного рассказа, как метода обучения;
  • обучение с первого класса иностранным языкам;
  • отсутствие системы оценок;
  • выбор определенного типа питания, в том числе вегетарианского, сыроедения и других.

Религия и вальдорфская педагогика

Часто вальдорфскую школу сравнивают с сектой. Робертом Штайнером написано множество работ по теософии, его труды формируют систему мировоззрения, которая далека как от православного христианства, так и от иных религий. Но его труды не изучают в вальдорфских школах. Соответственно дети, не подвергаясь внешнему воздействию, могут получить базовые знания о религии от своих родителей. Герои легенд, сказок эзотерического характера, присутствующие в системе обучения, рассматриваются только как выдуманные персонажи. Христианство преподносится на уроках вальдорфской школы в качестве основы мировой культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Вальдорфская система: за и против

К положительным аспектам вальдорфской системы относятся:

  • творческое самовыражение ребенка, выявление талантов и склонностей на раннем этапе;
  • формирование чувственного восприятия и эмоционального мира ребенка, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, которая свободна в самовыражении и восприятии;
  • воспитание в ребенке личной ответственности за все происходящие вокруг него события, честности и искренности.

Минусы вальдорфской системы заключаются в следующем:

  • недостаточный уровень знаний для поступления в ВУЗы, так как основной упор делается на развитие духовного мира ребенка;
  • у данной системы мало единомышленников, вальдорфские школы не очень популярны в нашей стране;
  • бытовые трудности обусловленные тем, что вальдорфская методика требует минимального присутствия всего искусственного в окружении ребенка, не одобряет использование технических новинок детьми.

Вальдорфская система образования имеет множество специфических особенностей и требует от родителей повышенного внимания к жизни ребенка, активного участия в различных мероприятиях школы и организации необходимых условий для обучения и развития ребенка дома. Очевидна гуманитарная направленность школ данного типа. Программа учебных заведений, работающих по вальдорфской системе, по точным наукам отстает. В то же время программа по истории, естественным наукам и иностранным языкам на один-два года опережает программу общеобразовательных учреждений.

Замечание 2

Основное преимущество вальдорфской системы образования заключается в том, что она воспитывает в ребенке свободную, целеустремленную, гармоничную личность. У ребенка просыпается интерес к учению, появляется уверенность в собственных силах и стремление к достижению цели.

Вальдорфская педагогика

Ярким примером свободной педагогики, получившей распространение в странах Европы в начале XX века, является вальдорфская педагогика. Основоположником этого направления в педагогике является австрийский философ-мистик, писатель и эзотерик Рудольф Штайнер, живший на рубеже столетий. Издатель научных трудов И. В. Гете в области естествознания, автор трактатов по философии и теории науки, основатель антропософии, он первым попытался создать методы изучения духовной стороны человека.

Многие научные методы Штайнера для того времени были революционными. Он способствовал развитию новых направлений в театральном искусстве и архитектуре, создал абсолютно новое искусство движения под музыку, которое было названо им эвритмией. Методы ведения хозяйства, разработанные Штайнером, легли в основу экологического земледелия, а идеи социальной жизни получили практическое применение в организации деятельности различных учреждений. Вклад его в развитие медицины также трудно переоценить. Но главной заслугой этого ученого является созданная им вальдорфская педагогика, которая принесла ему мировую славу.

Основными идеями вальдорфской школы являются:

— возрастная ориентация духовных потребностей каждой возрастной группы;

— закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет своих
учеников с первого по восьмой год обучения»;

— возрождение традиции устного рассказа учителя, интеграция театральных постановок в учебный процесс;

— особое внимание уделяется художественному, эстетическому элементу в преподавании, а также к рукоделиям и ремеслам;

— совместное обучение мальчиков и девочек и отсутствие дискриминации по социально-материальному признаку;

— отмена цифровой оценки и второгодничества;

— введение «гигиенической организации обучения», то есть ориентация на ритм дня недели и времени года;

— терапевтический аспект педагогики, интеграция врача в жизнь школы;

— изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам;

— еженедельные конференции учителей с целью постоянного профессионального развития;

— коллегиальное самоуправление школы учителями без директора;

— совместная работа учителей и родителей по воспитанию учеников.

При этом вальдорфские школы не подчиняются никаким вышестоящим органам, совершенно независимы от государства, управление осуществляется коллегией педагогов, а родители координируют это управление и при необходимости вносят свои коррективы. Обучение в школах является платным, но дифференцированным в зависимости от материального обеспечения родителей. Те родители, которые не в состоянии оплачивать обучение в школе, совсем освобождаются от оплаты, а богатые платят соответственно больше. Оплата педагогов также дифференцирована. Решением коллегии определяется потребность в финансовой поддержке каждого учителя в данное время и соответствующим образом распределяется фонд заработной платы.

Срок обучения в вальдорфских школах длится 12 лет, но для тех учеников, которые поступают в университет, есть еще 13-й «абитуриентский» класс. Подготовка к поступлению в университет не является главной целью школы, однако уровень такой подготовки в вальдорфских школах в среднем несколько выше, чем в обычных государственных школах.

Школьная программа и расписание занятий в вальдорфской школе организованы таким образом, чтобы ученики максимально углубленно изучили главные предметы. Учебный день состоит из трех частей: первые два урока посвящены главному предмету, которому уделяется 3-4 недели обучения; в середине дня изучаются предметы, которые активируют дыхание – иностранные языки, музыка, эвритмия; заканчивается день обучением различным ремеслам. Трудовому воспитанию в школе уделяется особое внимание, учениками приобретаются практические трудовые навыки.

Вальдорфская педагогика отличается абсолютно уникальной организацией не только процессов воспитания и обучения, но и техники оформления школ. Каждый класс школы каждый год окрашивается в определенный цвет в зависимости от возраста его учеников. Школа как бы взрослеет вместе со своими учениками. При оформлении классов используются преимущественно природные материалы теплых оттенков. Рудольф Штайнер уделял особое внимание дизайну интерьера школы как к важному психологическому компоненту.

Психологическая атмосфера в такой школе отличается спокойствием и взаимопониманием между учениками и учителями, взаимоуважением и ответственностью. Это объясняется принципом построения организации школы снизу вверх и отсутствием формального руководства. Психологический принцип возрастной педагогики также способствует этому взаимопониманию и позволяет избегать ненужных конфликтов.

Вальдорфская педагогика в России — Вальдорфская школа

Параллельно с радикальными преобразованиями, которые переживала наша страна на рубеже 80–90-х годов XX в. возникла потребность инноваций и в сфере образования. Стал возрождаться интерес к педагогическому труду, начался активный творческий поиск. Появились широкие возможности для обмена опытом с зарубежными странами в этой сфере. Знакомство с принципами вальдорфской педагогики дало импульс для организации подобных школ и в нашей стране, и это не случайно – идеи, которые развивал основатель вальдорфской педагогической системы Рудольф Штайнер, оказались созвучны педагогическим воззрениям многих русских передовых людей, живших в XIX-ХХ вв. – К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и многих других. Например, К. Д. Ушинский, крупнейший представитель российской педагогики XIX века, которого называют «великим учителем русских народных учителей» считал, что педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук. Он ставил во главу угла необходимость всестороннего изучения человека и утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Л. Н. Толстой писал, что «только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию новых методов воспитания детей, которые должны были основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. А выдающийся педагог-новатор уже советского времени В. А. Сухомлинский профессию учителя называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Таким образом, принципы вальдорфской педагогики оказались напрямую соотносимы с основными положениями передовых российских педагогических концепций XIX–XX вв. 

В 1990 году в нескольких городах России, на базе существующих общеобразовательных школ появились классы, где отдельные учителя начали преподавать по вальдорфскому методу. Из таких классов в дальнейшем выросли школы «Семейный лад» в Москве, Ярославская вальдорфская школа. В 1991 году начали свой путь Самарская и Смоленская вальдорфские школы. В 1992 году в Москве муниципальная школа №1060, реализующая образовательные программы по вальдорфской системе, стала участником пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве. С 1992 года вальдорфские школы начали открываться по всей стране.

Сегодня в России работает 20 школ (14 негосударственных и 6 государственных), около 60 детских садов, четыре семинара по подготовке учителей, несколько социально-педагогических инициатив, несколько лечебно-педагогических учреждений.

В 2006 году утверждены Образовательные программы Российских вальдорфских школ. Вальдорфские школы России объединены в Ассоциацию. Российская Ассоциация в свою очередь входит в Международную Ассоциацию вальдорфской педагогики (IAO) и Европейский Совет Вальдорфского образования (ЕСSWE).

Вальдорфская педагогика

Одни считают, что это религиозная секта, куда заманиваются чистые детские души, другие уверены, что вальдорфские сады предназначены исключительно для умственно отсталых детей, и мало кто реально представляет, чем же занимаются вальдорфские педагоги, и что из этой методики можно успешно применить дома.

Педагогика для всех

Для начала немного истории. Вальдорфской педагогике, не много не мало, восьмой десяток лет. Основал ее немецкий философ Рудольф Штайнер. В первой четверти двадцатого века он открыл школу для детей, родители которых работали на табачной фабрике Вальдорф Астория. Однако в его школу сразу же пришли ребятишки из самых разных социальных слоев. С самого начала педагогический метод Штайнера был ориентирован на личность ребенка, а не на его социальное происхождение.

Хотя Рудольф Штайнер был ученым-философом, его взгляды на воспитание детей были удивительно практичны. Именно он впервые в истории заявил, что детство – это уникальный период в развитии человека, к которому следует внимательно присматриваться, наблюдать, делать выводы. При этом в его педагогике нет специальных методических приемов, это жизнь с ребенком, наполненная особым смыслом.

Каковы сами, таковы и сани

Помните старую шутку: «Сынок, делай так, как я говорю, а не так, как я делаю»? Так вот, вальдорфская педагогика, как никакая другая, подчеркивает, что детей мы воспитываем именно своими действиями, а не словами. Рудольф Штайнер специально наблюдал за различными периодами человеческого развития и пришел к выводу, что первое семилетие жизни (период детства) – это возраст подражания.

Именно подражание является основной движущей силой для развития ребенка. Благодаря этому свойству малыш осваивает практически все самые необходимые навыки: прямохождение, речь, умение манипулировать различными предметами.

Известно, что если маленький ребенок попадает в звериную семью, он передвигается исключительно на четвереньках. И когда он впоследствии (после 7 лет) оказывается среди людей, ему удается освоить прямохождение, но такой способ передвижения уже никогда не будет для него естественным. Дети немых родителей, не слышащие обычной речи, тоже не могут заговорить, даже если с физиологией у них все в порядке. Они просто не знают, как это делается!

И в обычной семье маленькие дети с поразительной точностью перенимают родительские жесты, интонации, поворот корпуса, они впитывают это буквально с материнским молоком. Если мамины и папины вещи будут валяться на полу, то бесполезно требовать от ребенка, чтобы он аккуратно складывал свою одежду в шкаф. С какой точностью трехлетний малыш воспроизводит интонации папы, который говорит по телефону со своим клиентом! А пятилетняя девочка будет общаться со своей куклой именно так, как мама общается с ней.

И посему, говорят вальдорфские педагоги, пытаясь подогнать ребенка под определенный образ, сложившийся у вас в голове, начните с себя: вы сами соответствуете этому образу?

Если мы небрежно сбрасываем ботинки, входя в дом, то ребенок будет делать это точно так же. Если мамины и папины вещи разбросаны повсюду на полу, то не ждите от малыша, что он аккуратно и педантично будет развешивать на плечики свои платьица и рубашки. И объяснять словами, что такое хорошо и что такое плохо, занятие бесполезное. Ребенок будет делать так, как вы делаете , а не так, как вы говорите.

Ритм жизни

Вся наша жизнь пронизана ритмом. Мы ритмично дышим, у нас есть определенные биологические ритмы дня и ночи, работы и отдыха, напряжения и расслабления. Однако, когда человек только появляется на свет, эти многочисленные ритмы у него еще не сформированы. Ему предстоит этому научиться.

И вальдорфская педагогика очень большое значение придает ритмическому циклу ребенка. Прислушайтесь к собственному дыханию. Каждый ли слышит, как он дышит? Мы сначала интенсивно вдыхаем в себя воздух, делаем паузу, а затем выдыхаем энергию, переработанную внутри нас и потому ставшую уже отчасти своей. Концентрация и расслабление, восприятие и отдача – это важнейшие моменты, которые должны присутствовать в жизни ребенка.

Родители, увлекшись новомодными методиками раннего развития, нередко забывают об этом. Однако у ребенка, который перегружен интеллектуальной информацией, часто нарушается сон, он становится крикливым и беспокойным. А дело в том, что малыш буквально не в состоянии переварить обилие обрушившихся на него впечатлений.

Давайте посмотрим, как устроен день в вальдорфском детском саду. Это не просто режим дня, это циклы концентрации и расслабления, которые поочередно сменяют друг друга.

Итак, малыш приходит в группу. Воспитательница ласково здоровается за руку с каждым, потом – общее приветствие. День начался, и ребенок осознает свое место в этом мире здесь и сейчас.

После короткого приветствия – свободная игра. Это способ самовыражения. Именно в игре детям необходимо пережить события и ощущения, которыми наполнена их жизнь. Ребятишки играют, а воспитатели рядом с ними занимаются своими взрослыми делами – готовят еду, шьют кукол, рукодельничают. Любой ребенок может к ним присоединиться, а может остаться в детской компании. К собственным желаниям ребенка вальдорфские педагоги относятся с большим уважением: малыш присоединяется к взрослым делам только в том случае, если ему самому этого хочется. Его можно лишь пригласить к взрослому творчеству, но опять же – не словами! – а действием.

После свободной игры обычно происходит уборка. Это очень важный «собирательный» момент. Помните, в какие баталии превращается порой дома уборка игрушек? А в саду воспитательница начинает прибирать разбросанные игрушки, напевая немудреную песенку: «Все на место положу, аккуратно все сложу…»

И почему-то все дети присоединяются к разбору игрушечных завалов, которые так быстро образуются после любой игры. Это еще один важный момент: все должно вернуться на свои места. Каждая кукла – на свою кроватку в кукольном домике, все ракушки, желуди, каштаны – в свою корзинку, шелковые платочки – на полку и т.д.

Также можно действовать и дома. У каждой куклы должно быть свое спальное место, и кукол при этом не должно быть много. Иначе ведь не уследишь за всеми игрушечными детьми…

После уборки – интенсивная музыкально-ритмическая (или хороводная) игра. Здесь на первый план выступает взрослый, воспитатель. В песнях и движениях он переживает явления природы, сельскохозяйственный цикл, а дети, настроившись на его ощущения, осознают свою причастность к большому миру. Такая игра требует высокой степени концентрации.

И после нее – снова расслабление, свободная игра на прогулке.

Потом обед, который почему-то хочется высокопарно назвать совместной трапезой. И дети, и взрослые садятся за общий деревянный стол, покрытый льняной скатертью или салфетками… А собственноручно нарезанный салат подается в красивых глиняных тарелочках.

После обеда – сон в уютных кроватках под лоскутными одеялами, потом – полдник, лепка из воска или рисование.

Будни и праздники

Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. И это не опостылевшие утренники, а настоящие праздники детской души. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена.

На праздник урожая все вместе прямо в группе пекут пироги с капустой, каждому малышу дарится корзинка с осенними дарами и какая-нибудь особая «урожайная» игрушка. А промозглым ноябрьским вечером с горящими разноцветными фонариками все теплая компания отправляется на поиски клада, который оставили добрые гномы (кстати, таким образом удается сгладить остроту детских страхов, приходящуюся как раз на 5-6 лет). Рождество невозможно представить себе без традиционного спектакля о Чуде. Масленица – пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все вместе отправляются в лес на особую масленичную поляну. А там – санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются два чьих-нибудь папы). И взрослые, умудренные опытом, солидные папы и мамы веселятся, как дети. На Пасху катают разноцветные яйца, пекут куличи (дети непременно пекут в группе маленькие куличики, сами их украшают и гордо приносят домой).

К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Это могут быть и лоскутные мячики, и настоящие куклы, и ангелы, и даже гномики, свалянные из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручаются деревянные игрушки. И ничего, вечно занятые папы вполне справляются с задачей, порой проявляя недюжинные таланты!

Вальдорфцы вообще предпочитают естественные материалы. Если лепить, так из ароматного пчелиного воска, если строить, так из дерева, если шить, так из мягчайшего шелка или теплой шерсти. И в самом деле, натуральные материалы обладают какой-то особой энергией и притягательностью.

Нужно ли ребенку раннее развитие?

Последователей Рудольфа Штайнера нередко упрекают в том, что они, дескать, слишком поздно начинают учить детей писать и считать. Да, в вальдорфском саду вообще нет специальных занятий по развитию речи, счету, письму, знакомству с окружающим миром. Однако вальдорфские педагоги видят свою задачу в другом. С маленькими детьми довольно много занимаются развитием мелкой моторики, ручным трудом, рукоделием. И любые занятия строятся на практической, живой деятельности.

Взять, например, умение классифицировать предметы, столь ценимое школьными и дошкольными педагогами. Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то попугаи среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.

Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.

И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.

А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.

В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.

Вальдорфские педагоги всячески поощряют свободное экспериментирование с предметами. Что будет, если на маленький камешек установить большой? Не получается? А если наоборот? Причем, взрослый никогда не диктует и не указывает, что нужно делать, поскольку наиболее ценно именно самостоятельное решение. Судите сами – что требует большей интеллектуальной работы и концентрации внимания, большей аккуратности и точности движений – собрать башню из конструктора ЛЕГО или из плоских камешков?

Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяют развитию творческих способностей. При этом там нет специальных занятий, направленных на обучение. Рисование (его еще называют «игрой с красками») учит детей находить собственные решения, не привязанные ни к одному шаблону. Незаметно, исподволь развиваются и музыкальные способности, слух, чувство ритма. Воспитатели обычно много поют и играют на музыкальных инструментах – ксилофоне, лире, флейте. Эти инструменты всегда доступны детям, они могут попробовать и сами поиграть на них или использовать их в самостоятельной свободной игре (напомним, что в традиционных детских садах пению и музыке посвящен лишь один час в неделю).

Говорят, что после вальдорфского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. На примере своей дочери могу сказать, что это не так. Все очень индивидуально, и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. После окончания детского сада одни дети идут в вальдорфскую школу, а другие – в обычную. И те, и другие вполне успешно адаптируются в новой среде. И я до сих пор убеждена, что из имеющихся нынче вариантов вальдорфский сад – это самое мягкое и демократичное место для малыша-дошкольника.

Инесса Смык

Благодарим за помощь в подготовке материала Е.А.Абдулаеву, вальдорфского педагога

По материаам журнала «Мой Кроха и Я»

Источники

  • Sobo EJ. Salutogenic Education? Movement and Whole Child Health in a Waldorf (Steiner) School. // Med Anthropol Q — 2015 — Vol29 — N2 — p.137-56; PMID:25294256

Терапевтикум — О вальдорфской педагогике кратко

   Вальдорфская система образования и вальдорфские школы, которых насчитывается уже больше 1000, существуют во всем мире.Они базируются на антропософии, которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861-1925). В 20 книгах и 6000 лекциях им были затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

   Мы не будем подробно останавливаться на учении и взглядах Штайнера, желающие могут ознакомиться с его произведениями или их критикой самостоятельно. Наша цель — рассказать кратко и понятно, что такое вальдорфская педагогика в целом и чем отличаются вальдорфский детский сад и вальдорфская школа от обычных.

   Фундаментом вальдорфского образования считается другой взгляд на человеческую жизнь и ее стадии

   Согласно ему, вся жизнь человека делится на три фазы: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти.Но мы рассмотрим здесь только первую, детскую фазу развития человека, которая, в свою очередь, тоже делится на три периода.Если мы рассмотрим периоды развития ребёнка от грудного возраста до достижения взрослости в 21 год, то можно различить три больших периода.

• Первый период (от 0 до 7) — грудной и маленький ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и окружённый материнской заботой.
• Второй период (от 7 до 14) — ребёнок делает шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа.
• Третий период (от 14 до 21) — время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии.

   С биологической точки зрения можно определить те же периоды следующим образом:

1. период от рождения до смены зубов;
2. период от смены зубов до наступления половой зрелости;
3. период от наступления половой зрелости до совершеннолетия.

   Маленький ребёнок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя всё из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. Он живёт в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.  Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребёнка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Ребёнок подражает не только видимым фактам, но и образу мыслей человека, который долго находится с ним. Это становиться составной частью его жизни. Тот, кто в раннем детском возрасте не смог удовлетворить, реализовать эту потребность прежде всего из-за недостаточного душевного контакта с родителями, остаётся подражателем навсегда, неуверенны, неудовлетворённым собой человеком.  Этому не противоречит тот факт, что ребёнок, с другой стороны, рано становится самостоятельно-творящим существом. Но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни.

   Ребёнок второго семилетия имеет уже свой собственный мир, в котором он живёт.  Этот мир, словно сказочный сад, обнесён высокой стеной, отгораживающей его от действительности. Ребёнок царствует в этом мире. Здесь возможно всё, о чём мечтается.  Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нём, пока не станут своими. В этот период у ребёнка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи ещё довольно внешние и, в сущности, не настроены на другого. Они, скорее, определяются желанием жить и играть с другим в своём собственном мире.

   В возрасте примерно семи лет у ребёнка появляются новые устремления. Он хочет идти в школу, хочет учиться, и вполне определённым образом: он хочет обрести внутреннюю опору, он хочет испытывать полное доверие к учителю, всему, что тот говорит и делает.  У детей, которые в первые годы жизни получали достаточную пищу для удовлетворения своей потребности к подражанию, это стремление к авторитету развивается само собой.  Дети, которым слишком рано пришлось принимать самостоятельные решения и выдавать самостоятельные суждения, нередко чувствуют определённую неуверенность. Их недоверчивость, их стремление к противоречию, свидетельствуют не о силе духа, а о внутренней слабости. Поскольку потребности в подражании в раннем детстве не были удовлетворены, они ищут для себя, особенно в подростковом возрасте, так называемые «особенные авторитеты».

   В период полового созревания (пубертатный период) пробуждаются совсем другие потребности: стремление проверить внешнюю сторону бытия и научиться понимать жизнь человека во всех её «углах и извивах», то есть, другими словами, ребёнок достигает такого возраста, когда у него формируются действительно глубокие интересы.  Для того, чтобы это состоялось, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты.

   Только в третий период, с началом полового созревания, стена между внутренним миром ребёнка и действительностью медленно рушиться. Он хочет изнутри завоевать эту действительность и может это сделать, потому что за прошедший период он приобрёл душевное единство. В своём собственном мире он познал центр, с которым всё соотносится и всё исходит: собственное «Я» — свою индивидуальность. Теперь, исходя из этого, он проникает во внешний мир и хочет его преобразовать согласно своим собственным нормам. Он стал теперь социально активен. Дружеские связи, которые теперь образуются, являются настоящими дружескими связями. Это поиск другого человека как индивидуальности.  У подростков, если они, благодаря полученному к этому возрасту соответствующему воспитанию, жизнелюбивы и уверены в себе, потребность в углублённом познании мира и человека возникает как бы сама собой.

Итак, социальные способности, которые можно воспитать на описанном здесь пути, таковы:
• через подражание в дошкольном возрасте – к осознанию свободы и неприкосновенности других людей;
• через авторитет в школьные годы – к чувству уверенности в жизни, а благодаря этому к способности демократической совместной работы;
• через обучение, осуществляемое в подростковом возрасте в близком человеческом контакте с учителями – к углублённому интересу к миру, к людям, к жизни.

(Из работ Ф.Карлгрена и Б.Ливехуда )

Продолжение статьи на сайте Воронежской Вальдорфской школы Радуга

 

 

Вальдорфская школа в Базеле: какой я ее увидела

Наверное, это просто счастливое совпадение: в год столетнего юбилея системы Рудольфа Штайнера нам удалось побывать в вальдорфской школе в Базеле. Первая вальдорфская школа открылась в Швейцарии в 1926 году, в ней было 3 класса и 30 учеников. Образовательному комплексу Бирсфелден, который мы посетили, 90 лет. На сегодняшний день комплекс включает 6 детских садов, 2 игровые группы, 25 классов школы (с 1 по 13 класс). В комплексе обучаются 700 детей, работает 126 сотрудников и учителей. Французский и английский языки преподаются с первого класса. 10-12-е классы представляют собой интегрированную среднюю школу, по окончании которой можно получить сертификат IMS B и IMS F. Степень IMS B открывает возможности для поступления на профессиональное обучение, а IMS F открывает путь в университеты прикладных наук.

В 2016 году открылся 13 класс, который готовит студентов к экзаменам на получение степени бакалавра.

Каждое утро здесь начинается с песни или декламации стихов. Неважно, какой урок – физики, музыки или математики, «распевку» проводит учитель. Это ритуал и настрой на день. Духовности и воспитанию свободной личности в школе уделяется особое внимание – как нам объяснили, учителя не «давят» детей, а «тянут» и готовят к жизни.

Урок музыки

Он был просто потрясным. Кабинет музыки очень удобный, с хорошим инструментом и акустикой. Учитель за инструментом видит всех детей, помогает им иногда взглядом, иногда жестом. Но они и сами знают, что делать. 6 класс — трудный возраст. Но как поют! Чисто. Идеальный унисон. Хорошее двуголосие. Слышат друг друга. Слышат учителя. Немножко стесняются, кто-то еле открывает рот, кто-то отвернулся. Но поют. Очень хорошо поют, шикарная артикуляция, динамика, кульминация, окончания фраз – все естественно, легко, без натуги.

В первый же день после приезда я посмотрела фильм «Les Choristes» («Дети месье Матье») — песня, которую исполняли ребята, была «Vois Sur Ton Chemin» («Разгляди на своём пути»):

«Разгляди на своём пути

Забытых сорванцов,

Протяни им руку,

Чтобы направить их

В другое будущее…»

В мае 6 «b» представит песни из «Les Choristes» на суд зрителей.

В коридоре лежали и стояли футляры с инструментами, готовые к репетиции оркестра, вероятно во второй половине дня, когда начинаются занятия дополнительного образования. Основной принцип дополнительного образования – не столько образование, сколько подготовка к жизни. И никто из детей не ставит вопрос так: «Зачем мне ваша музыка? Она мне в жизни не пригодится». Петь, музицировать, слушать музыку в дальнейшей жизни так же естественно необходимо, как дышать. Далеко не все выпускники школы становятся профессионалами, но они любят петь и поют в любительских хорах, владеют несколькими музыкальными инструментами и играют в любительских оркестрах,  музицируют дома, разбираются в музыке разных эпох и посещают концерты.

Посмотрела афишу на сайте школы — заключительный концерт оркестра 9-12 классов прозвучит 30 апреля.

Урок информатики

Учитель в классе уже надевал куртку и снимал листы с математическими расчетами с доски, когда мы заглянули в класс. Он только что помог ребятам рассчитать коды для электронных весов.

Теперь они перешли в класс информатики, чтобы по расчетам составить программу.

Со стороны казалось, что это не урок, а некий бесформенный и неконтролируемый процесс. На самом деле – высочайшая форма организации урока, когда учителя не видно среди учеников, но в нужный момент он всплывает, регулирует и направляет. И снова исчезает, чтобы вновь появиться.

Театральный урок

Каждый восьмой класс завершает театральный проект, который они репетируют в течение четырех недель. Это не только работа в художественном смысле. Работа над спектаклем несет в себе еще социальную задачу: ученики играют роль, но они должны учиться работать вместе и вне сцены. В процессе работы над спектаклем они узнают много нового лично о себе, как сильные свои стороны, так и слабые.

Репетиция спектакля — полное впечатление хаоса, происходящего в зале. Кто-то декламирует что-то на сцене, кто-то ходит по залу. Фигура учителя возвышается не трибуне, он что-то говорит и такое ощущение, что его никто не слушает. Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи 12 «b» класс покажет в конце апреля. «Мир- это сумасшедший дом, а вот и его штаб-квартира», так представлен спектакль на рекламке.

На уроки эвритмии мы не попали. Но они в школе есть. Достижение уравновешенности, гармоничности осуществляется через занятия, соединяющие в себе музыку, пантомиму и поэтическую речь.

Школьные правила

Привлек внимание пункт о контроле пропусков занятий без уважительной причины: три неоправданных опоздания на уроки соответствуют неоправданному отсутствию. Три или более неоправданных пропусков могут служить причиной для расторжения договора со школой. Точные подробности контроля отсутствия и опоздания прописаны отдельно «для всех лиц, вовлеченных в школьное сообщество в одинаковой степени».

Среди детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах Базеля, до 50 процентов детей-мигрантов. В комплексе Бирсфелден их гораздо меньше, так как школа платная.

Урок ремесла в 10 классе. Вытачивание деревянной ложки в соответствии с расчетами.

Взносы родителей

Школа финансируется за счет родительских взносов, которые связаны с доходами. Родители обычно платят одинаковую сумму независимо от того, сколько у них детей в школе – 3 тыс.фраков в месяц. В этой модели семьи с более высокими доходами поддерживают семьи с более низкими доходами. Для сравнения – стоимость группы продленного дня в Базеле составляет 2 тыс франков.

Учителя

Все учителя школы имеют классическое образование. Некоторые в дополнение к нему имеют специальное образование и квалификацию, что-то наподобие  «мастер производственного обучения». По швейцарским меркам зарплата учителя школы Штайнера небольшая — в два раза меньше зарплаты учителя государственной школы, которая составляет примерно 7 тыс франков. Так что учитель школы Штайнера – это состояние души. Учителя свободны в своих действиях, не давлеют над детьми и, как показывает опрос родителей, хорошо их учат.

\
Нас угостили хлебом, который испекли третьеклассники под этим навесом. Очень вкусно.

Что думают родители о качестве образования в школе

Опрос родителей проходил в 2016 году. Он охватил 246 семей. По результатам опроса, семьдесят процентов родителей считают, что учителя хорошо занимаются с детьми в классах, в результате чего у детей появляются «навыки и способности, а не просто извлекаемые знания». Учителя, считают родители, находятся в гуще жизни современности, серьезно относятся к вопросам воспитания, индивидуальной поддержки учащихся, помогают в преодолении трудностей в обучении. Вместе с тем, по мнению родителей, учителя недостаточно инновационны, недостаточно требовательны к детям и не так часто общаются с родителями, как  хотелось бы. Тем не менее, 9 из 10 родителей отправили бы своего ребенка обратно в Базельскую школу Рудольфа Штайнера.

Станки для работы в 10-12 колассах стоят прямо на улице.

Работы, выполненные шестиклассниками.


Такие коробочки сделали дестиклассники.

«Наполняйте себя фантазией!»

Этот совет учителям дал Рудольф Штайнер в «Ритуальных текстах праздников для свободного христианского религиозного обучения и собрании изречений для учеников и учителей Вальдорфской школы». Думаю, и спустя 100 лет совет актуален независимо от того, в какой стране ты живешь и работаешь учителем. По крайней мере, стоит хотя бы вспомнить о нем.

Подписаться на авторский канал Эльвиры Федюшиной

Что такое вальдорфское дошкольное образование?

Основные характеристики образования Штайнера / Вальдорфа для ребенка от рождения до семи лет

Будущее развитие каждого ребенка в отдельности и человечества в целом зависит от полезного для здоровья опыта в первые семь лет жизни. Атмосфера любящего тепла и руководства, способствующая развитию радости, удивления и благоговения, поддерживает такое здоровое развитие. Важнейшим аспектом работы с маленьким ребенком является внутреннее отношение воспитателя, который подает пример для подражания ребенку.Поэтому работа вальдорфского педагога требует непрерывного процесса исследования и самообразования, включая антропософское изучение, медитативную практику, художественную и практическую деятельность.

В яслях-детских садах Вальдорфа, программах ухода на дому, центрах ухода за детьми, программах для родителей и детей и других местах закладываются основы для последующего обучения и здорового развития, включая физический, социальный, эмоциональный, интеллектуальный и духовный рост на протяжении всей жизни.

Это образование, основанное на понимании развития человеческой индивидуальности, предлагает защиту и уважение достоинства детства.Он включает в себя понимание развития ребенка от до рождения до семи лет, в том числе уникальное значение развития ходьбы, речи и мышления в первые три года жизни.

Мероприятия в Вальдорфском дошкольном образовании учитывают возрастные потребности детей младшего возраста в развитии, начиная с акцента на ориентированной на волю физической активности в первые три года, затем на творческой игре в средние годы раннего детства, а позже более когнитивный подход к обучению после того, как ребенок пойдет в школу.

Образовательные принципы

Вальдорфские программы могут различаться в зависимости от географии, культуры, размера группы, возраста и индивидуального подхода к обучению. Учитывая эти различия, у вальдорфских программ есть некоторые основные характеристики:

  • Любящий интерес и принятие каждого ребенка
  • Возможности для самостоятельной игры с простыми игровыми материалами в качестве основного занятия для маленьких детей.
  • Это работа маленьких детей, которая дает им возможность переварить и понять свой опыт.
  • Осведомленность, которую маленькие дети учатся посредством подражания, через опыт различных сенсорных впечатлений и посредством движения. Их естественная склонность — активно исследовать свое физическое и социальное окружение. Окружающая среда предлагает ограничения, структуру и защиту, а также дает возможность рисковать и преодолевать трудности.
  • Акцент на реальном, а не на виртуальном опыте, чтобы помочь ребенку сформировать здоровые отношения с миром.
  • Художественные занятия, такие как рассказывание историй, музыка, рисование, ритмические игры и моделирование, способствующие здоровому развитию воображения и творческих способностей.
  • Значимая практическая работа, такая как приготовление пищи, выпечка, садоводство, ручная работа и домашняя деятельность, которая предоставляет возможности для развития раскрывающихся человеческих способностей. Здесь упор делается на жизненные процессы, а не на результаты обучения.
  • Предсказуемые ритмы дня, недели и года, которые обеспечивают безопасность и ощущение взаимосвязи и целостности жизни. Сезонные и другие праздники отмечаются в зависимости от культурного и географического окружения.

Мы осознаем, что здоровое развитие ребенка наиболее полно раскрывается в контексте сообщества со здоровыми социальными отношениями между родителями, учителями и детьми. В нашей административной, финансовой практике и процессах лидерства мы работаем совместно, а не иерархически. Программы Штайнера / Вальдорфа для детей младшего возраста, как правило, некоммерческие, как выражение свободной культурной жизни и не основаны на личных интересах или личной выгоде . Педагоги Waldorf стремятся создать такие сознательные сообщества для сотрудничества вокруг детей, о которых они заботятся, и рассматривают их деятельность как часть всемирного культурного импульса.

Члены Совета IASWECE (воспитатели и инструкторы дошкольного образования из 36 стран) подготовили это заявление, в котором описываются основные характеристики вальдорфского детского сада. Мы надеемся, что этот документ станет полезным справочником для тех, кто работает над разработкой вальдорфских программ для детей младшего возраста по всему миру.

Загрузите PDF-файл с основными характеристиками дошкольного образования Штайнера / Вальдорфа здесь

См. Также:

«Универсальный человеческий дух вальдорфского дошкольного образования»

«Основы вальдорфского дошкольного образования», Сьюзан Ховард

Какое образование вдохновлено вальдорфской педагогикой? — Горная школа Сиринги

Вальдорфское образование было разработано австрийским философом и ученым Рудольфом Штайнером в начале 20 века.

Вальдорфские методы основаны на учебной модели, которая учитывает конкретные стадии развития ребенка. Философия Вальдорфа рассматривает образование как искусство, поэтому каждый предмет, будь то математика, биология или английский язык, представлен таким образом, чтобы соответствовать стадии развития ребенка. Каждый предмет представлен на основе непосредственного опыта и часто дополняется искусством, поэзией, музыкой или драматургией.

В начальных классах учебная программа, вдохновленная Вальдорфом, обеспечивает неторопливый способ обучения, который сводит к минимуму современные факторы стресса и защищает детство, одновременно поощряя творческое самовыражение детей и развивая их воображение.По мере взросления детей процесс обучения ускоряется и предлагает программу, которая знакомит учащихся с тем, где они находятся в процессе развития.

Задача учителя — выявить врожденные способности ребенка , создав в классе атмосферу, которая наполняет детей интересом, удивлением и энтузиазмом.

Вальдорфское образование направлено на то, чтобы каждый ребенок развивал свои врожденные таланты и способности и вырастал уравновешенным взрослым, способным вносить свой вклад в жизнь общества.В последнее десятилетие вальдорфское образование в Соединенных Штатах начало переходить в государственный сектор, и многие чартерные школы черпали вдохновение в работе Рудольфа Штайнера и учебной программе Вальдорфа.

Некоторые основные моменты вальдорфского подхода к обучению:

В процессе обучения широко используются музыка, искусство и движение. Особое внимание уделяется танцу / ритмике, акварели, флейте / флейте, а в более поздние годы — скрипке / виолончели, песням по кругу, вязанию и вязанию крючком, резьбе по дереву и природным ремеслам.

Рассказ

Рассказывание историй используется для пробуждения воображения, развития словарного запаса и устной речи, удержания внимания и обучения таким предметам, как математика, история, география, общественные науки, письмо и чтение.

Природа

Метод Вальдорфа делает упор на природу и бережное отношение к окружающей среде. Дети проводят время на улице, исследуя окружающий мир, получая более глубокое понимание науки и изучения природы.

Реальная жизнь

Дети изучают реальные жизненные задачи, такие как ведение домашнего хозяйства, кулинария, рисование из ткани и садоводство.

Ограниченная технология

Технологии не придают значения в первые годы в школе и дома. Ожидается, что родители зачисленных детей будут значительно ограничивать доступ своих детей к компьютерам, телевизору и видеоиграм.

Испанский

Испанский язык начинается для учеников первого класса.

Учитель зацикливания

Учителя следят за своими учениками от первого класса до средней школы. Это позволяет учителям развивать более тесные отношения со своими учениками и разрабатывать учебную программу, основанную на потребностях и сильных сторонах учеников.

Основные уроки

Основные уроки включают все традиционные предметы и обычно проводятся в течение 6-недельных занятий, что позволяет детям установить более глубокие и личные отношения с материалом и, следовательно, удерживать его дольше.

Сезонное исследование

Сезонные исследования и фестивали преподаются и отмечаются круглый год.

Вальдорфский метод обучения предлагает академически строгую учебную программу, представленную в соответствующем для развития и интегрированном контексте искусства.Было показано, что этот целостный, сбалансированный подход дает лучшие академические результаты. Фактически, студенты с уолдорфским образованием равны или превосходят своих сверстников по таким изучаемым параметрам, как математика, естественные науки и навыки чтения. Не менее важны наблюдаемые, но менее легко документируемые когнитивные способности, такие как эмоциональный интеллект, социальное взаимодействие, гибкость и упорство, которые демонстрируют эти студенты.

Syringa Mountain School предлагает строгую и актуальную учебную программу, которая позволит ученикам преуспеть в учебе и изящно перейти в старшие классы государственной средней школы.

Что такое Waldorf Education? — Freunde Waldorf

Первая Вальдорфская школа

… была основана в Штутгарте в 1919 году Эмилем Мольтом (1876-1936) и Рудольфом Штайнером (1861-1925) и была первой школой, которая реализовала принцип социальной справедливости. обучение на практике. Молодые люди получали образование вместе, независимо от социального происхождения, способностей и призвания. Вальдорфская школа в Штутгарте была первой общеобразовательной школой, которая заменила принцип отбора педагогикой поощрения и поддержки.

Повторение учебного года не является вариантом

Все учащиеся проходят 12 лет обучения без повторных занятий; Вся учебная программа вальдорфских школ основана на индивидуальных потребностях учащегося в развитии с учетом эмоциональных, интеллектуальных и личных способностей и потребностей. Учебная программа является комплексной, междисциплинарной и художественной. Таким образом пробуждаются и развиваются воображение и творческие способности, которые наиболее важны как для человека, так и для общества.

Искусство и ремесло

Все виды ремесел стимулируют дифференцированное развитие воли и практическую ориентацию ученика на жизнь.

Учебная программа, ориентированная на развитие

Важнейший принцип вальдорфской учебной программы заключается в согласовании содержания обучения и методов обучения с процессом обучения ребенка и этапами человеческого развития в детстве и подростковом возрасте. Уроки разработаны с целью воспитания внутренней свободы и независимости человека.

Воспитание воображения

В школьные годы, когда учащиеся развивают свою способность к суждению, образование воображения является важным принципом обучения.Факты рассматриваются таким образом, чтобы учащийся мог понять и увидеть их на основе своих законов и характеристик как живые образы, основанные на опыте.

Науки

Научный характер многих предметов с 9 по 12 класс рассматривается в тесной связи со стремлением к индивидуальности и возрастающей силой суждения, которая начинает развиваться примерно в четырнадцать лет. Вальдорфские школы понимают свою образовательную задачу не как довузовское образование, но они хотят обучать молодых людей таким образом, чтобы это имело какое-то отношение к их потребностям и чтобы они могли найти ответы на свои вопросы.

Блочное обучение

Метод блочного обучения делает обучение экономичным. Он применяется к таким предметам, как история родного языка, математика, естественные науки и т. Д. Предметы, которые необходимо постоянно практиковать, такие как искусство и иностранные языки, преподаются на предметных уроках — последним событием является то, что некоторые вальдорфские школы перешли на блокировку преподавания. даже по этим предметам.

Самоуправление

Вальдорфские школы заменили иерархически организованную администрацию государственных школ собственной независимой конституцией, в которой родители и учителя работают вместе.Педагогический менеджмент и контроль осуществляются через еженедельные конференции учителей, на которых все учителя имеют равные права. Общая основа — понимание развивающегося человека с антропософской точки зрения.

Что такое Вальдорф? Позвольте нам поделиться этим принципом с вами — Друзья Тахо Траки Waldorf

Итак, что именно отличает Waldorf Education от других?

Вальдорф придерживается тройственного взгляда на растущего человека.

1.Тело, душа и дух.

  • Принимая во внимание ритмы тела и мозга, исследуя готовность к обучению, обучение на природе уравновешивается с обучением в классе.

  • Уважая необходимость для учащихся учиться «с сердечной связью» с материалом… через рассказ и искусство, они «увлекаются» через изображения и воображение, чтобы «почувствовать» значение предмета (все базовые предметы).

  • Уважение уникальных качеств каждого учащегося… интересы, стили обучения, интеллект и «время расцвета» для обучения уважают человеческий дух в каждом человеке.

2. Учебная программа тщательно изучена и разработана с целью «научиться стать гражданином мира». Учителя изучают основы философии всех культур и динамику человеческого сознания. Рассказывая истории, учитель прививает уважение руководящей этике каждой человеческой культуры.

  • Начиная со сказок со всего мира, проходя через мифологии, заканчивая историями о культурных организациях, например, в: Греции, Италии, Японии, Китае, Африке, Южной Америке … и далее в истории каждой из этих культур. жизни лидеров и принципы, за которые они стояли.Учебная программа вальдорфского языка основана на этих идеях.

  • Изучение науки с помощью феноменологического подхода к обучению (на котором основаны научные стандарты следующего поколения). Это означает: встречать через чувства, форму и идею (гипотезу) о том, что вы испытываете, проверяете или истине, и формируете концепцию (тезис). Учебная программа Waldorf Science Curriculum начинается с удивления и любви к окружающей среде … она придает чувство любви и чувство безопасности, находясь на Земле … постепенно осознается, что мы находимся в сети жизни и разделяем ответственность за все здоровье, наше и Земли.Позиция, согласно которой Земля — ​​это живое существо, которого мы все любим и о котором заботимся, независимо от того, где мы живем.

  • Учебный план Waldorf Science Curriculum основан на следующих позициях: математика и инженерия существуют, так что у нас есть прочная основа для этической деятельности. Данные существуют, чтобы помочь нам представить результат … Нам нужно полагаться на точность и универсальность как на основные принципы математической работы. Числа — это способ выражения основных точек зрения, которые подпитывают наши ценности — Учебная программа по математике Вальдорфа основана на этих ключевых принципах.

3. Ребенка обучает активный, заинтересованный человек, который демонстрирует почитание «Правильного действия». Таким образом, ребенок хочет подражать себе на этом примере благородного человека.

  • Учитель учит прежде всего познавательному уровню каждого отдельного ребенка. Просить ребенка понять абстрактное знание до того, как он сможет использовать его, — это насилие над человеческой природой. Точно так же слишком поздно спрашивать — это способ принизить растущее человеческое сознание.

  • Учитель любит искусство как способ выражения более глубоких философских оснований человека. Рассказывание историй, рисование, живопись, драма, поэзия, авторские статьи в крупных газетах, бестселлеры и т. Д. — все это информирует учителя в его / ее выборе представления учебного материала в классе.

  • Вальдорфский учитель никогда не упускает из виду семь основных философских принципов, на которых была построена вальдорфская образовательная система. При этом активно обучающийся ребенок растет с чувством уважения и уважения на протяжении всего своего роста под опекой своего учителя.

WECAN | Вальдорфская ассоциация детей младшего возраста Северной Америки

Каждое образование — это самообразование, и как учителя мы можем только создать среду для самообразования детей. Мы должны создать самые благоприятные условия, в которых с помощью нашего агентства дети могут учиться в соответствии со своей судьбой. Это то отношение, которое учителя должны иметь по отношению к детям, и такое отношение можно развить только через постоянно растущее осознание этого факта.

Рудольф Штайнер, «Изменяющееся сознание ребенка»

Рудольф Штайнер (1861-1925) жил в немецкоязычной Европе в неспокойные годы на рубеже двадцатого века и Первой мировой войны. Работа его жизни заключалась в том, чтобы привнести обновленное духовное понимание в современную жизнь, вдохновить людей встать на путь внутреннего развития и дать практическое руководство в создании семян новой культуры истинной человеческой свободы.

Вальдорфское образование — международное движение, названное в честь первой школы в Штутгарте, Германия, основанное на идеях Штайнера, — основано на понимании каждого ребенка как уникальной личности, которая стремится учиться и расти, проходя путь земной жизни.Те, кто принимает маленьких детей в самом начале этого пути, могут испытать благоговение и трепет перед скрытыми духовными процессами, которые направляют рост и развитие ребенка до рождения, а также перед замечательными неизученными достижениями первых трех лет: обучением ходить, говорить и думать. Помогать детям продолжить этот путь в жизнь здоровым образом через все более глубокое понимание человеческого тела, души и духа — задача воспитателя дошкольного образования Вальдорфа.

Не только профессиональные педагоги, но и все, кто живет с маленькими детьми или заботится о них, могут быть вдохновлены и обогащены знакомством с системой дошкольного образования Waldorf. Мы приглашаем вас изучить ресурсы, которые мы собрали на этом сайте, чтобы узнать больше.

Зарегистрированные товарные знаки
Ассоциация школ Уолдорфа Северной Америки является распорядителем товарных знаков, также называемых знаками обслуживания, WALDORF, RUDOLF STEINER, STEINER и WALDORF INSPIRED, зарегистрированных в Бюро по патентам и товарным знакам США.Чтобы загрузить документ о знаке обслуживания, щелкните здесь.

Детские сады Waldorf и программы для детей младшего возраста в Северной Америке: узнайте, есть ли программа в вашем районе.
Найти программу>

Узнайте больше о том, как стать учителем дошкольного образования в Вальдорфе.

Выучить больше

Членство открыто для лиц, которые поддерживают нашу работу. Нажмите здесь, чтобы присоединиться или продлить свое членство в нашем интернет-магазине.

Присоединяйтесь к WECAN

Учитель Waldorf Education: должностные обязанности, заработная плата

Учителя в большинстве государственных школ следуют систематизированному учебному плану, в котором основное внимание уделяется стандартизированному тестированию и традиционным методам выставления оценок. Учителя Waldorf Education работают по уникальной учебной программе, призванной помочь каждому ученику реализовать свой наивысший потенциал. Waldorf Education гордится своим подходом к образованию, основанным на практическом опыте и академически строгом подходе к обучению.Учителя Waldorf поощряют использование творческих способностей и самовыражения для развития естественных открытий в процессе обучения.

Кратко: учителя Waldorf Education

Что такое Waldorf Education?

Имея более 800 школ в США, Waldorf Education является привлекательной альтернативой государственным и более традиционным частным школам. Вальдорфские школы, разработанные в 1919 году Рудольфом Штайнером, ориентированы на обучение детей посредством воображения и творчества.

Настоящая вальдорфская школа аккредитована Ассоциацией вальдорфских школ Северной Америки (AWSNA).Каждая школа находится в индивидуальном владении и управлении; большинство как некоммерческие организации. Школой управляет совет директоров, который часто состоит из родителей. Структура школы в значительной степени зависит от участия и общения родителей, а учебная программа глубоко сосредоточена на музыке и искусстве.

Должность учителя Вальдорфа

Работа вальдорфским учителем сильно отличается от работы традиционным школьным учителем. Вальдорфские учителя направляют детей через исследовательское обучение по основным предметам, таким как язык, история, математика, естественные науки и география.Вальдорфские школы также делают упор на творчество и художественное самовыражение. Такие предметы, как музыка, искусство, драма и иностранный язык, которые часто считаются дополнительными в общеобразовательной школе, занимают центральное место в вальдорфских школах.

Вальдорфские педагоги также преподают эвритмию, искусство движения, уникальное для Вальдорфа. Эвритмия объединяет внутренний дух и тело ребенка, объединяя произнесенные или спетые слова с хореографическими движениями.

В дополнение к этой альтернативной учебной программе учителя Waldorf Education не используют традиционную систему оценок, как это делают большинство государственных и частных школ.Вместо этого прогресс сообщается в течение учебного года в устной и письменной форме, с акцентом на успеваемость и достижения отдельного ребенка, а не на стандартные контрольные показатели успеваемости.

Типичные обязанности включают:

  • Четкое общение с учениками, коллегами и родителями
  • Учебная программа, ориентированная на образование, соответствующее уровню развития
  • Создавать и планировать уроки и мероприятия, способствующие увлеченному обучению, интеллектуальному росту, самооценке и социальной ответственности
  • Создавайте задания и оценивайте успеваемость учащихся
  • Сотрудничайте с учителями и родителями
  • Проведение дискуссий, демонстраций и других занятий в классе
  • Преподавание основных предметов, а также объединение предметов по развитию навыков и искусства

Кто может стать хорошим учителем Waldorf Education?

Кто-то, кто:

  • Для каждого ученика индивидуально на протяжении всего учебного года
  • Мастер по разработке творческих, живых, интерактивных планов уроков
  • Развитие и постоянная оценка методов обучения
  • Комфортный выход за пределы своей зоны комфорта в образовании
  • Способен мыслить нестандартно
  • Вдохновляет своих учеников
  • Чуткий и заботливый
  • Больные и добрые
  • С энтузиазмом учится
  • Страстный и идеалистический
  • Имеет право преподавать в школах Вальдорфа с соответствующими сертификатами и степенями

Специалисты Waldorf Education

Waldorf Education предлагает программы для учащихся от дошкольных учреждений до 12 классов.Хотя основы преподавания в Вальдорфе едины, каждый уровень образования имеет свои собственные обязанности, направленность и требования.

Обучение на разных уровнях

Вальдорфские воспитатели дошкольного образования

Вальдорфские педагоги дошкольного образования обучают детей в возрасте от 2 до 5 лет, обучающихся по аккредитованным Waldorf программам подготовки к дошкольным учреждениям. В рамках творческой игры учителя дошкольного образования Waldorf сосредотачиваются на обучении, соответствующем развитию, с упором на физическое, эмоциональное и психическое здоровье.

Учебная программа в дошкольном учреждении Вальдорфа сосредоточена на творчестве и самовыражении, а не на учебе. Эти действия могут включать переодевание, разыгрывание игр, приготовление еды, строительство, пение и рисование.

Игры на свежем воздухе в любое время года также являются важной частью дошкольного образования в Вальдорфе. Это дает молодым студентам возможность познакомиться с природой и окружающим миром, а также с различными возможностями быть активными и спокойными.

Вальдорфские педагоги дошкольного образования предлагают рекомендации только в случае необходимости, моделируя хорошее поведение, а не заставляя своих учеников проходить формальное обучение.Также в классах для детей младшего возраста Waldorf запрещены видео, компьютеры и электроника.

Учителя начальной школы Waldorf

Обучение в Вальдорфе может сильно отличаться от обучения в традиционной государственной или частной начальной школе. Учителя вальдорфской начальной школы начинают с класса дошкольников. Посредством цикла обучения они следят за теми же учениками в течение следующих восьми лет начальной школы.

Циклы хороши для доверия и последовательности, но они требуют преподавания новой учебной программы, соответствующей развитию каждый год.Зацикливание также требует понимания развития ребенка во всех возрастных группах.

Вальдорфские учителя начальной школы проводят занятия по истории, языку, искусству, естествознанию и математике блоками по два-три часа в день, каждый блок длится 3-5 недель. Предметы часто пересматриваются через различные промежутки времени, что дает учащимся более глубокое понимание предмета.

На протяжении всех классов учителя начальной школы Вальдорфа сосредотачивают внимание своих учеников на формировании навыков и обучении, которые в традиционных школах часто не учитываются.Эти предметы включают:

  • Ручная работа и ремесла, такие как вязание, вязание крючком, шитье, вышивка крестиком, базовое ткачество, изготовление игрушек и обработка дерева
  • Музыка, включая пение и игру на пентатонической флейте, блокфлейте, струнных, духовых, медных и ударных инструментах
  • Иностранные языки, которые зависят от местоположения школы, но могут включать испанский, французский, японский и немецкий
  • Искусство, которое включает акварельную живопись, рисование форм, лепку из пчелиного воска и глины, а также перспективный рисунок
  • Движение с упором на эвритмию, гимнастику и групповые игры

Учителя средней школы Вальдорфа

Учителя средней школы Вальдорфа изучают отдельные предметы для учащихся 9–12 классов.В отличие от учителей начальной школы Уолдорфа, учителя средней школы Уолдорфа специализируются на определенных предметных областях — и они не проводят циклы классов из года в год.

Учителя средней школы Вальдорфа могут специализироваться на одном из следующих предметов:

  • Искусство / история искусств
  • Науки, включая биологию, химию и физику
  • Гуманитарные науки, включая английский язык, историю и обществознание
  • Математика
  • Эвритмия (искусство движения, уникальное для Вальдорфа, объединяющее внутренний дух и тело учащегося путем объединения произнесенных или спетых слов с хореографическим движением)

Учебная программа Waldorf для старшеклассников разработана с учетом вопросов, которые обычно задают развивающиеся подростки.Темы различаются в зависимости от уровня обучения.

Преподавая в девятом классе, учителя средней школы Вальдорфа помогают ученикам развивать наблюдательность и освещать предмет через призму полярностей. В десятом классе учителя средней школы Вальдорфа развивают у своих учеников способность сравнивать и противопоставлять, а также изучать процессы и результаты. В одиннадцатом классе учителя делают упор на развитие аналитических навыков. Учащиеся двенадцатого класса должны достичь способностей к синтезу, когда они готовятся к изучению окружающего мира.

Требования к образованию и сертификации

  • Образование: средняя школа, степень бакалавра или магистра и сертификат Waldorf Education
  • Среднее время обучения: 4-8 лет

Учителям Waldorf Education необходим сертификат Waldorf Education аккредитованного центра педагогического образования Waldorf Education. Большинство программ длится около двух лет при условии полной занятости. Если вы проходите сертификацию учителя Waldorf вместе с программой получения степени магистра или выбираете график неполного рабочего дня, это может занять до четырех лет.

Некоторые программы подготовки учителей дошкольного образования не требуют наличия степени бакалавра, и зачисление на сертификацию можно начать с аттестата об окончании средней школы.

Программа подготовки учителей начальной школы Вальдорфа требует как минимум степени бакалавра.

Программы подготовки учителей средней школы Вальдорфа требуют наличия степени бакалавра в определенной предметной области. Большинство программ также ориентированы на предыдущий опыт в сфере образования и / или развития подростков.

Многие учебные программы Waldorf предлагают варианты государственной сертификации в дополнение к степеням, а некоторые предлагают возможность получения степени магистра.Все программы сертификации Waldorf предлагают интегрированный учебный план, который обеспечивает философские, художественные и практические основы для обучения Waldorf.

Диапазон заработной платы и прогнозы занятости

Заработная плата учителей Waldorf Education варьируется в зависимости от местоположения школы, образования, сертификатов, опыта и уровня преподавания.

По данным сайта Indeed.com, учителя в Вальдорфе зарабатывают 12,50 долларов в час, учителя начальной школы — 13,63 доллара в час, а учителя средней школы — 19 долларов.21 в час по США.

По данным Comparably.com, учителя в Уолдорфе зарабатывают в среднем 46 670 долларов в США.

Поскольку найти точные данные о средней заработной плате учителей Waldorf Education может быть сложно, включена информация о зарплатах в конкретных школах Waldorf.

Вот примерный доход учителей из Вальдорфа:

  • Salary.com: В школах Уолдорфа, штат Мэриленд, заработная плата варьируется от 52 607 до 76 172 долларов, а средняя зарплата составляет 64 221 доллар.
  • Paysa.com: В Detroit Waldorf School зарплата колеблется от 50 751 до 65 661 долларов, в среднем 55 948 долларов.
  • Waldorf School.com: в округе Уолдорф Ориндж зарплаты колеблются от 55 200 до 65 700 долларов.
  • Clws.org: В школе City of Lakes Waldorf School в Миннеаполисе зарплата начинается с 40 250 долларов.

Согласно AWSNA, количество вальдорфских школ удвоилось за последнее десятилетие. В связи с быстрым ростом вальдорфских школ существует постоянная потребность в квалифицированных вальдорфских учителях.Если эта тенденция сохранится, растущий спрос на квалифицированный персонал может открыть хорошие карьерные перспективы для преподавателей Waldorf.

Преимущества и недостатки для учителей Waldorf Education

Плюсов:
  • Красивые классы
  • Сильное чувство общности и общая миссия
  • Проблемные дети (или семьи) часто забирают из школы
  • Творчество и любознательность поощряются и поддерживаются
  • Улучшение жизни детей раннего возраста с годами
  • Значительное свободное время для отпуска и летнего перерыва
  • Зацикливание позволяет поддерживать прочные и эффективные отношения со студентами
  • Новые и сложные учебные программы каждый год
  • Медицинские и пенсионные пособия
Минусы
  • Забота о больших группах детей — это огромная ответственность, которая может сопровождаться значительным стрессом
  • Работа с маленькими детьми может быть утомительной, если вы в основном привыкли к общению со взрослыми
  • Заработная плата может быть меньше, чем у эквивалентных должностей в системе государственных школ
  • Отсутствие возможности трудоустройства или гарантированных долгосрочных гарантий занятости
  • Должен преподавать вальдорфскую учебную программу, используя вальдорфские методы, оба из которых были подвергнуты педагогической критике
  • Процесс зацикливания в начальной школе Вальдорфа означает, что учителя должны преподавать новую учебную программу одних и тех же учеников каждый год в течение восьмилетнего периода, что может быть проблемой

Повышение квалификации учителей Waldorf Education

Дополнительное образование

Учителя Waldorf Education с более высоким образованием и учеными степенями зарабатывают больше, чем те, у кого их нет.Продвигая свое образование, вы станете лучшим учителем, и вы можете рассчитывать на расширение своих возможностей трудоустройства и возможности зарабатывать. Получив степень магистра, вы также откроете для себя другие карьерные возможности в секторе образования за пределами школьной системы Вальдорфа.

Профессиональные ассоциации

Waldorf Education имеет множество соответствующих организаций, так что вы можете связаться с единомышленниками-преподавателями Waldorf.

Лучшее в сети

Интернет позволяет нам оставаться на связи с известными вальдорфскими учителями.Вот список наших фаворитов:

Любимые сайты и блоги Waldorf Education

Любимые аккаунты в Twitter и Instagram школы Waldorf, на которые можно подписаться

Штайнер-Вальдорф Педагогика в школах: критическое введение

Содержание

Предисловие (Герт Биеста). Благодарности. Об авторе. Вступление. Дней рождения . Хорошая практика — сомнительная теория . Авторская позиция . Штайнер и / или Вальдорф . Список литературы . Часть 1 Рудольф Штайнер и истоки его образовательных идей. Рудольф Штайнер: «Незнакомец в чужой стране». Биография и биографические мифы . Ключевые этапы разнообразной карьеры Что двигало Штайнером? Грандиозное повествование или грандиозное повествование? Гносеологическая и философская основа вальдорфского образования . Кто думает? Знания как производственная деятельность . Работа с духовной перспективой . Опыт Штайнера как учителя и наставника. Образование как часть культурной сферы, свободное от политических или экономических соображений . Воспитание ребенка 1907 . Духовная антропология Штайнера . Список литературы. Часть 2 Генеративные принципы преподавания и обучения. Генеративные принципы и как с ними работать. Пять виньеток: Основной урок младшей школы. Оптика в 7 классе . Ремесленный проект . История искусств 10 класс . Урок иностранного языка в 12 классе . Генеративные принципы преподавания и обучения. 1. Вальдорфское образование серьезно относится к духовному измерению. 2. Чувство согласованности — основа здорового обучения и благополучия. 3. Качество обучения зависит от качества подготовки учителя. 4. Дети и молодые люди должны быть готовы учиться, и им нужно время, чтобы учиться. 5. Обучение — это ритмичный процесс. 6.Процессы обучения структурированы во времени. 7. Блочное преподавание укрепляет склонность к обучению. 8. Непосредственный опыт — основа хорошего обучения. 9. Активизация воображения с помощью ярких графических описаний и изображений — еще одна мощная отправная точка для изучения . 10. Феноменологический подход делает возможным органический рост знания. 11. Обучение должно быть художественным. 12. Самостоятельная деятельность учащихся важна для обучения. 13. Хорошее преподавание и обучение зависят от развития чувств . Список литературы. Часть 3 Сообщества обучения: генеративные принципы. 14. Класс Вальдорфа — это обучающееся сообщество. 15. Учителя поддерживают обучение и развитие своих учеников, накапливая знания о них с помощью оценивания для обучения. 16. Учителя — это коллегиальное учебное сообщество, несущее ответственность за образовательное руководство школы. 17.Учебный план представляет собой всю педагогику, включая содержание, методы и результаты обучения в форме компетенций. 18. Есть несколько способов стать вальдорфским учителем. Использованная литература. Часть 4 Вальдорфское образование и академия: позиции, исследования и мировоззрение . Вступление. Проблемы с приемом. Критика как полемика. Некоторые ключевые взгляды на вальдорфское образование. Исследование выпускников. Учеба учеников в школах. Использованная литература. Part 5 Вальдорфские школы по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *