Ритуалы что такое: РИТУАЛ — это… Что такое РИТУАЛ?

Содержание

этимология и понятие термина – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

К ВОПРОСУ О РИТУАЛЕ: ЭТИМОЛОГИЯ И ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА

А.А. АРТЕМЬЕВА,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России,

старший лейтенант милиции 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

artemieva_A @mail. ru

Аннотация. Рассматривается проблема места и значения категория «ритуал» в науке. Анализируются существующие определения термина «ритуал», проводится сравнительно-правовой анализ понятий «обычай», «обряд» и «ритуал».

Ключевые слова: ритуал, обычай, обряд, традиция, закон, история ритуала, понятие ритуала, сакральный акт, миф.

ON THE QUESTION OF RITUAL: THE ETYMOLOGY AND DEFINITION OF THE TERM

A.A. ARTEMJEVA,

postgraduate student of chair of criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

the senior lieutenant of militia

The summary. The article addresses the problem of place and meaning of the category of «ritual» in science. The author analyzes the existing definition of «ritual», makes a comparative legal analysis of the «custom», «ritual», and «ritual» is carried out.

Key words: ritual, custom, ceremony, tradition, law, history of the ritual, the notion of the ritual, a sacred act, a myth.

Ритуалы существуют много веков, так же долго, как существует человечество. Жизнь человека — это внешнее выражение спящих в нем принципов. Человек умственно живет в мире явлений, будучи руководим своими сверхсознательными планами, которые действуют в нем и ведут его посредством природы. Ритуал работает как священнодействие, изменяющее природу человека. Наука священнодействий передается человеку высшей природой и всегда существует во вселенной как ветвь безличной мудрости. Время от времени человек поднимается на этот безличный уровень, чтобы собрать часть ритуалистической мудрости. Затем ей начинают следовать некоторые люди и практиковать ее1.

Исследование термина «ритуал» позволяет раскрыть сущность этого явления, как оно воспринималось древним человеком. Само слово пришло к нам из санскрита2, означающее приводить в движение, двигаться. Причастие от глагола «рита» как прилагательное означает соответствующий, подходящий, правильный, праведный. Как существительное — закон (круговращения вселенной), порядок, истина, священный обряд и жертвоприношение. Впервые это слово встречается в древнеиндийских гимнах богам — Ригведе. Однокоренным с санскритским понятием «рита» являются такие индоевропейские

слова, как английское слово «right» (право), «art» (искусство), «rite» (обычай, обряд), русское слово «ряд», «обряд», «порядок». Современный научный термин «ритуал» происходит из латинского языка, в котором есть существительное «ritus», означающий обряд, служба, и образованное от него прилагательное «ritualis» (обрядовый).

Во многих этнографических работах на русском языке, как отечественных, так и переводных, в качестве синонима слова «ритуал» применяется термин «обряд». Обряд — это совокупность условных, традиционных действий, лишенный непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений3. Однако обряд — слово многозначное, так что применение термина «ритуал» представляется более точным в техническом смысле. Этнографы, культурантропологи подразумевают под ритуалом определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер4.

Очевидно, что ритуальные действия имеют большое значение для человека: исследователи сталкиваются с наличием ритуала в древних, самых ранних человеческих сообществах, и ритуалы в разных формах продолжают сохраняться в современном обще-

стве. Из этимологии слова вытекает, что важнейшей функцией ритуала была (и продолжает оставаться) функция упорядочивающая. Первобытный человек, находясь в опасном, непредсказуемом мире, пытался каким-то образом упорядочить окружавшую его действительность, искал выход из пространства хаоса.

Как отмечает И.М. Дьяконов, для человека была очевидна известная упорядоченность жизненных процессов, как данность воспринималась им смена дня и ночи, времени года, необходимое повторение трудового процесса, сокращение человеческого сердца, вдохи и выдохи и другие функции организма5. Эта ритмичность окружающих процессов могла восприниматься и воспринималась как некий порядок. Взгляду древнего человека предстоял некий порядок мироздания, выражающийся в повторениях явлений природы. Фиксация этого порядка происходила в ритуале. Мировоззрение человека формировалось не как нечто самостоятельное, а как продолжение путем повторения, путем воспроизведения образца некого прадействия. «В проявлениях своего сознательного поведения «первобытный», архаический человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не человеком. То, что он делает, уже делалось. Его жизнь — непрерывное повторение действий, открытых другими.»6

Ритуал — это одиночное или коллективное действие, повторяющее сакральный акт из мифологического сюжета и имеющее космическое значение. Посредством ритуала человек ощущал свою теснейшую связь со всей природой и космосом. Большая часть ритуалов, осуществлявшихся в традиционном (особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать истинную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь с природой. Речь идет прежде всего о календарных ритуалах, а также о поклонении солнцу, луне, звездам в моменты их особого положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, новолуние). Все эти явления занимали большое место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое измерение и вселенский смысл7.

Древние ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде творения мира. Люди, участвовавшие в ритуале, должны были повторять действия, которые когда-то совершали боги. В ритуале человек ведет себя с учетом того, что за ним наблюдают некие высшие силы, более того,это действие, стремящееся обеспечить максимальное участие этих сил.

Изначально в основу ритуала был заложен ритм природы, а сам ритуал должен был приспособить ритм человеческой деятельности к ритму космоса. В

силу изначального восприятия мира как хаоса миф и ритуал упорядочивали мир, давали средство объяснения его устройства и инструмент воздействия на него. А упорядочивая окружающий мир, человек, упорядочивал собственное внутреннее пространство. С помощью ритуала он мог постигать мистический опыт, ощущать себя уверенно и быть одним целым с природой8.

Со временем ритуалы продолжали играть ту же роль. Они давали возможность влиять на природу, получая путем совершения определенных действий определенные результаты, возможность обрести чувство управляемости миром и, соответственно, уверенности в себе, давали доступ к «коллективной душе», слиянию с космосом и богами.

Однако если ритуал не дает объяснения причин получения определенных результатов за счет совокупности конкретных действий, в чем тогда его смысл? Очевидно, его смысл состоит в самом его воздействии на человека, «попадающего под воздействие самого ритуала как фасцинационного действия (фасцинация — от лат. fascination —околдовывание, завораживание, очаровывание). Весь набор фасци-нирующего инструментария, в который входят вещи, ритм, медитация, голос и т.д., создает для участника ритуала особое психическое состояние, где происходит отчуждение от собственной личности и возникает ощущение незримого божественного присутствия либо присутствия божественных сил», сил мирового порядка или приобщение к миру предков, обществу, человеческой расе.

Любой ритуал в той или иной степени изменяет сознание и генерирует те или иные эмоциональные состояния, по которым осуществляется ритуал. Измененные состояния сознания, чем бы вызваны они ни были, дают доступ к другим отличным от повседневных видам энергий, не говоря о том, что посредством ритуальных действий можно подключиться к определенному источнику. Кроме того, сама мысль об отправлении ритуала мобилизует силы в человеке, поэтому ритуал можно назвать определенным видом энергогенератора.

Итак, что дает человеку ритуал? Во-первых, он служит моделью, базовым примером того, как необходимо поступать для того, чтобы получить желаемый результат. Ритуал упорядочивает внутреннее пространство, создает необходимое состояние для выполнения определенных действий — концентрацию, отрешенность от повседневного или личного «Я». Именно ритуал дает человеку желаемое ощущение гармонии, слияния с вселенной или богами и придает уверенности в собственных действиях.

Такие науки, как криминология, социология, философия, культурология, религиоведение, психология, широко пользуются понятием «ритуал», но не владеют им: они способны выделять ритуалы, но не объяснять их. Сегодня не существует дисциплины, в

которой понятие «ритуал» занимало бы прочное и необходимое место.

В словаре русского языка С.И. Ожегова содержится следующее определение ритуала: «Ритуал — порядок обрядовых действий при совершении какого-нибудь религиозного акта». «Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых выполняются какие-нибудь, религиозные представления или бытовые традиции»9.

Другой вариант определения ритуала предлагает энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»: «ритуал» — стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково сим-воличен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому периоду способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины10. Лаконичный вариант определения по энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «ритуал» (от лат. пШаШ), порядок церковных обрядов, совершаемых при разных требах и богослужении11.

Высоконаучный и довольно неопределенный по смыслу вариант описания ритуала предлагает социологическая энциклопедия: ритуал (от лат. пШаШ — обрядовый, гНт — торжественная церемония, культовый обряд) — одно из понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры ритуал трактовался как несущественное для достижения практического результата «обрамление» здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными12.

Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в «далеких» культурах ритуал оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности ритуала. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции — социальная и психологическая. Ритуал служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов, а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику. В современной культуре ритуал приобретает новое значение, получает новые

смыслы, облекается в новую форму, изменяясь и прогрессируя вместе с человеком, отвечая его насущным потребностям.

В результате исполнения ритуала происходит обновление восприятия мира человеком, закрепление тех изменений, на которые ориентирован ритуал. Одним из главных смыслов такого прочувствования является переход от чистого физиологического восприятия к осмыслению. Поведение человека как разумного существа направлено на преодоление неопределенного и случайного в конкретных ситуациях, иначе не обеспечивается его жизнеспособность, что постоянно имеет место проявления в ритуальных действиях. Определяя сущность ритуала как выражение наиболее глубинных характерных признаков, можно сделать вывод, что обрядовая деятельность — это не некая условная реальность, а та, которая дает возможность человеку пережить то или иное событие не раз. Ритуал как бы высвечивает ту сторону вещей, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их истинную суть и назначение. Человек в повседневной жизни не тождествен человеку в ритуале. В ритуале находят свою реализацию его духовные устремления.

Определение границ понятия «ритуал» сопряжено с трудностями, так как он как бы растворен в жизненной реальности. Обращение к этому понятию вызывает на первый взгляд инструментарий, используемый в этнографии, этнологии и религиоведении: обряд, обычай, церемониал, этикет, ритуализация. Термин «ритуализация» впервые введен Д. Хаксли для обозначения биологически адаптивных поведенческих патеров, отклонившихся от своей первоначальной функции и играющих роль сигнала для собратьев13. В. Буркерт для обозначения моделей ритуального поведения выделяет два понятия: для врожденных схем — ritus; для комплексов моделей поведения, опосредованных культурой, — ritual. Ритуализм можно рассматривать с трех сторон: как принцип повседневных межиндивидуальных взаимодействий; как форму социальной адаптации; как ценностную характеристику социокультурных систем14.

Это доказывает то, что с начала изучения ритуала и формирования границ этого понятия ему давались противоречивые определения, которые впоследствии были неоднозначно использованы. Кроме этого, выдвигались разные, зачастую противоречащие друг другу гипотезы природы феномена ритуала, опирающегося на многовариантные принципы и суждения. Можно выделить те принципы, которые представляются наиболее важными с концептуальной точки зрения. Необходимо дать дефиниции понятиям «обычай», «обряд», «традиция».

В научной литературе часто отождествляются понятия «обычай», «обряд» и «ритуал»15. Так, ритуал определен как вид обряда, как исторически сло-

жившаяся форма символического поведения. Под обрядом понимают совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, воплощающих в себе социальные представления, нормы и ценности. Обычай понимается как традиционно установившиеся правила общественного поведения, обрядовые действия.

Между ритуалом и обрядом существуют различия. Обряд представляет собой совокупность символических стереотипных действий, которые воплощают в себе идеи, представления, нормы и ценности и вызывают определенные коллективные чувства. Ритуал является системой, объединяющей обряды для реализации процесса регламентации общественного мироустройства, выступает формой строго установленного порядка обрядовых действий.

В таком контексте можно предположить, что существует еще одна форма регламентированного поведения, находящаяся на стыке ритуалов, заполняющая это пограничное состояние. Речь идет об обычае, т.е. таком поведении, которое «обычно» используется в данной ситуации. Обычай, несомненно, имеет ритуальное происхождение, хотя эти понятие нередко используются как синонимичные. Необходимо обратить внимание на особенности обычая и обряда: если обычай в большей степени затрагивает область индивидуального бытия человека, то обряд — коллективного. Отличие обычая от ритуала в том, что он символизирует определенные социальные отношения, выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования разных объектов.

Многие ученые в определении ритуала обычно связывали, какие-либо два параметра, характеризующих это сложное социальное действие. Так, по определению В. Тернера ритуал — «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей»16.

Ритуал — это набор действий, как правило, предполагающих символическую ценность, исполнение его обычно предписано традицией общества.

Вся любая последовательность действий обладала для общества символической ценностью, делая человека в социуме проще, а само общество стабильнее. Любая стойкая последовательность действий

(т.е. по нашему «ритуал») ценна именно этим. Ритуал незаменим для упрощения социального поведения человека, позволял не задумываться ему над каждым поступком. Резко упрощая поведение человека, стандартизируя его, ритуалы стабилизировали общество, сохраняли его существование. Ритуал превращал нематериальную идею в конкретное, вполне «осязаемое явление». Любая общественная идея — ничто, пока не закреплена ритуалом (традицией), позволяющей передать ее в поколениях, сохранить (соответствующее ей) общество. Ритуал обеспечивал глубокое усвоение человеком этой идеи, ведь меняя свое поведение, человек меняется сам. Ритуалы ориентированы на все модели социального поведения человека, делающего его тем или иным в обществе.

1 Кришнамачарья Э. Трактат о ритуалах ; 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. Слово «рита» в санскритско-русском словаре означает также «истинный», «освященный», «почитаемый», «правда», «истина», «порядок», «закон», «пожертвование» (Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: Около 30000 слов ; 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. С. 135).

2 Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб., 2003. С. 13—14.

3 Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре». СПб., 1993.

4 Firth R. Elements of social organization. L, 1951. P. 222.

5 ДьяконовИ.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С. 16.

6 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 33.

7 Там же.

8 Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. Ритуал как укоренность бытия // Мир психологии : науч.-метод. журнал / Академия пед. и соц. наук. 2003. № 1 . С. 10—17.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 672.

10 Символы, знаки, эмблемы : энциклопедия / В.Э. Баг-дасарян [и др.] ; 2-е изд. М., 2005. С. 494.

11 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М., 2001. С. 40726.

12 Социллогия : энциклопедия / А.А. Грицанов [и др.]. М., 2003. С. 1312.

13 Хаксли Д. Религия без откровения. М., 1992. С. 132.

14 Буркерт В. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М., 2000. С. 418.

15 Культурология, XX век : словарь. СПб., 1997. С. 378.

16 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 32.

Социологический подход к культуре ритуалов

Во всех обществах, когда человек умирает, семья, друзья и соседи реагируют на смерть структурированным, шаблонным образом. Культурные принципы определяют лечение и утилизацию тела, а также предписывают период траура для близких родственников. Смертельный ритуал, как и многое другое в человеческом поведении, является выражением культурного плана, отношений, ценностей и идеалов, передаваемых родителями и их родителями, которым человек учится как член общества.

Анализ практики погребения дает богатые данные о поведении родственников и общины. Это приводит к представлениям людей о богах, душах, ведьмах, духах и загробных мирах. Он обещает доступ к их системам убеждений и ценностей, к их представлениям о социальном и моральном мире. Он сообщает, что ритуал имеет последствия как для человека, так и для общества. Важное значение, также, имеет  ритуальная служба.

Проведено много исследований, посвященных ритуалу смерти с антропологической точки зрения. Велись исследования самого раннего ритуала, который был по крайней мере, 100 000 лет назад, и исследуется практики погребения в более позднем контексте. Затем рассматриваются две выдающиеся работы: «Обряды перехода» Arnold Van Gennep и «Коллективные представления о смерти», эссе Robert Hertz. В то время как Hertz имеет дело исключительно со смертью, Van Gennep рассматривает смерть как один из ряда кризисов жизненного цикла, требующих соблюдения ритуалов. Далее предлагается функциональный подход к объяснению погребального ритуала. Наконец, рассматриваются концепция деритуализации и ее последствия для современного общества.

Ритуал: определение

Ритуал — это поведение; это «религия в действии» (Wallace: 102). Это личное и личное поведение, так как оно социальное. Больной пациент, молящийся о силе переносить боль, и солдат, молящийся о защите во время бомбардировки, представляют собой ритуал одиночества.

Ритуал может включать священные или светские символы. Это «стереотипное общение … которое снижает тревогу, подготавливает организм к действию и (в социальных ритуалах) координирует подготовку к действию между несколькими организмами …» (Wallace: 236)

Ритуал обычно требует священного контекста, говорит Lessa, хотя прежде всего необходимо, чтобы он сопровождался чувствами, ценностями и верованиями, выходящими за пределы утилитарного. Поведение является ритуалистическим, если оно является привычным, социально санкционированным, символическим и без каких-либо практических соображений. (Lessa 1971)

Gluckman подчеркивает социальные атрибуты ритуала и важность сверхъестественной санкции в обеспечении соответствия. Ритуализация относится к выполнению предписанных действий с ожиданием того, что поведение «выразит и исправит социальные отношения» и поможет обеспечить мистическое «Благословение, очищение, защиту и процветание» (Gluckman: ​​24).

Использованные источники

  1. Cohen, Ronald. 1967 The Kanuri of Bornu. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  2. Diamond, Stanley. 1974 In search of the Primitive. New Brunswick: Transaction Books.
  3. Douglas, Mary. 1966 Purity and Danger. Baltimore: Penguin Books.
  4. Faron, Louis C.1967 “Death and Fertility Rites of the Mapuche (Araucanian) Indians of Central Chile,” In Gods and Rituals, edited by John Middleton. Garden City: The Natural History Press, pp. 227-254.
  5. Firth, Raymond. 1960 “The Fate of the Soul,” in Anthropology of Folk Religion, edited by Charles Leslie. New York: Vintage Books, pp. 301-332.
  6. Fortes, Meyer. 1966 “Ritual and Office in Tribal Society,” in Essays on the Ritual of Social Relations, edited by Max Gluckman. Manchester University Press, pp. 53-88.
  7. Gluckman, Max. 1966 “Les Rites of Passages,” In Essays on the Ritual of Social Relations, edited by Max Gluckman. Manchester University Press, pp. 1- 52.
  8. Hertz, Robert. 1960 “A Contribution to the Study of the Collective Representation of Death” in Death and the Right Hand by Robert Hertz, Glencoe: The Free Press, pp. 27-86.

Death Ritual: Anthropological Perspectives Milton Cohen

Через суеверия к звездам: ритуалы российских космонавтов

  • Ричард Холлингэм
  • для BBC Future

Автор фото, Reuters

От освящения ракеты православным священником до «туалетной» паузы у правого заднего колеса – все астронавты, собирающиеся на Международную космическую станцию, следуют множеству традиций и суеверий, главные из которых возникли еще в СССР, во времена Сергея Королева.

Астронавты – публика очень дисциплинированная, высокопрофессиональная. Пройдя сквозь сито строгого отбора, имея за плечами не менее пяти лет интенсивных тренировок, они умеют управлять космическим кораблем, устранять неисправности на орбитальной станции и пользоваться космическим туалетом. Но никто из них не хочет полагаться на волю случая.

Сейчас российский «Союз» — это единственный космический корабль, способный доставить астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Но прежде чем попасть на борт, приходится преодолевать минное поле из суеверий, традиционных процедур и церемоний.

Как мне недавно удалось понять во время посещения российского Центра управления полетами, мифы, легенды и традиции формировались вокруг запусков еще с того дня, когда в апреле 1961 года Юрий Гагарин впервые совершил полет на орбиту (в России считается, что начало «космическим суевериям» положил легендарный Сергей Королев – прим. Би-би-си).

Не все из этих традиций имеют смысл. Но когда вы вот-вот займете место на вершине громадной башни с 274 тоннами взрывоопасного ракетного топлива, вряд ли вы захотите испытать судьбу, если дорогу вам перейдет черная кошка.

Вот составленный нами список ритуалов (конечно, далеко не полный), которые придется соблюсти перед посадкой в российскую ракету.

1. Группа поддержки

Байконур в ноябре. Колючий ветер свирепствует на просторах казахской степи, вздымая снег с обледеневшей земли. Свинцово-серое небо сливается с серой взлетно-посадочной полосой аэродрома. С разбитых водосточных желобов ангаров угрожающе свисают сосульки.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Космонавтов всегда тепло провожают. Запрещено лишь прощаться с ними

Небольшой реактивный самолет выруливает к платформе, и мужчины, закутанные в толстые меховые тулупы, занимают места у трапа. Под звуки духового оркестра, доносящиеся из звуковой системы советских времен, на потрескавшийся бетон спускаются три фигуры. Затем выстроившиеся в шеренгу женщины в пальто, шляпах и перчатках начинают размахивать сверкающими золотом помпонами.

Таков традиционный прием, оказываемый астронавтам и космонавтам, прибывающим на Байконур. Происхождение этого обычая остается неясным, но ни один полет не обходится без шоу с золотыми помпонами.

2. Вращающееся кресло

Незамедлительно проявляющийся и очень изнурительный эффект расставания с планетой – это «космическая болезнь», на которую жалуются даже самые подготовленные астронавты. Сегодня, когда полет на МКС занимает всего шесть часов, в течение которых приходится десятки раз корректировать курс, страдающий рвотой экипаж – это последнее, что вам нужно.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Многие традиции и ритуалы начинали складываться еще при таких первопроходцах, как Гагарин

Одно из решений, которое предлагают российские космические физиологи, — попытаться намеренно дезориентировать астронавтов перед запуском. За несколько часов до полета всех членов экипажа заставляют крутиться на вращающихся стульях и переворачивают вверх тормашками на специальных кроватях, чтобы подготовить их к невесомости.

В космическом сообществе нет единого мнения о том, насколько все это эффективно. Тем не менее, если у вас есть под рукой гигиенический пакет, это то, что можно попробовать в домашних условиях.

3. Дерево

Аллея космонавтов на Байконуре — один из самых пронзительно-трогательных мемориалов, посвященных полетам в космос. Деревья здесь высаживаются последние 50 лет, и это не только дань признательности людям, побывавшим в космосе, но и живой памятник тем, кто не вернулся (растет здесь и дерево, посаженное Юрием Гагариным — прим. Би-би-си).

Перед полетом каждый член экипажа сажает свой собственный, именной саженец – задача, не вызывающая затруднений ароматной казахской весной, но становящаяся очень трудной суровой зимой, когда земля твердая, как скала.

4. DVD с культовым фильмом 1970-х

Что люди делают за сутки до старта? Смотрят кино. Но не любое кино. Речь идет о фильме «Белое солнце пустыни», который IMDb (крупнейшая в мире база данных о кинематографе) характеризует как «американский вестерн на русский лад».

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Космонавтам лучше не смотреть на ракету, когда ее везут к месту старта. Остальным — можно

Вероятно, для России это классика, но, поскольку я никогда его не смотрел, мне нечего сказать по этому поводу. Тем не менее, каждый астронавт, который летал с Байконура с начала 1970-х, хорошо знаком с ритуалом просмотра этого фильма перед запуском.

Начало обязательных просмотров «Белого солнца пустыни» связано с трагедией 30 июня 1971 года, когда погиб экипаж в составе Добровольского, Волкова и Пацаева. Следующий полет — более чем через два года — прошел благополучно, и выяснилось, что перед стартом экипаж смотрел этот фильм.

5. Подпись в правильном месте

В России за все принято расписываться. Почему же космос должен быть исключением?

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

После ночи перед полетом, проведенной в гостинице, необходимо расписаться на двери своей комнаты

Стало традицией, что члены экипажа оставляют автографы на стене в музее на Байконуре и на дверях той комнаты в гостинице на Байконуре, где прошла их последняя ночь перед стартом (их ни в коем случае нельзя стирать).

Как и деревья Аллеи космонавтов, эти подписи служат свидетельством долговечности советских и российских космических программ. Кроме того, по возвращении члены экипажа часто расписываются на обгорелом корпусе их космической капсулы.

6. Монетки и священник

Считается плохой приметой, если члены экипажа увидят, как ракету вывозят на стартовую площадку, поэтому их стараются не подпускать к этому месту.

Как и у экипажа, у инженеров, обслуживающего персонала и родственников космонавтов тоже есть свои традиции.

«Союз» перевозят из ангара по железнодорожной колее. Это происходит мучительно медленно: чтобы доставить ракету к месту запуска, тепловозу требуется несколько часов. Когда поезд оказывается в нескольких сантиметрах от пусковой площадки, присутствующие укладывают на рельсы монетки, которые должны быть расплющены колесами. Считается, что это принесет полету удачу.

Кстати, как только ракета оказывается на пусковой площадке, ее освящает православный священник. Он же благословляет экипаж (эта традиция не такая старая, как многие другие).

7. Мягкая игрушка

Вглядитесь в интерьер капсулы на видео во время любого запуска российской ракеты, и вы заметите симпатичную плюшевую игрушку, свисающую с приборной панели. Во время недавнего запуска на МКС 40-й экспедиции это был жираф, принадлежащий дочери астронавта НАСА Рейда Уайзмэна.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

Рейд Уайзмэн взял на орбиту игрушечного жирафа своей дочери

Игрушки — не только талисман, они имеют важное назначение. Когда ракета-носитель сгорает и «Союз» выходит на орбиту, игрушки «всплывают» вверх и повисают в воздухе, показывая экипажу, что он уже в невесомости.

Это чем-то напоминает использование канарейки в шахте для мониторинга качества воздуха, хотя в нашем космическом случае подходит любая игрушка.

8. CD с русскими песнями о любви

Насколько нам известно, за всю историю советской и российской космонавтики при исполнении задания погибли только четыре космонавта: пилот космического корабля «Союз-1» Владимир Комаров в 1967 году и три члена экипажа корабля «Союз-11» в 1971 году. Ни одна другая страна не может похвастаться такими замечательными показателями безопасности, и русские стремятся поддерживать их.

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Жук на Байконуре? Такой традиции нет! Или все-таки есть?

Логика появления суеверий проста: если что-то, связанное с полетом, было сделано определенным образом и полет прошел успешно, то необходимо повторить это и в следующий раз. К чему подвергаться риску, что-то меняя? Одну из таких традиций установил еще самый первый космонавт Юрий Гагарин.

В апреле 1961 года Гагарин сидел, пристегнутый ремнями безопасности, в капсуле на стартовой площадке. Люк уже задраили, все проверки были завершены, и корабль был готов к полету. Поскольку на находящейся в нескольких сантиметрах от его лица приборной панели было не на что смотреть, Гагарин попросил, чтобы центр управления полетом включил по селекторной связи какую-нибудь музыку. Выбор пал на сборник русских песен о любви.

В точности то же самое происходит и сегодня, хотя выбор музыки теперь гораздо шире, и учитываются пожелания всего международного экипажа. На каждую российскую песню о любви обязательно приходится хотя бы одно исполнение композиции Rocket Man или, скажем, немецкого техно.

9. Опорожнить мочевой пузырь

По всей видимости, самая странная, на взгляд западного человека, традиция советско-российской космической программы также восходит к Гагарину. Говорят, по пути на стартовую площадку он попросил водителя автобуса остановиться. Гагарин вышел из машины и помочился на заднее правое колесо. Говорят, эта традиция идет со времен Великой Отечественной войны, когда похоже поступали военные летчики.

В 1961 году в этом был смысл: первый в мире космонавт не хотел, чтобы внутри его капсулы в невесомости плавали капельки мочи. Сегодня, когда астронавты носят памперсы и упакованы в трехслойные скафандры, которые проверяются на герметичность перед посадкой в автобус, в этом нет практического смысла.

Тем не менее, мужчины-астронавты по-прежнему выходят из автобуса, расстегивают скафандр и облегчаются на заднюю правую покрышку. Затем техникам по скафандрам приходится заново запаковывать их. Известно, что женщины-астронавты берут с собой пузырек с мочой, чтобы выплеснуть на колесо.

Об авторе. Ричард Холлингэм – журналист и ведущий подкаста «Исследователи космоса». Он редактирует журнал Space:UK Британского космического агентства, выступает комментатором запусков Европейского космического агентства и ведет научные программы на радио Би-би-си.

10 утренних ритуалов для продуктивного начала дня

В среднем за жизнь человек просыпается 25 000 раз. Это значит, у вас есть 25 000 шансов провести своё утро так, чтобы весь остальной день прошёл идеально.

Каждое утро — это чистый лист. Это возможность изменить один свой день к лучшему. А из таких дней и складывается наша жизнь. Если вы хотите добиться своих целей, задайте себе вопрос: что вы делаете после пробуждения и как себя чувствуете?

1. Не сбрасывайте будильник

Мы привыкли ненавидеть звуки будильника, поэтому нажимаем на кнопку сброса или ставим его на паузу: нам хорошо, и вылезать из тёплой кровати совсем не хочется. Хотя от 10 дополнительных минут сна чувствуем себя хуже.

Эволюция — процесс медленный, и человечество как вид ещё не привыкло просыпаться от искусственно созданного шума. Поэтому мы просто его игнорируем.

Когда мы просыпаемся, наш организм начинает вырабатывать допамин — химическое вещество, подавляющее чувство сонливости. Его действие сравнимо с выпитой чашкой кофе или энергетика. Когда мы спим, вырабатывается серотонин — гормон удовольствия.

После сброса будильника одновременно начинаются вырабатываться два гормона с противоположным действием. Из-за такой нагрузки на организм мы просыпаемся дезориентированными и заторможенными.

2. Учитывайте не только награду

Чтобы мотивировать себя на определённое действие, например, просыпаться рано утром и идти в душ, мы используем награды. Но, как утверждает автор книги «Сила привычки» Чарльз Дахигг (Charles Duhigg), одной награды недостаточно, чтобы привычка закрепилась.

Нужно определить сигнал, который приводит к нежелательному поведению, и заменить его. Например, вместо того, чтобы нажать кнопку отбоя на будильнике и снова провалиться в сон, вы можете вознаградить себя чашкой ароматного кофе. Сигналом к этому действию может послужить запах кофе в комнате. Если вы живёте с кем-то, попросите его заваривать напиток каждый раз после пробуждения.

3. Следуйте подходящей стратегии

В среднем взрослому человеку необходимо 7–9 часов сна, но некоторые высыпаются за 6 часов, а другим мало и 10. Чтобы взбодриться, одному человеку нужен душ, а другому достаточно выпить чашку кофе. Определите, к какой категории людей вы относитесь, и вам будет легче составить собственную стратегию и понять, каким советам следовать.

Писательница Гретхен Рубин (Gretchen Rubin) в книге «Лучше, чем раньше» пишет, что всех людей можно разделить на четыре группы в зависимости от того, как их мотивирует награда:

  • Приверженцы правил и порядков: всегда следуют правилам — как внешним (установленным начальством), так и внутренним (которые они придумывают себе сами).
  • Связанные обещаниями: которые хорошо работают только под давлением авторитета и когда чувствуют оправданные обязательства перед другими людьми.
  • Ищущие во всём здравый смысл: для каждого дела им нужна внутренняя мотивация, какой-то смысл для себя, если они его находят — выполняют работу.
  • Мятежники: любое задание вызывает у них желание сделать всё наоборот.

4. Просыпайтесь от естественного света

В одном эксперименте группу взрослых людей, страдающих от бессонницы, на неделю отправили в туристический поход. За несколько дней без искусственного освещения участники эксперимента не только стали быстрее засыпать, но и легко вставали по утрам. Практически полностью исчезла инертность сна.

Организатор исследования Кеннет Райт (Kenneth Wright) пришёл к следующему выводу: чтобы крепко спать по ночам и легко просыпаться рано утром, нужно вставать вслед за естественным освещением.

Сделать это в условиях города вполне реально: спите в комнате с окном, а лучше поставьте кровать поближе к окну, чтобы с самого утра получать максимальное количество света.

5. Медитируйте

Медитация подходит всем. В то же время у каждого она должна протекать по-своему. Существуют десятки её разновидностей — осознанная, трансцендентальная, йогическая. Но ни один специалист не сможет сказать наверняка, какая именно вам подходит.

Зато преимущества от медитации вполне очевидны: снижается уровень тревоги, повышается производительность труда, улучшается память.

Например, с помощью МРТ учёные обнаружили снижение активности бета-волн в мозге после 20-минутной медитативной сессии . Это значит, что во время медитации мозг перестаёт обрабатывать отвлекающую информацию, поэтому мы успокаиваемся.

6. Сведите к минимуму принятие решений

Все мы подвержены явлению, которые психологи называют усталостью от принятия решений. Этот процесс отнимает наши ресурсы, силы, поэтому в дальнейшем нам становится всё сложнее принимать эффективные решения.

Как видите, я ношу только серые и синие костюмы. Так я пытаюсь принимать меньше решений. Я не хочу тратить силы и думать о том, что я буду есть или что носить. Потому что у меня слишком много других дел, требующих решения.
Барак Обама

Чтобы упростить процесс принятия решений, Обама пользуется специальными записками, которые разбиты на его столе на три стопки: «согласен», «не согласен» и «давайте обсудим». Этот способ в разы ускоряет цикл обратной связи, значит, и дела доводятся до конца быстрее.

Чтобы продуктивнее провести своё утро, подумайте, какие решения вы сможете каждый день принимать автоматически. Вот несколько простых действий, которые вам помогут: выбрать наряд перед сном, есть на завтрак одно и то же, встать пораньше, чтобы избежать пробок.

7. Съешьте лягушку

Психолог Брайан Трейси в своей книге «Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать» пишет, что у каждого из нас есть своя лягушка — самая большая и важная задача, над которой мы прокрастинируем.

Если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади.

Марк Твен, писатель

Поэтому первым делом с утра нужно съесть свою самую большую лягушку, даже если вам совсем не хочется. Наши запасы силы воли ограничены, поэтому день нужно начинать с важного дела, пока силы ещё есть.

Кроме того, уровень креативности выше по утрам. Это подтверждают исследования: после пробуждения у людей наблюдается повышенная активность в префронтальной коре — части мозга, отвечающей за творчество.

8. Сделайте одно важное дело

Психолог Кевин Круз (Kevin Kruse), изучая привычки миллионеров, олимпийских чемпионов и предпринимателей, обнаружил, что ни один из них не упомянул список дел.

У ведения списка дел есть несколько недостатков:

  • Не учитывается время. Когда человек видит перед собой длинный список дел, он приступает к задачам, которые займут меньше времени. Поэтому требующие последовательного, долгого выполнения задачи так и остаются незавершёнными (порядка 41% задач из всего списка, по данным компании iDoneThis).
  • Нет различия между срочными и важными делами. Опять же, поддаваясь импульсу, мы бросаемся делать срочное и игнорируем важное.
  • Увеличивается уровень стресса. Список дел провоцирует известный в психологии эффект Зейгарник: из-за незавершённных задач в голове появляются назойливые, неконтролируемые мысли. Поэтому весь день мы чувствуем усталость, а ночью с трудом засыпаем.

Поэтому вместо списка задач выберите только одно дело, которое вы должны закончить сегодня. После его выполнения вы почувствуете удовлетворение и с лёгкостью разберётесь с оставшимися менее значительными задачами.

9. Готовьтесь с вечера

Ваше самочувствие во время пробуждения и на протяжении всего дня будет зависеть от того, насколько хорошо вы выспались.

Многочисленные исследования показывают, что электронные устройства способствуют нарушению циклов сна. Если у вас регулярно наблюдаются проблемы со сном, попробуйте отключить все девайсы за 2–3 часа до отхода ко сну (это касается и электронных книг).

Холодное свечение экранов затрудняет выработку мелатонина — гормона, координирующего работу наших внутренних часов.

Вечером необходимо не только выспаться, но и решить, как провести завтрашний день.

Грег МакКеон (Greg McKeown), автор книги «Эсcенциализм. Путь к простоте», рекомендует перед планированием следующего дня сначала записать в дневник, как прошёл ваш сегодняшний день. Если вы не разобрались, что сделали сегодня правильно, а что неправильно, вы не сможете составить продуктивный план действий на завтра.

Как планировать дела? Мы уже упоминали, что успешные люди редко пользуются списком дел. Тем не менее Круз заметил, что почти все они используют календарь.

Метод планирования задач в календаре лишён всех недостатков списка дел, о которых мы говорили ранее:

  • вы можете управлять своим временем;
  • вы можете запланировать самые важные дела на начало дня, когда у вас ещё есть запасы силы воли;
  • вы избежите перенапряжения, так как можете включать в календарь запланированные перерывы.

10. Примите душ, чтобы проснуться

Мисоги, или пробуждающий душ, — это ритуал, который практиковали японские самураи. Каждое утро они выливали себе на голову ведро холодной воды.

Отечественный аналог мисоги — это контрастный душ, когда мы чередуем потоки горячей и холодной воды.

Исследования показывают, что подобная гидротерапия оказывает положительное влияние на здоровье: снижается стресс, укрепляется иммунная система, организм начинает лучше сжигать жир и эффективнее борется с депрессией.

Если вы решитесь испытать контрастный душ на себе, выполняйте следующий порядок действий:

  1. Сначала мойтесь в душе при обычной температуре. Затем поверните ручку крана так, чтобы вода стала ледяной. Стойте под холодным душем 30 секунд.
  2. Теперь поверните кран, чтобы вода стала очень горячей. Под таким душем раскрываются капилляры, улучшается циркуляция крови. Стойте под ним 30 секунд.
  3. И снова переключите на холодную воду, под которой постойте ещё 30 секунд.

Кажется, что всё очень просто, но по началу вы можете испытать настоящий шок.

Каждое утро Бенджамин Франклин задавал себе вопрос: «Что хорошего я могу сделать сегодня?». Прежде чем попасть на рабочее место, вы должны восстановить силы и подготовиться к новому дню. Только так вы сможете сделать что-то значительное.

У каждого будет своё идеальное начало утра. Кто-то любит с утра слушать музыку, кто-то читать и сверяться с расписанием. Составьте для себя идеальный распорядок. Надеемся, наши рекомендации помогут вам в этом.

Самые смешные ритуалы в технике Симорон от Вована Всемогущего

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу