Коллективная бессознательность: Коллективное бессознательное — Психологос

Содержание

Коллективное бессознательное — Психологос

Фильм «Телеканал Культура. Программа Михаила Швыдкого Культурная революция»

По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку снимает с людей ответственность за их антисоциальное поведение.
скачать видео

​​​​​​​Коллективное бессознательное — понятие юнгианского психоанализа. Карл Юнг предложил его для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Психологи научной ориентации этим представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. В него можно либо верить, либо нет — как в Бога или Деда Мороза, в связи с чем к области научной психологии это понятие не относится. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное — скорее красивый миф, придумка. И есть опасение, что придумка скорее вредная, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся которой каждый день.

История термина

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом, который в работе «Психология бессознательного процесса» уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, Юнг отметил, что «коллективное бессознательное — нечто вроде осадка опыта и одновременно – образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты, или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное, сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного — это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

  • оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;
  • состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;
  • включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;
  • идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;
  • имеет мифологические по своему характеру содержания;
  • состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;
  • является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;
  • представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;
  • вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;
  • может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство — духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

Вводя в концептуальный остов понятие «коллективное бессознательное», Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «прафантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее — об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от Юнга, Фрейд не использовал в своих работах понятие «коллективное бессознательное», считая, что подобное выражение является ни чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ?

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

англ. collective unconscious; нем. Unbewu?tes, kollektive. 1. Совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании индивида (или представленных с недостаточной степенью осознанности), но оказывающих активное, а иногда и определяющее влияние на поведение значительных об-щностей людей (напр., толпы). 2. По К. Юнгу — особый класс психических явлений (архетипы), к-рые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству, и определяющие схо — жесть поведения людей, относящихся к нек-рому «коллективу» (напр., к одному этносу).


Antinazi.
Энциклопедия социологии,
2009

  • КОЛЛЕКТИВНОГО САМООБМАНА СИСТЕМА
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ

Смотреть что такое «КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — термин, введенный психиатром Карлом Ютом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур… …   Философская энциклопедия

  • коллективное бессознательное — понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • коллективное бессознательное —         КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как… …   Новейший философский словарь

  • коллективное бессознательное — сущ., кол во синонимов: 1 • хайвмайнд (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — (Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ). «Коллективное… …   Словарь по аналитической психологии

  • Коллективное бессознательное — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Коллективное …   Википедия

  • коллективное бессознательное — Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей. Термин К.Б. был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.… …   Социология: Энциклопедия

Книги

  • Архетипы и коллективное бессознательное, Юнг Карл Густав. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог — один из выдающихся ученых ХХ столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник… Подробнее  Купить за 1039 руб
  • Архетипы и коллективное бессознательное, Карл Густав Юнг. Карл Густав Юнг (1875 1961) швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог один из выдающихся ученых ХХ столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник аналитической… Подробнее  Купить за 908 грн (только Украина)
  • Архетипы и коллективное бессознательное, Юнг К.Г.. Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог, психотерапевт, философ, социолог и культуролог – один из выдающихся ученых ХХ столетия, ученик Зигмунда Фрейда, основоположник… Подробнее  Купить за 702 руб

Другие книги по запросу «КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» >>

Карл Юнг о том, как коллективное бессознательное правит миром


…По сути дела в коллективном бессознательном индивида представлена сама история; и когда у отдельных индивидуалов начинают активизироваться архетипы, мы оказываемся окруженными историей, хотя и пребываем в настоящем, Архетипический образ, диктуемый моментом истории, входит в жизнь, и каждый оказывается захваченным им. Это, кстати, и то, что мы видим сегодня. (Выступление Юнга относится к 1935 г. Намек на фашизм в Италии и Германии. — Прим. «Избранного»). Я предвидел это в 1918 году, когда говорил, что белокурая бестия пошевеливается во сне и что в Германии что-то произойдет.


Никто из психологов тогда не подозревал, что я имел в виду, так как люди просто не представляли, что наша личностная психология не более чем тонкая кожа, всего лишь рябь на океанской толще коллективной психологии. Коллективная психология есть мощный фактор, фактор, меняющий всю нашу жизнь, меняющий поверхность знакомого нам мира, фактор, который делает историю. И коллективная психология действует согласно законам, весьма отличающимся от таковых в нашем собственном сознании. Архетипы — мощные решающие силы, они свидетельствуют о реальных событиях, а не о нашем индивидуальном разуме и практическом интеллекте. 


Перед Первой мировой войной все интеллигентные люди говорили: «У нас не будет войны, мы стали слишком разумны, чтобы позволить ей случиться; торговля и финансы сплетены в международный узел, так что война абсолютно невозможна». И после этого всего вспыхнула самая чудовищная битва, какую видел мир. 



И сейчас снова начинают твердить те же самые дурацкие вещи и о разуме, и о мирных планах, и тому подобных вещах. Они завязали себе глаза, цепляясь за этот детский оптимизм — взгляните реальности в лицо! Совершенно очевидно, что архетипические образы решают судьбу человека. Решает бессознательная психология, а не то, что мы думаем и говорим в кулуарах, с трибуны и в совещательных комнатах.


Кто в 1900 году мог подумать, что через тридцать лет будет возможно то, что происходит в Германии сейчас? Могли бы вы поверить тогда, что целая нация высокоинтеллигентных и воспитанных людей может быть охвачена умопомрачающей властью архетипа? Я видел, что это грядет, и понимал это грядущее, так как знаю силу коллективного бессознательного. На поверхности же все выглядит невероятным. Даже мои личные друзья находятся под чарующим влиянием архетипа, и когда я нахожусь в Германии, то сам в это верю; я все понимаю и знаю, что иначе и быть не может. Никто не в силах сопротивляться. Происходящее бьет ниже пояса, а не в голову; мозг при этом ничего не считает, поскольку здесь система симпатии, сочувствия. Это сила, которая очаровывает людей изнутри — актуализировавшееся коллективное бессознательное. Она — архетип, общий для всех тех, кто призван к жизни. И именно потому, что это архетип, он имеет исторические корни, и мы не можем понять те или иные события, не зная истории. То, что происходит сегодня, — это история Германии, подобно тому как фашизм — живая итальянская история. Не следует оставаться детьми относительно происходящего, с интеллектуальными и разумными идеями, говорящими: этого не может быть. Даже звучит по-детски: не может быть. Происходящее не имеет ничего общего с рациональными суждениями, оно — просто история. И когда перенос вашего пациента добирается до архетипа, вы попадаете в шахту, которая может взорваться. Взорваться просто потому, что вы ожидаете взрыв коллективно. Безличностные образы содержат громадную динамическую энергию. Бернард Шоу говорил в «Человеке и Сверхчеловеке»: «Это существо — человек, который в своих собственных эгоистических делах — труп до мозга костей, будет сражаться за идею как герой».


Из: Карл Юнг. Тавистокские лекции


Также читайте: Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»

Коллективное бессознательное — Путешествие в Мир Психологии

«Коллективное
бессознательное» — центральное понятие аналитической психологии Юнга.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов
памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли
и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего
общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном
бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции,
возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

«Коллективное бессознательное», состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов.
Это структурные элементы коллективного бессознательного. Согласно Юнгу, эти
образы живут в нашей психике, а «берутся» они из общечеловеческого опыта, а не
из нашего собственного.

     «Коллективное бессознательное, является огромным
духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга.
Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все
сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно
сравнить с ориентировкой в пространстве»[9, с. 132].

     «Конечно,
поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы
называем его
 личностным
бессознательным.
 Однако этот слой покоится на
другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из
личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым
 коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о
бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает,
что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и
образы поведения, которые cum grano salis являются повсюду и у всех индивидов
одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у
всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого,
будучи по природе сверхличным» [10, с. 83].

     Юнг писал:
«В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени
поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное
в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники
нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто.
Само по себе коллективное бессознательное… является не чем иным, как
возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством
определенной формы мнемических образов» [9, с. 57].

  По мысли Юнга,
бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат
интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного
мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот,
выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на
определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в
конечном счете, предшествуют человеческой истории.

    «В каждом из этих образов кристаллизировалась частица
человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения –
переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков, и в общем и
целом всегда принимавших один и тот же ход. Как если бы жизнь, которая ранее
неуверенно и на ощупь растекалась по обширной, но рыхлой равнине, потекла вдруг
мощным потоком по глубоко прорезавшемуся в душе руслу, – когда повторила ту
специфическую сцепленность обстоятельств, которая с незапамятных времен
способствовала формированию праобраза»
.

   В древности люди
представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые
движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий.
Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах
замедлить или остановить его ход.

    Современному
человеку эти «праобразы» могут показаться очень далекими. Но это не так. «Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах,
сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в
искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются
некие устойчивые мотивы» [11, с. 29].
 Это и есть архетипы.

1.    
Юнг К.Г.
Проблемы души нашего времени / пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1994. — 332 с.

2.    
Юнг К. Г.
Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991. -304 с.

Коллективное бессознательное

В качестве основного компонента психологии К. Г. Юнга признается существование такого глубинного психологического образования, как коллективное бессознательное.

Истоки идеи коллективного бессознательного

Причин разработки и анализа такого сложного образования, как коллективное бессознательное, было несколько.

  1. Описывая разные культуры, К. Юнг обратил внимание, что многие из сказочных мотивов и мифических сюжетов повторяются в разных этнокультурных группах. С точки зрения истории предлагались различные обоснования данных заимствований, однако пересечения сюжетов отмечаются даже у народов, никогда не взаимодействующих между собой.
  2. Пребывая в определенных состояниях, люди способны излагать вещи, которые с большей долей вероятности никогда не были им знакомы. Например, в качестве проявлений коллективного бессознательного можно признать бред больных с психическими патологиями.
  3. Другой предпосылкой к выделению коллективного бессознательного признается феномен НЛО – надиндивидуальные видения у значительного числа не связанных между собой людей. По мнению К. Юнга, схожим в видениях НЛО является тот факт, что когда человек думает, что видит неопознанный летающий объект, он видит не то, чем данный объект является, какой он внешне, а то, что находится внутри этого объекта.

Коллективное бессознательное и сознание

В самом общем смысле коллективное бессознательное – это особые психические паттерны поведения, которые были накоплены за тысячелетия существования живого, и с которыми время от времени все живое (в том числе и человек) сталкивается.

К коллективному бессознательному относятся:

  • психическая память всего человечества;
  • психическая память всего живого;
  • определенное хранилище архаических переживаний, которые были накоплены в процессе существования жизни на планете.

Таким образом, посредством коллективного бессознательного человек становится носителем памяти всего живого. Появляясь на свет, ребенок уже обладает заложенным в него природой предшествующим опытом жизни, который представлен в форме коллективного бессознательного. В связи с этим коллективное бессознательное является не только источником последующего развития индивида, но и предстает в качестве особой жизненной мудрости, психологического стержня личности.

Коллективное бессознательное косвенно, но связано с сознанием. Так, сознание можно рассматривать как тонкую пленку, которая окутывает океан коллективного бессознательного. Данная несоизмеримость обусловлена рядом причин:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Сознание является более поздним образованием психики, которое возникло вместе с человеком. До появления человека природа была бессознательной.
  2. По утверждению К. Юнга, для сохранения мира необходимо стремление жизни к гармонии и целостности; данную функцию берет на себя коллективное бессознательное.
  3. По Юнгу, сознание строится как эктодермическая функция.

Итак, коллективное бессознательное присуще каждому человеку. Оно обладает особой мудростью. Во времена первобытности жизнь человека была связана с миром природы, поэтому его внутренние переживания всегда соотносились с природным миром, то есть его сознание и коллективное бессознательное представляли собой единое целое. В связи с этим коллективное бессознательное и рассматривается в качестве такого слоя психического развития, который способен указать человеку верный путь в виде особой системы символов.

Символы – это своеобразное средство «обхода цензуры» и «доставки» в сознание информации из бессознательного.

Если сознание оперирует преимущественно понятиями, то бессознательное – образами, формами выражения и представления которых являются символами. Поэтому символы и характеризуются как способ «коммуникации» сознания и бессознательного, с их помощью возможен перевод информации из одной знаковой системы (содержание коллективного бессознательного) в другую (сон, бред, галлюцинация). То есть коллективное бессознательное непрерывно манифестирует себя в сознание. Данный процесс был назван Юнгом «вторжение».

Цель бессознательного состоит в гармонизации психики. В соответствии с данной целью коллективное бессознательное можно рассмотреть как некую витальную, природную силу, обеспечивающую функционирование жизни (применительно к человеку – сознательной жизни). На этом основании Юнгом вводится понятие «комплементарность психики», смысл которого заключается в том, что коллективное бессознательное направлено на поддержание устойчивости и (при необходимости) коррекцию психики.

Исследование коллективного бессознательного ввиду очевидных причин сильно затруднено, однако его анализ необходим в психотерапии. Поэтому нередко основная задача психотерапевта сводится к пониманию манифестаций коллективного бессознательного, что достаточно сложно из-за образного, символического языка коллективного бессознательного.

Само по себе коллективное бессознательное – это абстракция, чистейший энергетический потенциал без содержания; материалом его снабжает культура. С помощью данного материала коллективное бессознательное проецируется во внешний мир. Но разность культурных традиций способствует тому, что одни и те же контексты несут разные психотерапевтические материалы. В связи с этим достаточно сложно понять, на что указывает коллективное бессознательное. Юнг утверждал, что коллективному бессознательному не присуща хитрость, оно всегда «прямолинейно». Поэтому, с одной стороны, есть коллективное бессознательное и способы его проявлений, а с другой – его весьма сложно интерпретировать.

Архетипы коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное как сложное психическое образование структурировано в виде архетипов. Кант использует понятие трансцендентальной перцепции – это некая подготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.

Определение

Архетип – форма воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах, сюжетах; архетип подобен генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой. Таким образом, все коллективное бессознательное – это структура, состоящая из архетипов. Однако у всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное.

Существуют несколько факторов, объясняющих появление архетипов. Во-первых, количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. Они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация для всей общности людей, и она может быть запечатлена в виде архетипа коллективного бессознательного. То есть человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Во-вторых, архетип – это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, все откладывается и составляет коллективное бессознательное (известковые отложения в океане – как метафора коллективного бессознательного). И, наконец, психические явления подчиняются психическим законам, то есть также откладываются в виде архетипов.

Понятие коллективного бессознательного — Блог Викиум

Коллективным бессознательным называют отдел в человеческом подсознании, где хранится жизненный опыт предыдущих поколений. Открыл данную теорию Карл Юнг, по мнению которого данный опыт очень сильно влияет на психологические аспекты человека. В этой статье вы узнаете о термине «коллективное бессознательное», а также действительно ли жизнь предков имеет влияние на настоящее время.

Коллективное бессознательное

Согласно концепции Юнга, коллективная бессознательность в психологии выступает в роли некого поля, где хранится самая разная информация. Жизненный опыт всего человечества существенно влияет на формирование коллективного бессознательного. История и опыт людей, живущих на планете, не имеет абсолютно никакого значения в формировании общественного бессознательного, в отличие от индивидуального бессознательного. По мнению ученого, данное определение представлено в виде информации психического мира, которую люди копили на протяжении тысячелетий.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг являлся последователем Зигмунда Фрейда и известен многим, как психоаналитик. Учение Юнга полностью противоречит теории Фрейда. Впервые понятие «коллективное бессознательное» ученый упомянул в 1916 году в одной из статей по психоанализу. Именно в этой статье Юнг узрел элементы, которые абсолютно не относились к индивидуальному бессознательному, являясь мифом, а напоминали о том, что человек принадлежит к коллективу. В одной из работ Фрейд кратко обозначил, что душевная жизнь человека напрямую зависит от пережитого личностью и наследия общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Карл Юнг обозначил основные характеристики коллективного бессознательного:

  1. Развитие передается по наследству, а не является индивидуальным элементом.
  2. Образец поведения на фоне инстинктов можно легко ввести в состав коллективного бессознательного.
  3. Его формируют однотипные образы в поведении, которые присутствуют у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное является главной частью душевной жизни каждого индивида.
  5. Оно содержит в себе отдельные образы, которые не зависят от расы или кровного различия.
  6. Коллективное бессознательное не поддается изменениям и корректировке, потому что является хранилищем информации и воспоминаний о прошлом.
  7. Активация коллективного бессознательного происходит лишь в больших группах людей, что обычно приводит к войне или революциям.

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг выделил 3 типа поведения, благодаря которым индивид способен освоиться в мире:

  • хаос;
  • порядок;
  • гармония.

Первый тип проявляет постоянное желание воевать, второй тип любит порядок и всегда готов к сотрудничеству, третий тип направлен на процветание и красоту.

Также существует разнообразие архетипов, которые влияют на поведение человека в определенных ситуациях:

  1. Женское и мужское начало (Анима и Анимус).
  2. Тень — тщательно охраняемая бессознательным часть психики.
  3. Герой, к активации которого приводят неординарные и опасные ситуации.
  4. Мудрый старец любит воспитывать и учить.
  5. Трикстер очень тесно связан с коварством.
  6. Персона — архетип, когда человек предстает перед публикой с определенной маской.

В жизни каждому доводилось видеть много примеров коллективного бессознательного, когда люди объединялись на митингах или же, когда люди разъединяются и начинают паниковать. Человеческая психика имеет сложную структуру. Нельзя однозначно сказать, что коллективное бессознательное влияет на жизнь и поведение человека в настоящем, однако, опыт предков накладывает свой отпечаток на сознании каждого индивида. А чтобы влияние коллективного бессознательного не приносило негативные последствия, следует развивать способность мыслить критически. У Викиум для этого есть курс «Критическое мышление».

Читайте нас в Telegram —
wikium

Коллективное бессознательное — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Основная статья: Миф в психоанализе

Содержание (план)

Коллективное бессознательное — это универсальная, общая часть структуры психики людей. Она обусловлена биохи­мическим строением мозга и подобно общей анатомии человеческого тела наследуется в процессе эволюции и не зависит от воспитания, культурных традиций, происхождения, пола и возраста. Понятие коллективного бессознательного ввёл К. Г. Юнг.

В коллективном бессознательном со­держатся не вытесненные воспоминания о травме, а наиболее уни­версальные, всеобщие, не зависимые от принадлежности культуре, исторической эпохе, традиции, содержания, названные архетипами. Из глубин психики они, как и вытесненные содержания, стремятся проникнуть на поверхность сознания. Юнг пишет: «Содержимое бес­сознательного прежде всего хочет быть увиденным, а этого можно достичь только посредством придания ему формы, и оно также хочет, чтобы о нем судили только после того, как все, что оно должно сказать, получит осязаемую форму».

Теория коллективного бессознательного способна объяснить сходство первоначальных форм всех религиозных проявлений, по­скольку на заре человеческой истории деятельность и поведение человека были в большей мере подчинены бессознательному, чем рациональному мышлению. Выросшие из самых глубин психики ар­хаические образы, представления, общие для многих традиций мо­тивы — это облеченные в форму религиозных символов и сказоч­ных сюжетов содержания бессознательного. Само бессознательное в мифах и в религиозных верованиях предстает как нечто аморфное, темное, ускользающее от осмысления, как неведомая, тайная бездна, часто может быть символизировано огнем или водой, первичным Хаосом. По мнению К. Г. Юнга, любой архаический религиозный или мифологический сюжет описывает состояния психики или происходящие в ней процессы. В его толко­вании, возникающие, наполненные чрезвычайной эмоциональностью фантастические образы связаны с процессом индивидуации, с поис­ком самости. Миф о сотворении Космоса из пустоты, таким образом, отражает момент пробуждения сознания из первозданной тьмы, из дремотных пучин бессознательного.

Коллективное бессознательное воспринимается сознанием как чуждая личности, внешняя, отрицательная сила. На самом же деле, в нем содержатся безграничные целительные силы, которые во вре­мена кризиса и дезинтеграции сознания осуществляют его целост­ность и гармонию, поэтому часто религиозные символы воды и огня амбивалентны. Это стихии, разрушающие, уничтожающие все на своем пути, что особенно очевидно в эсхатологических сюжетах. Но также они являются мощным средством ритуального очищения, уни­чтожающим зло и грехи (двойственность образа водяного потока, обрушивающегося с небес, хорошо прослеживается в сюжете о Ганге, призванной на землю, чтобы омыть кости умерших и смыть грехи живых). Символика очищения водой существует в обрядах христиан­ского крещения; в омовении перед входом в мечеть. Обход селения с факелами в руках в славянских ритуалах для отпугивания нечисти также свидетельствует о вере в священную силу этой стихии.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы — это матрица, схема, согласно которой невнятные бессознательные значения оформляются в образы. Они не явля­ются законченными, имеющими определенную форму идеями с конкретным значением. Всякий раз они наполняются конкретным содержанием, но смысл архетипа остается неуловимым до конца. Всякая интерпрета­ция остается интерпретацией «как если бы».

К. Г. Юнг неоднократно подчеркивал, что архетипические образы никогда не бывают однозначными, их смысл можно уловить только в зависимости от контекста, в котором они проявляются. С помо­щью архетипа бессознательное доносит до сознания индивида весть о каком-то разладе, нарушении равновесия психики. И тогда уни­версальные образы возникают в качестве навязчивых идей, бредовых фантазий, повторяющихся сновидений. У здорового человека архети­пы являются в сознании как знак каких-то внутренних изменений, которые, как правило, сопровождаются неосознанными конфликта­ми. Например, процесс взросления, изменения социального статуса, ситуация вступления в брак или утрата близких — все эти ситуации так или иначе связаны с психическими изменениями, ощущаются как переход из одного состояния в другое. Не случайно в мифоло­гиях любого народа мы найдем описание всех этих событий. Зна­чимость прецедента подчеркивается сопровождающими мифическое повествование обрядами. Обряды не просто воспроизводят сюжет, но заставляют каждого участника переживать события мифа, словно это происходит с каждым из присутствующих. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Структура коллективного бессознательного

По-видимому, коллективное бессознательное обладает структу­рой: как сознание имеет свой центр — Я или Эго (символами кото­рого в мифологических воззрениях могут выступать крест, мировое древо, мандала), так в бессознательном существует симметричный Эго архетип «отражения», названный К. Г. Юнгом тенью. Наиболее удачным символом тени в верованиях является дракон, или змей вод, также огненный змей, чудовище, химерическое животное, природа которого неясна.

Архетипический сюжет «Битва героя с драко­ном» отражает психическую ситуацию подавления личностью собственной тени, осознаваемой как негативная, низменная, черная душа. Однако тень играет компенсаторную роль в отноше­нии бессознательных устремлений личности, поэтому ее значение может быть положительным. Часто дракон, наряду с семантикой стихийности, буйства, разрушения, становится образом плодородия, блага, подателем чудесных способностей. Мотив убийства дракона заменяется его приручением. Наличием двух центров (в сознании и в бессознательном) К. Г. Юнг объясняет происхождение в религии двух антагонистических персонажей. Это бог (проекция на внешний образ всего возвышенного, одухотворенного, всего положительного, что есть в человеке, но не осознается им как часть самого себя) и дьявол (проекция всего низменного, гадкого, что человек не желает в себе признать).

Вопросы к этой статье:

  • Расскажите о концепции «архетипов» и «коллективного бессознательного» в аналитической пси­хологии К. Г. Юнга.

  • Как К. Г. Юнг характеризует архетипы?

Карл Юнг — Коллективное бессознательное

Концепция коллективного бессознательного у Юнга

Юнговская концепция коллективного бессознательного
был разработан в то время, когда он работал с больными шизофренией в психиатрической больнице Бургхольцли.

Хотя первоначально Юнг следовал фрейдистской теории бессознательного

как психического слоя, образованного подавленными желаниями, позже он
разработал свою собственную теорию, включив в нее некоторые новые концепции.Самый важный из них — архетип.

Архетипы составляют структуру коллективного бессознательного — это психические врожденные склонности к переживанию и представлению
основное человеческое поведение и конкретные ситуации. Таким образом, отношения матери и ребенка регулируются архетипом матери. Отец-ребенок — по отцовскому архетипу. Рождение, смерть, власть и неудачи находятся под контролем
по архетипам. Религиозные и мистические переживания также управляются архетипами.

Самым важным из всех является «Я»

, которое является архетипом Центра психической личности, его / ее тотальности или целостности. В
Центр состоит из соединения сознания и бессознательного, достигаемого в процессе индивидуации.
.

Архетипы проявляются через

архетипических образов во всех культурах и религиозных системах, в снах и видениях.
Поэтому большой юнгианский интерес к психике сосредоточен на интерпретации снов и символов, чтобы обнаружить компенсацию, вызванную архетипами как знаками трансформации психики.

Слово «компенсация» относится к тому, что Юнг считает
психическая версия гомеостаза, то есть способность тела поддерживать определенное равновесие и стабильность. Таким образом, архетипы связаны с основным функционированием нашей психики.

Коллективное бессознательное
является универсальным данным, означающим, что каждый человек наделен этим психическим слоем архетипа с момента своего рождения. Этот слой нельзя получить образованием или другими сознательными усилиями, потому что он врожденный.

Мы также можем описать его как универсальную библиотеку человеческих знаний или

мудрецов в человеке, ту самую трансцендентную мудрость, которая направляет человечество.

Юнг утверждал, что религиозная жизнь должна быть связана с опытом архетипов .
коллективное бессознательное
. Таким образом, сам Бог воспринимается как архетип на психическом уровне.

Юнг о коллективном бессознательном


Коллективное бессознательное — насколько мы вообще можем что-либо о нем сказать — по-видимому, состоит из мифологических мотивов или первозданных образов, по этой причине мифы всех народов являются его реальными.
экспоненты.Фактически, всю мифологию можно рассматривать как своего рода проекцию коллективного бессознательного … Следовательно, мы можем изучать коллективное бессознательное двумя способами:
мифологии или в анализе личности.
(из Структура психики , CW 8, пар. 325.)

Дополнительные ресурсы:

  • Подробнее о коллективном бессознательном можно найти во всей работе Карла Юнга, в основном в книгах и статьях, написанных после разрыва с Зигмундом Фрейдом.Хорошая коллекция
    книг для начала — Архетипы и коллективное бессознательное , Princeton University Press, 1990. Вы можете заказать эту книгу прямо сейчас на сайте Amazon.com , щелкнув следующую ссылку:
  • http://amzn.to/2FJJmi0.

  • Вы также можете заказать его Психология и алхимия , где архетипы объясняются в контексте толкования снов.Закажите эту книгу прямо сейчас по адресу
  • https://amzn.to/2NSHtXD.

  • Мы имеем дело с архетипами, встречающимися в сновидениях, в нашем курсе, посвященном юнговскому методу толкования сновидений. Щелкните здесь
  • , чтобы узнать больше …

Карл Юнг | Просто Психология

  1. Психодианмический подход
  2. Карл Юнг

Карл Юнг

Автор: Dr.Сол Маклеод, опубликовано 2018


Карл Юнг был одним из первых сторонников Фрейда из-за их общего интереса к бессознательному. Он был активным членом Венского психоаналитического общества (ранее известного как Психологическое общество среды).

Когда в 1910 году образовалась Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг стал президентом по просьбе Фрейда.

Среда Психологическое общество

Однако в 1912 году во время лекционного турне по Америке Юнг публично критиковал теорию Эдипова комплекса Фрейда и его акцент на детской сексуальности.В следующем году это привело к необратимому расколу между ними, и Юнг продолжил разработку своей собственной версии психоаналитической теории.

Большинство предположений Юнга относительно его аналитической психологии отражают его теоретические разногласия с Фрейдом. Например, хотя Юнг соглашался с Фрейдом в том, что прошлые и детские переживания человека определяют его поведение в будущем, он также считал, что мы также формируемся нашим будущим (устремлениями).


Различия между Юнгом и Фрейдом

Различия между Юнгом и Фрейдом


Теория либидо

Теория либидо

Юнг (1948) не соглашался с Фрейдом относительно роли сексуальности.Он считал, что либидо — это не просто сексуальная энергия, а обобщенная психическая энергия.

По Юнгу, цель психической энергии состояла в том, чтобы мотивировать человека рядом важных способов, в том числе духовно, интеллектуально и творчески. Это также был мотивационный источник индивидуума для поиска удовольствия и уменьшения конфликта


Теория бессознательного

Теория бессознательного

Как и Фрейд (и Эриксон), Юнг рассматривал психику как состоящую из ряда отдельных, но взаимодействующих систем.Тремя основными из них были эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Согласно Юнгу, эго представляет сознательный разум, поскольку он включает мысли, воспоминания и эмоции, которые осознает человек. Эго в значительной степени отвечает за чувство идентичности и непрерывности.

Подобно Фрейду, Юнг (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного по отношению к личности. Однако он предположил, что бессознательное состоит из двух слоев.

Первый слой, называемый личным бессознательным, по сути совпадает с фрейдовской версией бессознательного.Личное бессознательное содержит временную забытую информацию, а также подавленные воспоминания.

Юнг (1933) обозначил важную особенность личного бессознательного, называемую комплексами. Комплекс — это совокупность мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, сосредоточенных на одной концепции.

Чем больше элементов присоединено к комплексу, тем сильнее он влияет на человека. Юнг также считал, что личное бессознательное гораздо ближе к поверхности, чем предполагал Фрейд, и что юнгианская терапия менее озабочена подавленными детскими переживаниями.Это настоящее и будущее, которые, по его мнению, были ключом как к анализу невроза, так и к его лечению.

Коллективное бессознательное

Однако, безусловно, наиболее важным различием между Юнгом и Фрейдом является его представление о коллективном (или надличностном) бессознательном. Это его наиболее оригинальный и противоречивый вклад в теорию личности.

Коллективное бессознательное — это универсальная версия личного бессознательного, содержащая ментальные шаблоны или
следы памяти, общие с другими представителями человеческого вида (Jung, 1928).Эти наследственные воспоминания, которые Юнг называл
архетипы представлены универсальными темами в различных культурах, выраженными через литературу, искусство,
и мечты.

«Форма мира, в которой [человек] рождается, уже врожденная в нем, как виртуальный образ» (Юнг, 1953, с. 188).

Согласно Юнгу, человеческий разум имеет врожденные характеристики, «отпечатанные» на нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности происходят из прошлого наших предков. Боязнь темноты, змей и пауков может быть примером, и интересно, что эта идея недавно была возрождена в теории подготовленной обусловленности (Селигман, 1971).

Однако более важными, чем изолированные тенденции, являются те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал эти воспоминания и образы предков архетипами.


Юнгианские архетипы

Юнгианские архетипы

Юнгианские архетипы определяются как образы и темы, происходящие из коллективного бессознательного, как предложил Карл Юнг. Архетипы
имеют универсальное значение в разных культурах и могут проявляться в снах, литературе, искусстве или религии.

Юнг (1947) считает, что символы из разных культур часто очень похожи, потому что они возникли из архетипов, общих для всего человечества, которые являются частью нашего коллективного бессознательного.

Для Юнга наше примитивное прошлое становится основой человеческой психики, направляя и влияя на поведение в настоящем. Юнг утверждал, что идентифицировал большое количество архетипов, но уделял особое внимание четырем.

Юнг назвал эти архетипы «Я», «Персона», «Тень» и «Анима / Анимус».

Персона

Персона (или маска) — это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Он скрывает наше настоящее «я», и Юнг описывает его как архетип «конформизма». Это публичное лицо или роль, которую человек представляет другим как нечто отличное от того, кем мы являемся на самом деле (например, актера).

Анима / Анимус

Другой архетип — это анима / анимус. «Анима / анимус» — это зеркальное отображение нашего биологического пола, то есть бессознательной женской стороны у мужчин и мужских наклонностей у женщин.

Каждый пол проявляет отношения и поведение другого в результате многовекового совместного проживания. Психика женщины содержит мужские аспекты (архетип анимуса), а психика мужчины содержит женские аспекты (архетип анимы).

Тень

Далее идет тень. Это животная сторона нашей личности (как и у Фрейда). Это источник как нашей творческой, так и разрушительной энергии. В соответствии с эволюционной теорией, возможно, архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.

«Я»

Наконец, есть «я», которое обеспечивает чувство единства в опыте. Для Юнга конечной целью каждого человека является достижение состояния самости (подобного самоактуализации), и в этом отношении Юнг (как и Эриксон) движется в направлении более гуманистической ориентации.

Это, безусловно, было убеждением Юнга, и в своей книге «Неоткрытое Я» он утверждал, что многие проблемы современной жизни вызваны «прогрессирующим отчуждением человека от его инстинктивных основ.Один из аспектов этого — его взгляды на значение анимы и анимуса.

Юнг утверждает, что эти архетипы являются продуктом коллективного опыта совместной жизни мужчин и женщин. Однако в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется жить своей женской стороной, а женщинам — выражать мужские наклонности. Для Юнга в результате было подорвано полное психологическое развитие обоих полов.

Вместе с преобладающей патриархальной культурой западной цивилизации это привело к полному обесцениванию женских качеств, а преобладание личности (маски) подняло неискренность до образа жизни, который не подвергается сомнению миллионами людей в их повседневной жизни.


Критическая оценка

Критическая оценка

Идеи Юнга (1947, 1948) не были так популярны, как идеи Фрейда. Это могло быть связано с тем, что он не писал для обывателя, и поэтому его идеи не получили такого широкого распространения, как идеи Фрейда. Это также может быть связано с тем, что его идеи были немного более мистичными и неясными и менее четко объясненными.

В целом современная психология не одобряет теорию архетипов Юнга. Эрнест Джонс (биограф Фрейда) говорит, что Юнг «опустился до псевдофилософии, из которой он так и не вышел», и для многих его идеи больше похожи на мистические рассуждения Нью Эйдж, чем на научный вклад в психологию.

Однако, хотя исследования Юнга древних мифов и легенд, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, имеют, как исторический факт, оказали прочное влияние на человеческий разум.

Более того, сам Юнг утверждает, что постоянное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка.В соответствии с теорией эволюции архетипы Юнга могут отражать предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.

Юнг предположил, что человеческие реакции на архетипы подобны инстинктивным реакциям животных. Одна критика в адрес Юнга состоит в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы биологически основаны или подобны животным инстинктам (Roesler, 2012).

Более поздние исследования показывают, что архетипы не являются чисто биологическими, а возникают непосредственно из нашего опыта и являются отражением лингвистических или культурных характеристик (Young-Eisendrath, 1995).

Однако работа Юнга также внесла вклад в господствующую психологию, по крайней мере, в одном значительном отношении. Он был первым, кто различил две основные установки или ориентации личности — экстраверсию и интроверсию (Jung, 1923). Он также выделил четыре основные функции (мышление, чувство, ощущение и интуицию), которые при перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.

Психологи, такие как Ханс Айзенк и Раймонд Кеттел, впоследствии основывались на этом.Юнг, будучи культурным символом для поколений студентов-психологов, выдвигал идеи, которые были важны для развития современной теории личности.

Как ссылаться на эту статью:

Как ссылаться на эту статью:

McLeod, S. A. (2018, 21 мая). Карл Юнг . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/carl-jung.html

Ссылки на стиль APA

Юнг, К.Г. (1921). Психологические типы. Собрание сочинений К.Г. Юнга, Vol. 6 Серия Боллинген XX.

Юнг, К. Г. (1923). Об отношении аналитической психологии к поэтическому искусству 1. Британский журнал медицинской психологии, 3 (3), 213-231.

Юнг, К. Г. (1928). Вклад в аналитическую психологию . Нью-Йорк: Harcourt Brace

Jung, C.G. (1933). Современный человек в поисках своей души.

Юнг, К. Г. (1947). О природе психики .Лондон: Ковчег в мягкой обложке.

Юнг, К. Г. (1948). Феноменология духа в сказках. Архетипы и коллективное бессознательное , 9 (Часть 1), 207-254.

Юнг, К. Г. (1953). Собрание сочинений. Vol. 12. Психология и алхимия.

Roesler, C. (2012). Передаются ли архетипы больше культурой, чем биологией? Вопросы, возникающие при концептуализации архетипа. Журнал аналитической психологии, 57 (2) , 223-246.

Селигман, М.Э. П. (1971). Готовность и фобии. Поведенческая терапия, 2 (3) , 307-20.

Янг-Эйзендрат, П. (1995). Борьба с Юнгом: ценность неопределенности. Психологические перспективы, 31 (1) , 46-54.

Как ссылаться на эту статью:

Как ссылаться на эту статью:

McLeod, S. A. (2018, 21 мая). Карл Юнг . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/carl-jung.html

сообщить об этом объявлении

GoodTherapy | Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — это термин, введенный психоаналитиком Карлом Юнгом и обозначающий бессознательное, разделяемое всем человечеством.Он состоит из архетипов, которые представляют собой простые изображения универсальных фигур и отношений. Примеры архетипов включают отношения матери и ребенка и отношения отца и ребенка.

Развитие коллективного бессознательного
Юнг считал, что коллективное бессознательное — это унаследованный набор знаний и образов, которые есть у каждого человека при рождении. Люди не осознают предметы, содержащиеся в их коллективном бессознательном. Однако во время личного кризиса психика может открыть дверь в коллективное бессознательное.Образы, содержащиеся в бессознательном, часто проявляются во сне, и юнгианские психологи особенно интересовались анализом сновидений. Юнг считал, что сны открывают важное окно в коллективное бессознательное и что многие символы, содержащиеся в сновидениях, имеют универсальное, единообразное значение. Например, сны о рождении могут представлять рождение новой идеи или развитие новой части себя.

Были некоторые споры о том, следует ли интерпретировать коллективное бессознательное буквально или символически.Символическая интерпретация означает не что иное, как вера в то, что все люди разделяют определенные поведенческие предрасположенности, в то время как буквальная интерпретация указывает на то, что образы мифологии и другие культурные символы являются наследием каждого человека при рождении. Первая имеет научное обоснование, а вторая является псевдонаучной теорией.

Коллективное бессознательное в современной психологии
Концепция коллективного бессознательного обычно не используется в большинстве современных психотерапевтов.Однако анализ сновидений по-прежнему является важной частью некоторых психотерапевтов, и популярность сновидений вызывает широко распространенный интерес. Например, сотни веб-сайтов предоставляют списки значений символов сновидений. Многие из этих значений основаны на оригинальных интерпретациях Юнга.

Хотя это и не юнгианская область, область современной эволюционной психологии стремилась раскрыть якобы врожденные поведенческие предрасположенности всех людей, и некоторые из утверждений этой области получили широкое признание.Например, утверждение о том, что альтруизм более вероятен, если два человека связаны родственниками, было тщательно изучено. Таким образом, в наше время Юнг мог бы утверждать, что альтруизм является одним из архетипов коллективного бессознательного.

Артикул:

  1. Карл Юнг — Коллективное бессознательное. (нет данных). Получено с http://www.carl-jung.net/collective_unconscious.html
  2. .

  3. Колман, А. М. (2006). Оксфордский психологический словарь . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Последнее обновление:
4.08.2015

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.

Подтвердите, что вы человек.

Что такое коллективное бессознательное? — Юнгианская перспектива

Коллективное бессознательное и «Коллективное»

Термин «Коллективное» относится к психическому содержанию, которое принадлежит не одному человеку, а обществу, народу или человеческой расе в целом. (См. Также коллективное бессознательное (ниже), индивидуация и персона .)

Сознательная личность — это более или менее произвольный сегмент коллективной психики. Он состоит из суммы психических факторов, которые воспринимаются как личные [«Персона как сегмент коллективной психики», CW 7, пар. 244.]

Идентификация с коллективной и добровольной изоляцией от нее одинаково синонимичны болезни. [«Структура бессознательного», там же, пар. 485.]

Коллективное качество присуще не только отдельным психическим элементам или содержанию, но и целым психическим функциям .

Таким образом, мышление , функция в целом может иметь коллективное качество, когда оно обладает общей обоснованностью и согласуется с законами логики. Точно так же чувство , функция в целом может быть коллективным, когда оно идентично общему чувству и согласуется с общими ожиданиями, общим моральным сознанием и т. Д. Таким же образом ощущение и интуиция коллективны, когда они в то же время характерны для большой группы.[«Определения», CW 6, пар. 692.]

Коллективное бессознательное

Структурный слой человеческой психики, содержащий унаследованные элементы, отличный от личного бессознательного . (См. Также архетип и архетипический образ .)

Коллективное бессознательное содержит все духовное наследие эволюции человечества, заново рожденное в структуре мозга каждого человека. [«Структура психики», CW 8, пар. 342.]

Юнг вывел свою теорию коллективного бессознательного из повсеместного распространения психологических феноменов, которые нельзя объяснить на основе личного опыта.Например, бессознательная фантазийная деятельность делится на две категории.

Во-первых, фантазии (включая сны) личного характера, которые, несомненно, восходят к личным переживаниям, к забытым или подавленным вещам и, таким образом, могут быть полностью объяснены индивидуальным анамнезом. Во-вторых, фантазии (включая сны) безличного характера, которые не могут быть сведены к опыту в прошлом человека и, следовательно, не могут быть объяснены как нечто индивидуально приобретенное. У этих фантастических образов, несомненно, есть ближайшие аналоги в мифологических типах.… Этих случаев настолько много, что мы вынуждены предположить существование коллективного психического субстрата. Я назвал это коллективным бессознательным. [«Психология детского архетипа», CW 9i, пар. 262.]

Коллективное бессознательное — насколько мы вообще можем что-либо о нем сказать — по-видимому, состоит из мифологических мотивов или изначальных образов, по этой причине мифы всех народов являются его реальными выразителями. Фактически, всю мифологию можно рассматривать как своего рода проекцию коллективного бессознательного.… Следовательно, мы можем изучать коллективное бессознательное двумя способами: либо в мифологии, либо в анализе личности. [«Структура психики», CW 8, пар. 325.]

Повышенная осведомленность

Чем больше человек осознает содержание личного бессознательного, тем больше раскрывается богатый пласт образов и мотивов, составляющих коллективное бессознательное. Это увеличивает личность.

Таким образом возникает сознание, которое больше не заключено в мелкий, сверхчувствительный, личный мир эго , но свободно участвует в более широком мире объективных интересов.Это расширенное сознание больше не является обидчивым, эгоистичным пучком личных желаний, страхов, надежд и амбиций, которые всегда должны компенсироваться или исправляться бессознательными контр-тенденциями; напротив, это функция отношения к миру объектов, приводящая человека к абсолютному, связывающему и нерасторжимому общению с миром в целом. [«Функция бессознательного», CW 7, пар. 275.]

© из книги Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.

Footnote:

Юнгианский анализ, по моему опыту, обычно задействует множество образов из коллективного бессознательного, поскольку это аспект всей нашей жизни. Чтобы узнать больше об этом процессе, я рекомендую вам прочитать о Работа с юнгианской теорией и практикой

Изучение глубочайшего слоя нашей психики (юнгианская философия) ~ Fractal Enlightenment

«Психика — величайшее из всех космических чудес и« sin qua non »[незаменимый ингредиент] мира как объекта.В высшей степени странно, что западный человек, за очень немногими — и все реже — исключениями, по-видимому, так мало обращает внимание на этот факт.

Погруженный в знания о внешних объектах, субъект всех знаний [психика] временно затмевается до точки кажущегося несуществования ». ~ Карл Юнг

Психика играет важную роль в создании нашей вселенной, кажущийся внешний мир не отделен от психики, которая его переживает, но фактически является отражением самой психики.

Согласно Юнгу, психика — это саморегулирующаяся система, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту.

Юнг видел, что человеческая психика состоит из 3-х слоев — сознательного разума (эго), в котором находится наше чувство идентичности или сознательного осознания, личного бессознательного, термин Юнга для фрейдистского бессознательного, который включает в себя содержание в сознании, которое было забыто. или репрессированные.

Третий слой — это коллективное бессознательное, которое представляет собой форму бессознательного (та часть разума, содержащая воспоминания и импульсы, о которых человек не знает), общего для человечества в целом и берущего свое начало в унаследованной структуре мозга.

Юнг в книге «Архетипы и коллективное бессознательное» сказал: «Коллективное бессознательное — это часть психики, которую можно отрицательно отличить от личного бессознательного тем, что оно, в отличие от последнего, не обязано своим существованием личному опыту. и, следовательно, не является личным приобретением … содержание коллективного бессознательного никогда не было в сознании и, следовательно, никогда не приобреталось индивидуально, но обязано своим существованием исключительно наследственности.

В то время как личное бессознательное состоит по большей части из комплексов, содержание коллективного бессознательного состоит в основном из архетипов ».

Чтобы поэкспериментировать, Юнг протестировал несколько групп на основе их снов и фантазий, но обнаружил, что определение бессознательного, данное Фрейдом, ограничено.

Была другая часть разума, разделяемая этими людьми в форме символов, к которой они не имели сознательного доступа, и он назвал их «наследственным наследием возможностей репрезентации, общих для всех людей и, возможно, даже для всех животных». .Эти символы и темы в дальнейшем были названы архетипами.

В этой статье рассматриваются следующие темы:

Коллективное бессознательное выражалось через «архетипы», которые проявляются как символы, инстинкты и образы на протяжении всего нашего существования и полностью проявляются во время сна и воображения, а также во время мифов и сказок, передаваемых из поколения в поколение.

«Таким образом, главный источник — это сны, которые имеют то преимущество, что являются непроизвольными, спонтанными продуктами бессознательной психики и, следовательно, являются чистыми продуктами природы, не фальсифицируемыми какой-либо сознательной целью.”

Архетипы также называют коллективными представлениями или изначальными мыслями, выраженными через различные культуры, традиции и идеологии. Юнг выделил ряд архетипов, включая «аниму, анимус», «мать», «тень», «ребенка», «мудрого старика», «духов сказок» и «обманщика». найдено в мифах и истории.

Адам Адамски в своей статье об архетипах и коллективном бессознательном Карла Дж. Юнга в свете квантовой психологии сказал: «Архетипы — это средства действия и могут принимать форму образов, снов или стимулов к действию. конкретное действие.Юнг говорит, что сны — это архетипическое руководство и мудрость прошлых поколений. Неосознаваемые части психики часто связаны с определенными событиями с архетипическим паттерном, причем аналогичные события происходят много раз в истории. Архетипы часто несут в себе сильный эмоциональный заряд, потому что отношения с людьми являются результатом различий в доминирующей сфере архетипических чувств ».

Примеры архетипов

Анима и Анимус

И мужчина, и женщина обладают характеристиками друг друга как архетипами, лежащими в их психике.

В то время как зеркальное отображение мужчины в подсознании женщины называется Анимус, зеркальное отображение женщины в подсознании мужчины называется Анима.

Кроме того, когда мужчина или женщина проецируют психику анимы или анимуса на реальную женщину или мужчину, культивируются такие чувства, как увлечение, идеализация или влечение к противоположному полу.

Когда мы влюбляемся с первого взгляда, значит, мы нашли кого-то, кто особенно хорошо «наполняет» нашу аниму или архетип анимуса!

Анима и анимус различаются по степени воздействия, что приводит к мужским или женским характеристикам у человека.Юнг считал, что все мы бисексуальны по своей природе, поскольку у всех нас есть как мужские, так и женские аспекты нашей натуры, но из-за ожиданий общества мы достигаем лишь части ожиданий нашего общества.

Божественный союз анимы и анимуса известен как сизигия, олицетворяющая завершенность, и это открывает все, ломая наше старое застойное мировоззрение прямо посередине и обнаруживая, что все взаимосвязано, как и все движется. Шива входит и выходит из Шакти.

Тень

Тень — это более темная сторона нашей психики или те характеристики, которые подавляются сознанием и считаются непригодными для воздействия внешнего мира.Это похоже на «скрытый характер», который по своей природе инстинктивен и иррационален.

Фрейд называл тень животным внутри нас, а Юнг считал ее неопознанным аспектом нашего эго. Это часто проецируется на других, заставляя нас находить тень в других. Если мы сможем объединить свет и тьму, мы сможем ощутить единство и гармонию в себе и продвинуться к самореализации. Если мы не осознаем свое теневое «я», то оно отделяется от сознательной жизни.

Символ, через который она проецируется, — это фигура злодея, темного воина, паука и т. Д. Тень также может появляться в наших снах как презираемый человек или даже иногда как друг. Говорят, что можно проецировать архетип Тени через бодрствующую жизнь, когда он / она выражает ее в неконтролируемом гневе, агрессии и ярости.

Я

Это совокупность психики со всем ее потенциалом. Самость — это дух, связанный с универсальной ассимиляцией сознательного и бессознательного разума человека.Когда мы понимаем себя, это приводит к самоактуализации — конечной цели каждого существа.

Некоторые из других архетипов: отец — контролирующая фигура, мать — сострадательная и заботливая, сирота — брошенная одна без заботы, мудрый старик — знание, верная собака — непоколебимая преданность, ищущий — один кто ищет вечной мудрости, но является потерянной душой, земной матерью-природой, обманщиком — тем, кто использует недоразумения и гибель среди многих других.

Юнг также считал, что мандалы (древние круги из индуистской мифологии) являются прямым окном в бессознательное и внутренним процессом, посредством которого люди растут в направлении реализации своего потенциала к целостности.

Теория коллективного бессознательного обширна и чрезвычайно интересна, а также информативна. С пониманием множества доступных нам архетипов и символов, которые снова и снова проявляются в нашем поведении, убеждениях, мечтах и ​​т. Д., Мы можем стать свидетелями самых глубоких уровней нашего разума.

Источник изображения

Коллективное бессознательное
Карл Юнг
Анима Анимус
Юнг и архетипы

Личное и коллективное бессознательное

Еще на заре аналитической психологии у Карла Юнга возникла идея. Он предположил, что существует разделение между коллективным бессознательным уровнем, который разделяют все, и личным бессознательным, которое является полностью уникальным для человека. Коллективное бессознательное — это не «коллективный разум», а скорее набор ответов и реакций на обычные ситуации, с которыми люди сталкиваются с самого начала.Это коллективное бессознательное дает нам реакцию борьбы или бегства и позволяет нам дать отдых нашему сознанию, когда мы делаем действия, которые мы делали сотни раз раньше.

Личная сфера сознания — это совершенно другой зверь. Наше личное сознание состоит из мыслей, убеждений, поведения и идей, которые делают нас такими, какие мы есть. Все эти черты проистекают из бессознательного и его способности преобразовывать повседневные события в типы личности, определяющие характер. Личное сознание, в отличие от коллективного бессознательного, использует информацию, собранную из жизни человека, а не из коллективного прошлого человечества.

Важность личного бессознательного

Без личного бессознательного мы не были бы такими, какие мы есть, и не могли бы стать теми, кем нам суждено быть. Как люди, мы начинаем свою жизнь, зависящую от нашего бессознательного разума для выживания — только по мере того, как мы учимся и растем, мы начинаем развиваться и практиковать, используя наш сознательный разум, чтобы пробираться по всему миру.

Личное бессознательное помогает нам взглянуть на мир с нашей уникальной точки зрения. Например, человек, который бессознательно фильтрует информацию более аналитическим способом, с меньшей вероятностью будет иметь личность эмоционального типа как сильный определяющий фактор в его внешней сознательной личности.Таким же образом другие люди могут иметь тенденцию отдавать предпочтение чувствам, а не размышлениям, глядя на мир вокруг них, или развивать сильное чувство интуиции относительно жизненных обстоятельств по сравнению с более чувственным подходом к тем же ситуациям.

Наше личное сознательное и личное бессознательное существуют на разных уровнях и, тем не менее, взаимодействуют друг с другом весьма специфическим образом. Работа с нашим сознанием и понимание того, как это работает с нашим бессознательным, может помочь нам стать лучшими лидерами, лучшими сотрудниками, лучшими коллегами и лучшими людьми.

Влияние коллективного бессознательного

Каким бы важным ни было наше личное бессознательное, мы не можем игнорировать историческое и психологическое влияние, которое наше коллективное бессознательное оказывает на нас. Те самые инстинкты, которые делают нас людьми, развивались за огромный промежуток времени; эти инстинкты научили нас бежать и прятаться, когда мы в опасности, и распознавать признаки опасности или страха по физиологическим признакам, таким как тяжелое дыхание или тряска. Коллективное бессознательное также позволяет нам принимать быстрые решения, часто даже не зная, откуда они пришли.Коллективное бессознательное, помимо других важных функций, управляет интуицией и рефлексом.

Юнг открыл совершенно новый мир своими открытиями, и открытия в психологии личности и самости делаются и сегодня. Insights Discovery полностью основан на теориях Юнга и, как таковой, является бесценным инструментом, помогающим людям понять себя и других. Если вам нужна дополнительная помощь в идентификации себя или других как части четырех цветных личностей, назначьте меня, Скотта Швефеля, в качестве основного докладчика.Я приду в вашу группу и расскажу о различиях в личностях правдивым, веселым и легким для понимания образом. Подпишитесь на меня в Facebook, LinkedIn и Twitter, чтобы делиться моими блогами о цветовой энергии, с которой вы работаете!

Фрейд, Юнг и коллективное бессознательное

Юнговская концепция противоположностей, компенсации и символизма помогает объяснить некоторые другие современные явления. Сексуальная и материнская стороны женских функций настолько эксплуатируются и преувеличиваются, что их символы утратили свое значение.В терминах Юнга женщины сегодня ищут новые символы, выражающие творческие и интеллектуальные компоненты своей личности. Точно так же сегодняшняя молодежь, как правило, с пренебрежением относится к мертвым символам институциональной религии, но сильно интересуется духовными вопросами, поиском новых способов исследования внутреннего опыта и поиском новых символов для направления своих исследований — отсюда их интерес к восточным религиям. , символы которых кажутся живыми в том смысле, что сохраняют атмосферу таинственности.

Таким образом, во многих областях Юнг предлагал пророческие взгляды на современного человека, которые только сейчас начинают получать широкое признание. Тем не менее, он и его работы подвергались критике с самых разных точек зрения. Личная неприязнь, возникшая после его разрыва с Фрейдом, все еще тлеет и вызывает некоторое чрезмерное неприятие фрейдистами. Даже объективные ученые, включая последователей Юнга, признают неясность некоторых его работ, противоречия в его заявлениях и отсутствие систематизации его идей.Некоторые критики находят его пророческое толкование снов и символов своего рода мистицизмом и отвергают его как человека, который в молодости проделал хорошую научную работу, но с годами становился все более рассеянным и менее научным. Наконец, остается клеймо антисемитизма.

В 1933 году Юнг принял приглашение стать президентом Международного общего медицинского общества психотерапии и редактором его журнала после того, как еврейские психиатры, занимавшие эти должности, оставили свои посты.Юнг в то время также сделал несколько заявлений о различиях между германской и еврейской психологией, которые, хотя сами по себе не были антисемитскими, были легко трансформированы нацистами в злостную пропаганду. В то же время, однако, он сделал ассоциацию поистине интернациональной и сделал ее доступной для всех, включая евреев. Действительно, одна из интерпретаций его действий заключалась в том, что он принял пост президента и редактора, чтобы спасти ассоциацию и защитить ее членов, придав ей неприкосновенность «арийского» руководства.

С этого момента истории поведение Юнга, кажется, лучше всего рассматривать как акт политической наивности, порожденный, отчасти, возможно, некоторым первоначальным энтузиазмом немецкоязычного швейцарца к национал-социализму и восстановлению. Эффект, казалось, оказал на мертвую Германию. Этот энтузиазм вскоре утих, и его искренняя забота о судьбе членов общества, нада Юнга, продолжала свое общение до тех пор, пока он (три года). После этого Юнг открыто осуждал нацистов в своих лекциях и в печати.Однако этот вопрос не умер, и на протяжении многих лет в популярной прессе и в научных журналах неоднократно проводились дискуссии, в которых предполагаемый антисемитизм Юнга был далеко не соразмерен его действиям, а также значимости и важности его действий. научный вклад.

Хотя обвинение в антисемитизме — и в том, что он мистик — оттолкнуло многих профессионалов и не позволило им серьезно относиться к работе Юнга, это было не всегда так. Такие люди, как Арнольд Тойн Би, Пол Тиллих и Дж.Б. Пристли был его сторонником и считал, что Юнг внес большой и значительный вклад в понимание современного человека и его нынешнего состояния. Более того, пациенты и ученики Юнга всегда приписывают ему глубокое влияние на их жизнь, которая стала полнее и богаче из-за связи с ним.

Кроме того, есть свидетельства постоянно растущего интереса к аналитической психологии Юнга как со стороны профессионалов, так и со стороны непрофессионалов.Продажи его собрания сочинений, впервые опубликованных Фондом Боллинджера, неуклонно росли, равно как и продажи «Основных сочинений К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *