Способы разрешения конфликтов и методы управления ими у дошкольников: Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими | Презентация по теме:

Содержание

Страница не найдена |

Страница не найдена |



404. Страница не найдена

Архив за месяц

ПнВтСрЧтПтСбВс

21222324252627

282930    

       

       

       

     12

       

     12

       

      1

3031     

     12

       

15161718192021

       

25262728293031

       

    123

45678910

       

     12

17181920212223

31      

2728293031  

       

      1

       

   1234

567891011

       

     12

       

891011121314

       

11121314151617

       

28293031   

       

   1234

       

     12

       

  12345

6789101112

       

567891011

12131415161718

19202122232425

       

3456789

17181920212223

24252627282930

       

  12345

13141516171819

20212223242526

2728293031  

       

15161718192021

22232425262728

2930     

       

Архивы

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Метки

Настройки
для слабовидящих

Конфликты: виды конфликтов, способы разрешения и методы управления ими.

Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

 

 

Конфликт – обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.

Виды конфликтов – варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:
– по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
– по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
– по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
– по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
– по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве.

Рассмотрим каждую из этих тактик более детально.

Тактика ухода

Наименьшей степенью такой готовности отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют методом избегания. Тем не менее, это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении “сцены”, на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

Силовое подавление

Во многом противоположно рассмотренному способу ухода силовое подавление, или метод насилия. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

Тактики “выигрыш — выигрыш”

Им противопоставляются основанные на принципе “выигрыш — выигрыш” цивилизованные, основательно рационализированные методы: I) тактика односторонних уступок и 2) тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

Эти тактики более многообразны и богаты по своему содержанию, хотя и более сложные для реализации на практике, поскольку требуют от участников конфликта определенного уровня конфликтологической грамотности. Их общая черта — нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности организации. Овладение этими тактиками является необходимым условием эффективности современной управленческой деятельности.

 Одна из разновидностей тактик подобного рода — метод односторонних уступок или приспособления.

 

При анализе проблем управления конфликтом большинство исследователей подчеркивают “высокую цену” его успешного разрешения. Эта высокая цена конструктивного разрешения конфликта обнаруживается с особой ясностью при ее сравнении с негативными итогами неразрешенного конфликта. Эти результаты оказываются диаметрально противоположными.

Так, результаты межличностного или межгруппового конфликта характеризуются следующим образом.

Неудача в разрешении конфликта имеет результат, который выражается такими психологическими категориями, как: тревога, беспомощность, смятение, одиночество, развал, поляризация, высокое кровяное давление, стресс.

И напротив, успешное урегулирование конфликта приводит к ситуации, которая оценивается совсем в других терминах: покой, веселье, кипучая энергия, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, чувство локтя, перемены, рост положительных личных качеств, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Но негативные последствия конфликтов могут быть, конечно, не только психологическими, но и социальными, они нередко несут с собой потери огромных материальных и человеческих ресурсов. Особенно разрушительными могут быть последствия крупномасштабных конфликтов, таких, как массовые митинги и демонстрации протеста, забастовки, восстания, революции и войны. Причем тот или иной результат конфликта во многом зависит от способа его разрешения. Как отмечалось, наиболее надежным путем к позитивному результату является тактика взаимовыгодного сотрудничества, компромисса, переговоров.

наиболее эффективной по сравнению с этой тактикой, а также в сравнении с тактиками ухода, применения силы и использования односторонних уступок признается тактика взаимного выигрыша.

Преимущества подхода “выигрыш — выигрыш” заключается в том, что выгоду получают обе стороны, в связи с чем принятое решение приобретает более прочный, устойчивый характер. В связи с этим в конфликтологической литературе эта тактика разработана наиболее глубоко и детально, включая не только ее предпосылки, достоинства и недостатки, но и механизмы ее практического осуществления.

Эти механизмы призваны решить две основные задачи:

1) сбор всесторонней информации, полной базы данных о конфликте;

2) выработку основных форм поведения участников конфликта, обеспечивающих его успешное урегулирование.

сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

  • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
  • участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
  • переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
  • принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
  • специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Динамика конфликта.

Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта.

1. Возникновение конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникает в тех случаях, когда стремление одного партнера к достижению желаемой им цели объективно препятствует достижению другим партнером желаемой им цели.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации.

Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Но нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Возможны следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

1.                   Адекватно понятый конфликт – объективная конфликт конфликтная ситуация существует и стороны осознают ее адекватно.

2.                   Неадекватно понятый конфликт – Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ее как конфликтную, но с некоторыми отклонениями от действительности.

3.                   Ложный конфликт – объективная конфликтная ситуация не существует, но участники воспринимают отношения как конфликтные.

3. Переход к конфликтным действиям.

Этот этап является первой открытой явной фазой. Основная цель этих действий – блокировать достижение противникам его целей (в основе-ошибка понимания  ситуации).

Конфликтное поведение не обязательно является результатом осознания конфликтной ситуации, оно может быть, например, формой снятия внутренних напряжений.

Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, стадия конфликтного поведения порождает тенденции к эскалированию, дестабилизации конфликта.

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции противоположного характера.

Разрешение конфликта.

Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное и полное.

Частичное – открытых конфликтных действий участники не предпринимают, но внутренне они готовы к продолжению конфликта.

Конфликт может переходить из одной формы в другую.

Типология конфликта.

По мнению Дойча выделяется:

1.                   «Подлинный конфликт» – аналог адекватно понятому конфликту.

2.                   «Случайный, или условный конфликт» – зависит от легко изменяющихся обстоятельств, но этот факт сторонами не осознается.

3.                   «Смещенный конфликт» – существует явный конфликт, но за ним лежит более глубокий.

4.                   «Неверно приписанный конфликт» – разворачивается между ошибочно понятыми сторонами и, как правило, по поводу ошибочно истолкованных проблем.

5.                   «Латентный конфликт» – должен был бы произойти, но не происходит, т. к. не осознается; проявляется в чувстве неудовлетворенности отношениями.

6.                   «Ложный конфликт» – отсутствуют объективные основания для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

Кроме того, можно добавить:

7.                   «Привычные конфликты» – связаны с устоявшимися противоречиями. По характеру протекания напоминают ритуалы.

8.                   «Прогрессирующие конфликты» – связаны с ситуацией, когда люди не могут долгое время приспособиться друг к другу; как правило, в адаптационной фазе.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов.

Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

Различия в представлениях и ценностях.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации.

Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не “выжимать соки ” из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

 

 

Лекция на тему «Конфликты и управление ими»

КОНФЛИКТ. Барабаш Е.Ю. к.пс.н

КОНФЛИКТ Барабаш Е.Ю. к.пс.н Конфликт особое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях Истоки конфликта Взаимное противодействие сторон

Подробнее

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ Как сформировать навыки общения, суметь выйти из конфликтной ситуации, а главное не входить в состояние неприятия другого человека? Вот главные вопросы, в которых

Подробнее

Управление конфликтами в проектах

Управление конфликтами в проектах В конкретных условиях реализации проекта порой возникают споры, которые могут привести к конфликтным ситуациям как между участниками проекта, так и в команде. Конфликт

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 005.9:331.109.6 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ Захаров Е. В. Магистрант 2 года обучения по направлению «Менеджмент» ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» В статье

Подробнее

International Scientific Journal Internauka

Секция 22. Философские науки ЗЛОТИНА ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВНА магистрант кафедры социальных коммуникаций Поволжского института управления имени П.А.Столыпина РАНХиГС г. Саратов, РФ Научный руководитель: Сутужко

Подробнее

Б1.Б.12 Управление человеческими ресурсами

Б1.Б.12 Управление человеческими ресурсами Целью дисциплины является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных задач управления человеческими

Подробнее

Раздел 4.

Социальные отношения

Раздел 4. Социальные отношения Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты Лекция 4.2.3. Социальный конфликт План 1. Причины, структура и виды социальных конфликтов. 2. Способы разрешения конфликтов. Социальный

Подробнее

Лекция 17. Лидерство и стиль руководства

Лекция 17. Лидерство и стиль руководства 17.4 Стили лидерства и руководства Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом

Подробнее

Этика деятельности руководителя

Этика деятельности руководителя Литература Андреева И.В. Этика деловых отношений : учеб. пособие / И.В.Андреева. — СПб.: Вектор, 2005. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н.Каменская.

Подробнее

«INSTITUTIONAL CONFLICT»

УДК 159.9 Магомедова Хамис Лукмановна Студентка психологического факультета филиала ФГБОУ «Дагестанский государственный университет» в г. Кизляре Халилова Айша Абдулкадыровна старший преподаватель ДГУ

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Мартынова Е.А. Конфликт: понятие, виды и стратегии поведения в конфликтной ситуации // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2017. 06 (июнь). АРТ 207-эл. 0,3 п.л.

Подробнее

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

Подробнее

Технологии эффективных продаж

Семинары Moscow Business School Исходный URL: https://mbschool.ru/seminars/60121 Технологии эффективных продаж Лидерство и эффективность управления вот что в итоге отличает успешного менеджера от остальных.

Подробнее

2. Цель и задачи Комиссии

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД Е Общие положения

Подробнее

World Education Group

World Education Group 25-26 сентября 2014г., Москва Семинар Уолласа Стокса (США, Калифорния) Эффективное управление и организация работы стоматологической клиники ключевые составляющие успеха Для владельцев

Подробнее

приказ от

Принято: общим собранием трудового коллектива протокол от 23.09.2014 2 Утверждаю: заведующей МБДОУ «Детский сад «Родничок Г.Ю. Шерстобитова приказ от 23.09.2014 138 ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ

Подробнее

Конфликтология и управление конфликтами

Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе.

Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.

Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.

Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.

Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.

Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.

Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.

Содержание:

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих работ уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления.

По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений.

Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:






Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью.
Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует.
Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья.
Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно.
Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни.

Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике:



1

 


Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников.

2

 


Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по конфликтологии

После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Несмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».

В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Важно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.

Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.

Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами

Возникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.

Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.

Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов

Человек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.

Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

Говоря о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.

Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.

Авторы курса и уроков: Кирилл Ногалес и Евгений Буянов

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):






1День первый – изучение материала.
2День второй – повторное изучение материала для закрепления.
3День третий – применение полученных знаний на практике.
4День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока.
5День пятый, шестой и седьмой – отдых.

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Дополнительные материалы

В качестве дополнительных материалов к нашему тренингу мы решили использовать книги и статьи, посвящённые рассматриваемой нами теме.

Книги по конфликтологии

Книги по конфликтологии – это прекрасный источник как основной, так и дополнительной информации о конфликтах и всём, что с ними связано. Как правило, их авторами являются авторитетные специалисты в данной области. Воспользовавшись этими книгами, вы сможете глубоко погрузиться в детальное изучение конфликтологии, почерпнуть недостающую информацию и получить ответы на все интересующие вас вопросы.

На нашем сайте есть небольшая подборка книг с небольшим описанием и кратким содержание, которые вы сможете увидеть на данной странице:

  • Психология конфликта (2-е изд.). Гришина Н. В.
  • Хрестоматия по конфликтологии. Анцупов А. Я., Шипилов А.
  • Практикум по конфликтологии. Емельянов С. М.
  • Введение в конфликтологию. Козырев Г. И.
  • Конфликтология: учебник. Кибанов А. Я.

Статьи по конфликтологии

Статьи по конфликтологии – это уникальные сборники информации, касающейся конфликтов. Статьи, конечно же, не так объёмны, как книги, зато представляют собой, во многих случаях, квинтэссенцию большого объёма данных, на изучение которого могут потребоваться месяцы кропотливой работы. В статьях вы встретите как ставшие уже классическими точки зрения на проблему конфликта, так и мнения современных специалистов, соответствующие последним тенденциям науки и социальной жизни.

Цитаты известных людей о конфликтах

И в дополнение к вводному уроку мы бы хотели познакомить вас с несколькими интересными изречениями на тему конфликтов, ведь по этому поводу не раз высказывались люди, известные на весь мир. Эти цитаты являются отражением индивидуального отношения разных людей к вопросу о конфликтах:

Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов.



Лобсанг Рампа

Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.



Хорхе Букай

Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта. Вы сражаетесь не столько со мной, сколько с человеческой природой.



Шерлок Холмс

Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта лучше его сделать.



Расим Мусабеков

Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.



Исороку Ямамото

Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.



Михаил Литвак

Если проблемы можно избежать, то я предпочту бесконфликтный вариант. Однако, если выбора нет, поверьте, я умею держать удар.



Эвелина Хромченко

Негоже злобствовать на противника после того, как конфликт исчерпан.



Кадзуо Исигуро

Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте.



Экхарт Толле

Любой конфликт лучше попытаться разрешить мирными средствами при помощи диалога, простить или попытаться услышать аргументы другой стороны. Потому что это гораздо проще, чем доводить вопрос до конфронтации.



Дольф Лундгрен

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успехов в освоении конфликтологии!

Кирилл Ногалес

Межличностные конфликты среди подростков Новости о прошедших событиях и мероприятиях, отображающие деятельность учреждения

Межличностные конфликты среди подростков 15.11.2018 09:44

Межличностные конфликты среди подростков

Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков. Знание особенностей межличностных конфликтов подростков со сверстниками, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке педагога-психолога, социального педагога, специалиста по профилактике девиантного поведения. Существует ряд подходов определению понятия «конфликт» в психологии. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают определение конфликта как способа разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающегося в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающегося негативными эмоциями. Н. В. Гришина рассматривает конфликт как противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). А. А. Ершов определяет межличностный конфликт как столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей. В подростковом возрасте межличностные конфликты могут возникать между подростком и родителем, учителем, сверстником. Частыми причинами конфликтов со сверстниками являются ссоры из-за второй половинки; оскорбления, сплетни, доносы, зависть; взаимное непонимание подростков. Как отмечает в обзоре школьных конфликтов А. И. Шипилов, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство. По наблюдениям путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Конфликты между подростками в центре возникают и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Дети допускают такие нарушения норм поведения как курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки, распущенность в половой жизни т. д. Цель проведенного нами занятия — выявление межличностных конфликтов. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, групповое коррекционное занятие.Опишем полученные результаты. Анкетирование. Согласно результатам анкетирования, все подростки признают наличие конфликтов со сверстниками. Отсутствие конфликтов не отметил никто. Часто со сверстниками конфликтуют 26 % испытуемых, иногда 39 % подростков, редко возникают конфликты у 35 % учащихся. В качестве инициатора конфликта подростки чаще называют сверстников — 74 % случаев. Себя они считают инициаторами конфликта 26 % подростков. Причинами конфликта, с точки зрения подростков, является оскорбление сверстниками — 57 % , обман — 26 %, конкуренция и стремление одних занять лидирующую позицию по отношению к другим — 17 % испытуемых, несовпадение точек зрения на что-либо — 9 % подростков. Таким образом, наиболее распространенными причинами конфликтов являются оскорбление и обман подростков сверстниками. Опрос подростков относительно продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 30 % подростков конфликты со сверстниками заканчиваются быстро, 44 % подростков считают, что их конфликты не продолжительны, 26 % отмечают, что долго конфликтуют со сверстниками. Согласно ответам подростков, они стремятся к примирению и готовы первыми сделать шаг на встречу — 26 %, ждут первого шага со стороны других — 35 % испытуемых и отмечают обоюдное стремление к примирению — 40 % подростков. В конфликте подростки выбирают следующие способы поведения: перестают общаться — 35 % испытуемых, 26 % подростков предпочитают грубить в конфликте, 22 % подростков считают приемлемым физически доказать свою правоту, то есть дерутся с оппонентами, 17 %  стремятся втянуть в конфликт других детей или взрослых.

Дети с высоким уровнем конфликтности очень любят критиковать, навязывать другим свое мнение. Они практически всегда стремятся найти повод для споров. 52 % подростков имеют средний уровень конфликтности. Они отстаивают свое мнение, несмотря на то, как это повлияет на общение с окружающими, однако за это качество их уважают окружающие. У 22 % подростков уровень конфликтности низкий. Они умеют сглаживать конфликты и легко избегать критических ситуаций.

Таким образом, в большинстве случаев межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления. Для подростков, которые часто конфликтуют со сверстниками характерны непродолжительность конфликта, различные стратегии поведения в конфликтах: конкуренция, обоюдное стремление к примирению, прекращение общения с оппонентом. Большинство детей данной группы считают себя конфликтными. Подростки, которые иногда конфликтуют со сверстниками в основном считают виноватым оппонента. Наиболее частыми причинами конфликта для них является обман и оскорбление. Что касается продолжительности спора, то можно отметить, что большинство детей этой группы конфликтуют со сверстниками долго. Подростки ждут первого шага со стороны других, в конфликте физически доказывают свою правоту, а также перестают общаться и не считают себя конфликтной личностью.

 В связи с этим,  на основании полученных результатов проведено групповое коррекционное занятие с воспитанниками 3 группы, направленное на формирование у подростков конфликтологической компетентности: осознание подростком ответственности в возникновение конфликтов, причин их возникновения, способов поведения в межличностных конфликтах со сверстниками, формирование конструктивных способов разрешения конфликтов.

Воробьева А.А., Шаякова Л.В.


Разрешение конфликтных ситуаций в межэтнических  и социально-политических отношениях в молодёжной среде » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых проблем современности относятся межэтнические конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. И хотя, межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей, но, как показывает практика, ни в одном государстве пока ещё не могут адекватно отрегулировать её положения.

Межэтнический конфликт является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных этносов. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. Все это может быть причинами социальной нестабильности, национализма, политических спекуляций.

Наличие националистической составляющей почти во всех конфликтах современности — свидетельство того, что ни учёными, ни специалистами в области этнической политологии, ни правоведами, ни политиками, ни социологами до сих пор не найдены универсальные решения или действенные пути для предотвращения национальных конфликтов. Обострение межэтнических конфликтов можно отнести к наиболее сложным проблемам развития современной России. Особую значимость они приобретают в полиэтнических регионах.

В настоящее время достаточно чётко проявляются такие сформировавшиеся виды угроз экстремизма в молодёжной среде, как негативные социально- политические процессы экстремистской направленности, целенаправленная деятельность тех или иных экстремистских структур, а также конкретные общественно опасные действия исполнителей конкретных экстремистских акций.

Можно предположить, что негативное отношение к представителям других национальностей объясняется отсутствием опыта реального конструктивного взаимодействия с представителями других этносов, так как основная жизнедеятельность большинства молодёжи протекает в единой культурной среде, где реальные этнические отличия во многом нивелируются и не являются определяющими. Отношения с иными этносами, как правило, эпизодические.

Экстремизм характеризуется обычно как приверженность различных субъектов общественных отношений к крайним с точки зрения общества взглядам и мерам для достижения определённых целей. В условиях, когда приверженность таких субъектов к крайним взглядам и мерам имеет достаточно широкое распространение, она сопровождается формированием соответствующих идеологий, доктрин, учений, а также общественных практик. В определённых обстоятельствах – созданием тех или иных организационных структур для претворения в жизнь соответствующих идеологических установок и практических намерений. Экстремизм может характеризоваться как относительно устойчивый социальный феномен, как распространённое общественно опасное социальное явление.

В современных условиях экстремистский характер тех или иных идеологий и практической деятельности различных субъектов экстремизма принято идентифицировать с применением нелегитимного насилия и других крайних мер, а также с соответствующей организационной и агитационно- пропагандистской деятельности.

В зависимости от идеологической направленности экстремистских организационных структур и практической деятельности экстремистского характера в общей системе экстремизма выделяют такие достаточно устойчивые, долговременные разновидности (направления), как политический, этнонациональный, религиозный, в молодёжной среде и другие виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой.

Как социальное явление экстремизм обусловливается различными социальными противоречиями, не получившими своевременного разрешения и приобрётшими острую конфликтную форму. Наряду с различными социальными факторами, имеющими объективный и субъективный характер и порождающими экстремизм, важную роль в его распространении играют те социальные условия, которые благоприятствуют, способствуют формированию экстремистских взглядов и идеологии, созданию экстремистских организаций, осуществлению экстремистских действий. Это, например, распространение в обществе правового нигилизма, значительный уровень социальной напряжённости и др.

Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.

Политическая направленность экстремизма в молодёжной среде выражается, прежде всего, в основных целях и объектах экстремизма, что предполагает ведение борьбы его субъектами за власть – за её завоевание или сохранение, за изменение социально-политического устройства общества или политики государства, за устранение или ослабление их политических противников и т.д.

Применение нелегитимного насилия как сущностная черта экстремизма в молодёжной среде обусловливает деструктивный характер данного явления, его повышенную опасность, несовместимость с морально-нравственными и правовыми основами современного демократического общества. Агрессивность экстремизма в молодёжной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Повышенная общественная опасность экстремизма в молодёжной среде, обусловливаемая, прежде всего, присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности.

Таким образом, экстремизм в молодёжной среде можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодёжи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних. При этом в силу своего преимущественно насильственного характера, экстремизм в молодёжной среде представляет серьёзную угрозу для государственной безопасности – важнейшего элемента национальной безопасности.

Экстремизм в молодёжной среде как негативное социально-политическое явление характеризуется сложной структурой. Её основными составляющими, при относительно высоком уровне развития данного явления, выступают идеологический, деятельностный и организационный аспекты.

Идеологический аспект экстремизма в молодёжной среде выражается в тех или иных теориях, концепциях (и т.п.) экстремистской направленности, предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества.

Организационный аспект экстремизма в молодёжной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определённой экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности и т.п.

Деятельностный аспект экстремизма в молодёжной среде, или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии на противников экстремистов – объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер и т.д. Он носит целенаправленный характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций.

Можно предложить следующие меры предотвращения межэтнических конфликтов: воспитание толерантного отношения молодёжи к представителям других национальностей посредством совместных развлекательных и спортивных мероприятий, агитации о союзе народов и терпимости, тренингов, объединяющих представителей разных этносов.

Топ-5 книг по конфликтологии — EduNeo

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Как часто Вы сталкиваетесь с ситуациями, когда достижение консенсуса в ходе обсуждения или личного общения кажется абсолютно невозможным в силу конфликтности оппонента и его нежелания идти на компромисс? Мы подготовили для вас подборку отличных книг, которые помогут сэкономить нервы и время, и позволят не терять самообладания и добиваться своего даже с самым агрессивным и несговорчивым собеседником.

 

«Психологическое айкидо» — это целая филосифия поведения человека в конфликте: стратегии работы с любыми конфликтогенами и конфликтным поведением; возможность управлять ситуацией, когда на вас агрессивно давят; методы противостояния манипуляциям и провокациям; и многое другое!

Данная книга станет отличным дополнением для тех, кто владеет, или, хотя бы, поверхностно знаком с методами психодиагностики. Автор, простым и доступным языком, даёт читателю инструменты, для работы с конфликтами, и их решением. Практикум по конфликтологии — хороший пример того, как читая книгу, можно встроить новые навыки.

 

Конфликт – вещь в наше время, к сожалению, неизбежная и на работе, и в семейной жизни, и в личных отношениях.
Стремление людей быть вместе, взаимное доверие и неприязнь, симпатия и отторжение, возникновение и кризис отношений, счастье и несчастье – вовсе не что-то случайное, эмоциональное, неуловимое, эфемерное, чего можно только ждать с надеждой или тревогой, подставляя свою голову под удар или милость судьбы.
В своей новой книге психолог-практик рассмотрит эти феномены с объективной, управленческой точки зрения, поможет понять их происхождение, научит распознавать факторы, лежащие в их основе, и в конечном итоге – управлять ими.

Эта книга – результат 25-летнего опыта работы С.Левина в качестве юриста и менеджера, консультанта и посредника в конфликтах, плод наблюдений и обобщений, исследований и размышлений. Автор намерен изменить само традиционное представление о конфликте, добиться сдвига в восприятии такового. Он отказывается рассматривать исход конфликтной ситуации в терминах “победа”/”поражение”, “выигрыш”/”проигрыш” и отвергает такой тип урегулирования противостояния, при котором, “если обе стороны равно страдают, то скорее всего все правильно и справедливо”. Действительное разрешение конфликта приносит обеим сторонам облегчение и удовлетворение – вот позиция автора. В конечном счете никто ничего не теряет, а каждый продвигается вперед.
Каким образом такое возможно? С.Левин предлагает семишаговую модель разрешения конфликта. Подробно описанные им последовательные шаги рекомендуется предпринять при назревании противостояния в той или иной ситуации. Помогут они и при формировании новых – профессиональных или личных – отношений.

Данная книга содержит информацию и инструменты, актуальные не только в профессиональной сфере, но также и в обыденной жизни. В первую очередь, автор даёт прикладные советы относительно того, как вести себя с «проблемными» людьми, будь это разъярённый собеседник, переполненный эмоциями, или циничный «тролль», отвечающий сарказмом на любые конструктивные идеи.

  • Как нивелировать агрессию со стороны собеседника, как грамотно обработать его возражения, как правильно отвечать на сарказм, и многое другое — вот, что несет в себе эта книга.
  • Она будет полезна как для тех, чья профессия, включает в себя общение с людьми, так и простому читателю, для повышения личностных коммуникативных навыков.

 

Другие статьи автора

Статьи по теме

возрастов и этапов: умение разрешать конфликты

Обучение разрешению конфликтов от 3 до 4 Сьюзен А. Миллер, ред.

Разыгрывая роли в своей пожарной части, Джереми, трехлетний ребенок, подбегает к Филлис и Сил полностью срывает с ее головы шлем пожарного. Филлис начинает тереть голову и плакать. Учитель спрашивает Джереми: «Почему ты забрал шлем Филлис?» Он искренне отвечает: «Мне это нужно!» С другой стороны от пожарного депо с рефрижератором 4-летний Бретт говорит своему лучшему другу Тони: «Я хочу вернуть пожарную машину прямо сейчас.У тебя была достаточно длинная очередь. «Когда Тони не возвращает грузовик сразу, Бретт предлагает:« Вот. Вы берете мой пожарный шланг, пока я использую грузовик ».

Очень многие конфликты в дошкольном классе вращаются вокруг споров о владении им. То, как дошкольники справляются с этим, зависит от их социальных и языковых навыков, а также от их восприятия ситуации. Еще не очень вербально решает проблемы; Трехлетний Джереми часто склонен физически брать то, что ему нужно, вместо того, чтобы просить об этом.Поскольку тройки все еще довольно эгоцентричны, он считает игрушки в своем дошкольном учреждении своими. По этой причине ему очень трудно делиться. Он чувствует, что должен получить шлем, потому что он хочет, чтобы он был прямо перед ним. Он не хочет заставить Филлис плакать и не хочет намеренно причинить ей боль. Даже после того, как учитель объясняет, почему они должны меняться по очереди, трехлетним детям все еще трудно понять эту концепцию.

Пути решения проблем

С другой стороны, 4-летний Бретт заявляет о себе в более позитивной манере. Его обширные языковые навыки позволяют ему дать своему другу, Тони, точно знать, что он думает о ситуации.Поскольку четырехлетние дети начинают видеть вещи с точки зрения другого ребенка, Бретт понимает, что Тони не с чем будет играть, если он увезет грузовик. Бретт пробует свои навыки ведения переговоров, пытаясь избежать конфликта со своим лучшим другом, предлагая обменять пожарную машину на шланг. В социальном плане более опытные, чем трое, четырехлетние дети часто демонстрируют взаимное поведение, такое как компромисс, торг, обмен или по очереди с желаемым имуществом.

Правила и ожидания

Правила, составленные детьми, помогают дошкольникам определять свою игру и практиковать свои социальные и языковые навыки.

Когда 3-летняя Джилл говорит Джессике: «Следуй за мной!» а Джессика этого не делает, она может нахмуриться, получить еще одно устное напоминание, а затем ее бросят. Трехлетняя девочка, называющая направления, обычно больше заинтересована в своей деятельности, чем в чувствах другого ребенка. Затем она может попытаться найти нового товарища по играм. Оставленный ребенок может решить поискать более интересный проект.

Это задание для четверок посложнее. Требуя: «Следуй за мной на качели!» Марко может почувствовать необходимость дать понять своим друзьям, что он главный лидер, и может возникнуть борьба за власть.Часто ребенок, не соблюдающий правила, исключается из небольшой избранной группы троих.

Вызов конфликта

Четверки часто прибегают к обзываниям или оскорблениям, чтобы почувствовать себя сильным во время спора. Они могут заявить: «Только манекен не следует за капитаном!» Соревнование может привести к дальнейшему конфликту и разногласиям, как хвастается один из членов группы: «Я могу качаться выше тебя!» В качестве решения такого рода конфликтов некоторые маленькие дети прибегают к силе, а другие могут уйти.По мере развития своих социальных и языковых навыков некоторые дошкольники учатся вести переговоры, делиться информацией и по очереди помогать разрешать споры мирным путем.

Важно помогать детям решать проблемы или конфликты удобным для них способом, учитывая обычаи их семей, а также их собственный стиль обучения и характер.

Что вы можете сделать

Помогите детям выразить свои мысли словами. Продемонстрируйте, как они могут использовать слова для самоутверждения вместо применения силы.Используйте куклы, чтобы помочь детям попрактиковаться в простом диалоге о том, как по очереди и рассказывать.

Совместное использование модели во время повседневной деятельности . Например, объясните: «У меня новая банка красной глины. Как я могу убедиться, что у всех за столом есть комок, с которым можно играть?»

Дайте детям право голоса в принятии решений. Если одна группа хочет превратить квартал в больницу, и у учащихся возникает территориальный спор, обсудите и перечислите свои идеи, чтобы они могли увидеть точки зрения других и принять решение сообщества.

Прочтите разные истории о разрешении конфликтов. В книге « Эй, Маленький муравей » Филиппа и Ханны Хуз (Tricycle Press, 1998; 14,95 доллара) юным читателям предоставляется возможность обсудить, как они могут решить дилемму. В книге Кевина Хенкеса «Палочка перечной мяты Шейлы Рэй » (Greenwillow, 2001; $ 6,95) дошкольники обнаруживают, что иногда конфликты разрешаются сами собой!

Способные решать проблемы от 5 до 6 , Эллен Бут Черч

Коннор и Мартин деловито строят рядом друг с другом в районе квартала, когда достигают одного и того же квартала.Дергая за блок, они сердито говорят в унисон: «Это моё. У меня оно было первым!» Каждый ребенок явно верит, что блок принадлежит ему. Возник конфликт, для разрешения которого потребуются немедленные действия и обсуждение.

Как учитель может помочь Коннору и Мартину разрешить их конфликт? Поощряя детей использовать имеющиеся у них навыки. Пяти- и шестилетние дети могут понять абстрактные концепции обмена и общения, если они представлены конкретным образом.В 5-летнем возрасте Коннор и Мартин — дети «здесь и сейчас». Они могут применять навыки разрешения конфликтов, представленные взрослыми, когда они находятся в эпицентре ситуации. Это отличается от детей младшего возраста, которые склонны оставаться фиксированными в эмоциональном состоянии во время конфликта и могут быть не в состоянии представить или даже услышать предложения, сделанные взрослыми для разрешения своих конфликтов.

Обсуждение «Это мое!» Конфликт

Детям важно принимать активное участие в разрешении социальных конфликтов.На этом этапе развития дети способны понять важность «использования слов» для обсуждения проблемы. Тем не менее, им может потребоваться взрослый переговорщик, который поможет им разрешить ситуацию. Воспитательница в этом детском саду знала, что первым делом нужно помочь Коннору и Мартину контролировать свои эмоции и определить проблему. Держа блок, о котором идет речь (пока дети успокаиваются), она предложила каждому ребенку по очереди рассказать свою версию события, а другой слушал.

Решения для мозгового штурма

Следующим ключевым шагом было предложить детям озвучить возможные решения проблемы, которые удовлетворили бы их обоих. В этой ситуации на полке могут быть похожие блоки, которые можно пересчитать поровну и разделить. Или, возможно, они могут объединить свои блоки и вместе построить большую структуру. Учитель помог Коннору и Мартину выбрать решение, а затем несколько секунд наблюдал, как они его пробуют. Под бдительным оком сострадательного взрослого дети не только решили проблему, но и узнали, как ее решать.Расширяя их словарный запас по разрешению конфликтов и возможности мозгового штурма, она использовала сильные стороны развития их возрастного уровня, чтобы переместить детей к более зрелому методу разрешения конфликтов, который они (с дополнительным опытом) смогут применять во многих различных ситуациях. .

Говоря о результатах

Пяти- и шестилетние дети могут ясно понимать принципы причинно-следственной связи, но им может потребоваться указать эти принципы в каждой ситуации.После того, как дети проработали конфликт, разговор о последствиях его разрешения дает конкретное понимание ценности решения.

Что вы можете сделать

  • Сделайте это СЕЙЧАС! Разбирайся с конфликтом в данный момент вместо ожидания. Дети поймут ситуацию и будут лучше экспериментировать с решениями, когда события актуальны.
  • Представьте шаги «ABCD» для решения проблемы ving. A: Спросите, в чем проблема; B: решения для мозгового штурма; C: Выберите решение, которое хотите попробовать; Д: Сделай это!
  • Модельный словарь, который можно использовать при разрешении конфликтов. Попробуйте показать детям, как вы разрешили собственный конфликт.

Дети пяти и шести лет находятся на стадии развития навыков разрешения конфликтов — не обязательно овладения ими. Детям потребуется время и опыт, чтобы самостоятельно использовать некоторые из этих навыков.

МЫ МОЖЕМ ЭТО РАЗРАБОТАТЬ! 6 шагов, которые помогут детям разрешать конфликты и решать проблемы

Разрешение конфликтов и решение проблем — два самых важных навыка, которым мы можем научить наших детей.Подумайте об этом … Возможность решить проблему со сверстником и прийти к разумному решению — это то, что помогает нам в работе и личных отношениях на протяжении всей нашей жизни.

Вот несколько советов, которые помогут вам научить детей решать проблемы начиная с трехлетнего возраста. Если вы потратите немного времени на выполнение этих шагов, вам будет гораздо меньше времени на ссоры и ссоры и больше времени для забавных вещей. Не только это, но и вы будете обучать навыкам, которые сохранятся на всю жизнь и помогут вашим детям и ученикам добиться успеха в будущем!

Шаг 1. Нейтрализуйте ситуацию

Если кто-то находится в истерике или пострадал, первое, что вы должны сделать, это помочь ему успокоиться и почувствовать себя лучше.Никто не может решить проблему, когда ему больно или он эмоциональный. Вам также может потребоваться временно удалить источник конфликта, пока проблема не будет решена. Например, если двое детей дерутся из-за игрушки, скажем, , я подержу это, пока мы будем работать над этим . Если ребенок потерял контроль и прибегнул к физической агрессии, его, возможно, нужно вывести из ситуации и дать время, чтобы остыть. Также могут быть последствия агрессии, но все же очень важно вернуться, чтобы решить проблему.Если вы не решите проблему, конфликты будут продолжаться.

Шаг 2 — Сбор данных

Когда оба ребенка успокоятся и будут готовы поговорить, послушайте, как каждый из них расскажет вам, что произошло, с их собственной точки зрения. Если ребенок слишком мал, чтобы хорошо объяснять, можно перефразировать его. Убедитесь, что оба ребенка чувствуют, что вас и друг друга слышат. Не думайте о том, кого винить в конфликте, а о том, как решить проблему. Вот несколько полезных вопросов:

Что случилось? Как вы себя чувствовали, когда…? Как вы себя чувствовали, когда ваш друг / брат…?

Почему вы…? Что случилось потом?

Шаг 3. Определите проблему

Часто дети неверно истолковывают то, чего пытается достичь их друг, и легче решить проблему, когда вы все понимаете, что произошло на самом деле.Сформулируйте проблему, признавая и то, и другое или все потребности детей. Вот подсказка, что сказать:

Похоже, вы хотели… и хотели… Что мы должны сделать, чтобы все были счастливы?

Шаг 4. Придумывайте много идей

Помогите детям придумать как можно больше идей. Не выносите суждения о реализуемости идей на этом этапе. Настоящая польза от этого шага — способность думать об альтернативах. Не забудьте:

Запишите идеи — так дети почувствуют, что они важнее.

Поощряйте разные идеи.

Сосредоточьтесь на идеях детей, но если они маленькие, можно дать несколько советов.

Просмотрите проблему, чтобы помочь детям не сбиться с пути.

Шаг 5. Оцените идеи

Спросите детей, что, по их мнению, может произойти, если они выберут ту или иную идею. Сообщите им, если вы считаете, что идея небезопасна или действительно неуместна, но сопротивляйтесь вынесению суждений, основанных на собственном чувстве справедливости. Попросите детей подумать, действительно ли идея работает для всех.Если никакие идеи не кажутся приемлемыми для всех, поговорите о том, как изменить идею, чтобы сделать ее более приемлемой.

Шаг 6. Помогите детям составить план и помогите им выполнить его

Перечислите все рассматриваемые альтернативы. Помните, что нам нужны люди, которые готовы идти на компромисс или даже иногда уступают. Если вас беспокоит, что одного ребенка запугивает или использует в своих интересах более волевой ребенок, поговорите с более сговорчивым ребенком.

Скажите что-нибудь вроде: Вы уверены, что это нормально для вас? Вы не должны позволять ему / ей делать это по-своему. или У всех действительно работает?

Если все дети действительно согласны с планом — даже если вы не думаете, что он полностью справедлив, отпустите его.

Доведите до конца, чтобы дети придерживались плана. Даже если кажется, что им уже все равно, отметьте это и убедитесь, что они знают, что продолжение доступно для них.Например, если дети решают по очереди нести игрушку, а к тому времени, когда наступает очередь второго ребенка, он / она занят чем-то другим, все равно важно, чтобы первый ребенок предложил игрушку. Если вы этого не сделаете, дети потеряют веру в процесс.

Обязательно поздравьте ребят с решением задачи!

Вы можете подумать: Как я могу делать это с каждым маленьким конфликтом, в который попадают мои дети? Это должно занять так много времени, и мы должны придерживаться графика и не можем все останавливать, чтобы делать это все время!

Поверьте, я понимаю, что вы не можете делать это для каждой ситуации, каждый день, но я обещаю, что чем больше вы это делаете, тем лучше ваши дети будут это делать, тем быстрее они разрешат свои конфликты, и меньше у них будет больших огорчений.

Стефани Агнью — помощник директора Parents Place на полуострове. С ней можно связаться для консультации по этому и многим другим темам, позвонив по телефону 650-688-3046 или отправив ей электронное письмо по адресу [электронная почта защищена].

Маленькие дети могут научиться разрешать конфликты под руководством и поддержкой взрослых

Продуктивное разрешение конфликтов — важный жизненный навык.

Многим маленьким детям трудно делиться друг с другом, ждать своей очереди или находить подходящие способы удовлетворения своих потребностей.Конфликты между детьми могут быть повседневным явлением с дошкольниками, и в расширении Мичиганского государственного университета говорится, что «управление поведением детей — это непрерывный процесс».

Есть простые шаги, которые взрослые могут сразу же начать использовать, чтобы помочь детям научиться разрешать конфликты. Шаги требуют практики со стороны детей, которые их учат, и терпения со стороны взрослого, который моделирует и обучает их.

  • Помогите детям успокоиться. Часто, когда дети сталкиваются с конфликтом, они полны эмоций и не готовы начать процесс разрешения.Спокойно подойдите к ребенку на уровне его глаз и осторожно прикоснитесь к нему. Признайте, что есть проблема, и предложите несколько способов успокоиться. «Я вижу, что у вас проблема. Похоже, вам может понадобиться сделать несколько глубоких вдохов, чтобы немного расслабиться ». Оставайся нейтральным! Когда взрослые пытаются найти вину в конфликте, ситуация легко может вызвать эскалацию сильных эмоций. В этот момент детям нужно почувствовать, что их слышат, чтобы успокоиться.
  • Говорите о желаниях и потребностях. Все дети, вовлеченные в конфликт, должны иметь возможность выразить то, что они хотят или в чем нуждаются.Сосредоточьтесь на «желании» и не сосредотачивайтесь на том, что произошло. Отражайте, что чувствует ребенок, признавая его чувства кивком головы, короткими фразами или четким повторением того, что он говорит. «Ты действительно хотел эту игрушку, и Джои держал ее в руке». Дайте ребенку имя. «Очень неприятно хотеть то, что есть у кого-то другого».
  • Определите проблему. После того, как ребенок выскажет свое желание или потребность, вам нужно будет превратить проблему в одно нейтральное утверждение.Четко повторите то, что говорят дети, вовлеченные в конфликт. «Хммм, я вижу, что двое детей хотят играть с одной и той же игрушкой».
  • Помогите детям найти решение. Один из простых способов заставить детей задуматься о способах решения проблемы — это переформулировать проблему и задать вопрос, который начинается со слова «что». «Что вы могли бы сделать, чтобы решить эту проблему?» «Какие еще варианты, по вашему мнению, могут сработать?» Помогите детям, участвующим в конфликте, составить мозговой штурм по списку решений, прежде чем вы поможете им продвинуться вперед, чтобы претворить его в жизнь.Во многих случаях кажется проще просто сказать детям, что им следует делать. Решая задачу для детей, вы лишаете их возможности научиться решать свои проблемы. Дети могут научиться этому навыку только методом проб и ошибок. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, должны будут попробовать решение, чтобы увидеть, сработает ли оно.
  • Взгляните на решение. Не все решения, рекомендуемые детьми, будут работать, и если проблема не исчезнет, ​​вам нужно начать процесс заново.Важно напомнить детям, что решение должно быть безопасным и справедливым для обеих сторон. Оставайтесь рядом, чтобы поддержать решение и хвалить детей, когда решение проблемы сработало. «Я вижу, вы нашли способ по очереди с игрушкой. Это называется сотрудничеством ».

Взрослые готовят почву для обучения разрешению конфликтов, демонстрируя по мере возникновения проблем, как подходить к ним и решать их. Целью взрослых в этом процессе должно быть не предотвращение возникновения конфликта, а обучение детей тому, как разрешать конфликт безопасным и справедливым образом.

Многие полезные советы и инструменты, которые помогут взрослым научить разрешать конфликты, доступны в Центре социально-эмоциональных основ раннего обучения (CSEFEL) при университете Вандербильта. Семьи и поставщики дошкольных учреждений могут получить доступ к набору решений, в котором представлены изображения для маленьких детей, которые помогут разрешить конфликты.

Вы нашли эту статью полезной?

Сценарий
Малыши и игрушки

Два малыша хватаются за игрушку.Один ребенок бросается зубами навстречу другому. Другой ребенок начинает кричать и бежать навстречу взрослому. Взрослый говорит: «Дай мне эту игрушку. Если вы двое не умеете хорошо играть, никто не будет играть ».

Лучший способ
Вы бы хотели, чтобы сотрудник сказал:

«Ого, это похоже на проблему. Дэниел, что случилось? Скажи Мише, что было страшно, когда он пытался укусить. Похоже, вы оба хотите поезд. Что мы могли сделать? Вот еще один поезд.Вы оба можете играть с поездом ».

Вы говорите
Скажите сотруднику:

«У малышей неизбежно будут конфликты из-за игрушек. Это часть обучения игре. Давайте подумаем, как мы можем помочь им найти способы играть друг с другом или рядом ».

Сценарий
Прием пищи

Помощник по приему пищи передал слишком мало тарелок за одним из столиков.Ребенок плачет, потому что ему негде сесть и поесть. Взрослый говорит: «Перестань плакать. Вы знаете, что вас накормят «.

Лучший способ
Вы хотите, чтобы сотрудник сказал

«Аклен, в чем проблема? Я вижу, что перед ним стул без тарелки. Есть ли у кого-нибудь идеи, как мы могли бы решить эту проблему и помочь Эклену? »

Вы скажете
Скажите сотруднику:

« Очень важно признать чувства детей.Для вас это может показаться мелочью, но для него это, вероятно, имеет большое значение. Давайте на секунду задумаемся о том, что он, вероятно, чувствовал, когда для него не было места. Как такое мышление помогает сформировать у вас настрой на решение проблем? »

Сценарий
Бильярд

Группа мальчиков играет в бильярд. Они дерутся Некоторые мальчики начинают повышать голос и обвинять других в обмане.Подходит взрослый и рассказывает им правило.

Лучший способ
Вы бы хотели, чтобы сотрудник сказал

«В чем проблема, ребята? Как вы могли выяснить правила и решить проблему? » После генерации идей: «Согласитесь ли вы с соблюдением правил на официальном сайте бильярда? Давай посмотрим.

Вы говорите
Скажите сотруднику:

«Бильярдный стол — прекрасная возможность для решения проблем.Проблемы возникают естественным образом, когда дети играют в такие игры. Давай подумаем, как бы ты отреагировал в следующий раз, чтобы помочь детям разобраться в проблеме немного более независимо ».

Сценарий
Различные идеи

В одном из ваших классов есть ребенок с непростым поведением. Два сотрудника в классе имеют очень разные представления о том, как реагировать на поведение ребенка.Один взрослый считает, что они должны быть с ним строгими и прямыми. Другой считает, что им следует игнорировать большую часть его поведения, а не уделять ему негативного внимания. У них были жаркие дискуссии, и они не разговаривают друг с другом.

Лучший способ
Вы хотели, чтобы вы подслушали более продуктивный разговор:

«Похоже, мы не согласны. Может быть, нам нужно привлечь кого-нибудь, чтобы помочь нам понять, что делать ».

Вы говорите
Скажите сотруднику:

«Похоже, вы двое пришли из очень разных мест в том, как, по вашему мнению, мы должны реагировать на Барри.Интересно, расскажет ли каждый из вас немного об идеях и опыте, которые привели вас к этому моменту? Почему ты считаешь, что нужно отвечать по-разному? »

«Похоже, у вас обоих одинаковые цели в отношении Барри. Посмотрим, есть ли какая-то золотая середина, о которой мы можем договориться в отношении стратегий. Давайте каждый опишем, что, по нашему мнению, подойдет ему «.