Что такое настроение для детей: Мое настроение

Содержание

Мое настроение

Цели:

  • формировать представление об эмоциональном
    состоянии человека – настроении;
  • способствовать развитию умения детей управлять
    своим настроением;
  • повысить эмоциональный фон настроения детей с
    использованием терапии поэзии и нетрадиционной
    техники рисования.

Оборудование и материалы: мольберт с
изображениями детей в разном эмоциональном
состоянии (спокойным, радостным, грустным), три
прозрачных стакана, глина, блестки, серия
картинок, пальчиковые краски, одноразовые
тарелки, лист ватмана с изображенным на нем
стволом дерева; воздушные шары со смайликом
«Улыбка» по числу детей, листочки со
стихотворением «Секрет хорошего настроения» по
числу детей, указка, палочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная часть

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с
улыбки».

Задача: способствовать
эмоциональному сближению детей.

– Здравствуйте, ребята! Давайте сядем в круг.

Возьмемся за руки, друзья! (все берутся за
руки)


Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем:

«Здравствуй, солнце!»

II. Основная часть

2. Чтение стихотворения о настроении Светланы
Зернес«Настроение».

– Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение.
Послушайте, пожалуйста.

Настроение пропало.

Я везде его искала:

Под диваном, под столом,

Во дворе и за углом,

Я звала его, сердилась,

А оно не находилось!

И тоскую, и грущу.

Может, я не там ищу?

Без следа исчезло прямо…

А потом вернулась мама.

Как ей это удалось? –

Настроение нашлось!

3. Беседа с детьми «Что такое настроение?»

Задача: познакомить детей с понятием
настроение.

– Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?
Правильно, о настроении. Что же такое настроение?
Да, вы правы, настроение – это душевное состояние
человека. Оно может быть разным: спокойным,
радостным и грустным.

Иногда мы чувствуем себя очень плохо, даже
отвратительно. То, что происходит с нами,
напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда
настроение похоже на мутную лужу в плохую погоду (беру
стакан с водой и высыпаю в него глину).


Иногда настроение похоже на праздничный салют –
яркое, как разноцветные искорки, а мир вокруг
кажется таким разноцветным, как вода в этом
стакане (бросаю в стакан блёстки и палочкой их
размешиваю).
В такие моменты у нас
замечательное настроение!

Но настроение не всегда похоже на салют, иногда
оно как озеро в хорошую, летнюю погоду –
спокойное, тихое и очень-очень светлое. Тогда мы
чувствуем себя хорошо и уверенно (беру стакан с
чистой водой). В это время настроение похоже на
чистую воду.

4. Работа с картинками-иллюстрациями на стенде
«Настроение»

Задача: учить детей различать и
называть эмоциональные состояния человека
(спокойное, радостное, грустное).

– Ребята, посмотрите на картинки (на доске
несколько рисунков – лица детей с разным
настроением)
. Кто изображен на картинках? Да,
дети с разным настроением. Как вы узнали, что у
них разное настроение? Правильно, по выражению
лица. Объясните, пожалуйста, какое настроение у
ребят на картинках.

– Какое настроение у этого ребенка? (Подвожу
ребенка к мольберту).


– Как вы определили настроение детей на
картинках? Правильно, по выражению лица, т.е по
мимике. С помощью мимики мы можем показать какое
у нас настроение: веселое, грустное или сердитое.

5. Мимическая игра «Передавалки»

Задача:

  • способствовать открытому проявлению эмоций.
  • тренинг выразительной мимики.

– Ребята, давайте поиграем в игру
«Передавалки». Будем передавать друг другу
разное настроение. Я передаю своему соседу
справа – улыбку, ты передаешь улыбку следующему.

  • Передай улыбку соседу (по кругу).
  • Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
  • Передай «испуг».
  • Передай «страшилку».
  • Передай «смешилку».

6. Упражнение “Я – дерево”.

Задачи:

  • снятие психофизических зажимов;
  • научить детей в отрицательном, находить
    положительное (положительная оценка
    происходящих событий в предлагаемых
    обстоятельствах (солнце, ветер, дождь).

– А теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас
всех подняться. Представьте, что вы все –
деревья. Каждый из вас какое-то дерево. Кто-то дуб,
клён или тополь, береза, елочка (помогаю
выбрать позу, дети встают вокруг меня, изображая
поляну).


– Итак, наступает утро, встаёт солнышко,
“деревья” просыпаются, тянутся к солнышку,
расправляют “ветки”, “умываются росой” (под
слова дети выполняют задание)
. Хорошо, тепло,
распускаются листики, поют птички.

– Вдруг подул ветерок (раскачиваемся), ветер
усилился (сильнее раскачиваемся).

– Пошёл дождь, деревья прячутся от дождя. Идёт
сильный дождь.

“Деревьям” холодно! Наконец дождь закончился,
погода начинает улучшаться, выглянуло солнышко,
деревья стряхнули капли дождя, выпрямились.

– Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с
заданием. Когда шёл дождь, было холодно,
неприятно. Зато сейчас “деревья ” чистенькие,
“листочки” блестят, ещё ярче светит солнышко!

7. Упражнение « Причины плохого настроения».

Задача: помочь детям осознать причины
ухудшения настроения.

– Ребята, также как погода в природе, наше
настроение может меняться. От чего же портится
наше настроение? Посмотрите перед вами картинки.
Каждый возьмет одну из картинок и попробует
рассказать от чего может испортиться настроение.
(Предлагаются картинки с изображением: обиды,
плохая погода, ссора, расставание, плохое
самочувствие)

8. Упражнение «Секреты хорошего настроения?»

Задача: учить положительно
воздействовать на собственное настроение.

– Знаете, люди с разным настроением совершенно
по-разному смотрят на мир. Вот послушайте
интересное стихотворение (звучит
стихотворение М.Щеловановой):

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро!!

Сегодня скучное утро!!

И, кажется, будет дождь…

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!!

Сегодня весёлое утро!!

И тучи уходят прочь!!

– Ребята, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое
настроение? А вы знаете, что улучшает наше
настроение? Посмотрите перед вами снова
картинки. Каждый возьмет одну из картинок и
расскажет, что помогает улучшить настроение.
(Предлагаются картинки с изображением:
подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка,
мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная
еда)

9. Рисование «Украсим дерево» в нетрадиционной
технике (рисование ладошками).

Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционной техникой
    рисования (ладонью).
  • способствовать улучшению эмоционального фона
    настроения и развитию эмпатии.

– Ребята, посмотрите, у нас в комнате стоит
грустное дерево. Как вы думаете, почему оно
грустное? Конечно, наступила осень и все листья
облетели. Давайте попробуем развеселить дерево.
Мы подарим ему новые листочки. Посмотрите на ваши
ладошки, они похожи на листья. Сейчас мы опустим
ладошки в краску и приложим ее к веткам.
Попробуем это сделать сначала сухой ладошкой.
Подойдите к дереву (помогаю детям прижать
ладошки к листу).


– Какими бывают листья осенью? Правильно,
разноцветными. На деревьях желтые, красные
листья, также есть еще и зеленые. Окунайте
ладошку в мисочку с любой краской (желтой,
оранжевой, красной) и приложите к веточке.

– Получился замечательный осенний лист. Теперь
пальчиком проведите коротенькую линию внизу
отпечатка – это будет черешок. Протрите руку
салфеткой. Можете поменять цвет краски и
нарисовать еще листья.

– Посмотрите, какое замечательное осеннее
дерево у нас получилось. Дерево стало ярким и
веселым благодаря вашей помощи.

III. Заключительная часть.

9. Чтение стихотворения Лики Разумовой «Секрет
хорошего настроения».

– А теперь я хочу прочитать вам стихотворение
«Секрет хорошего настроения».

Если вы скучаете.

Если вы зеваете.

Или плакать хочется.

Или носик морщится,

Значит надо…

Значит надо…

Надо весело скучать!

Так давайте…

Так давайте…

Улыбаться и визжать!

Можно рядышком присесть,

Поболтать и песню спеть.

Глазками подмигивать,

Приседать, подпрыгивать.

И конечно…

И конечно…

Веселиться и мечтать!

И конечно…

И конечно…

Карандашики достать,

Белый листик, кисти, краски…

Фантазируйте и красьте!

Настроение увидит,

Как вам весело живётся.

Пожалеет, что сбежало

И опять домой вернётся.

Засияют ваши глазки,

И запляшет язычок.

Вот такой секретик счастья.

Не забудь его, дружок!

– Наше занятие подходит к концу, и я хочу
узнать, о чем мы сейчас с вами говорили?

– Да, конечно о настроении, о том какое оно бывает
и как его можно улучшить.

– Помните в сказке “Золушка” мальчик сказал: “я
не волшебник, а только учусь”.

– Я тоже не волшебница, но я хочу улучшить ваше
настроение и приготовила вам маленький сюрприз (дарю
всем детям воздушные шарики со смайликом
«Улыбка»).


– Возьмите также стихотворение «Секрет хорошего
настроения» домой, дайте прочитать родным, а ещё
лучше – повесьте его на видном месте и время от
времени всей семьёй читайте вслух! До свиданья,
ребята.

Урок здоровья «Поговорим про настроение»



Цели урока:

  • выяснить вместе с детьми, что такое настроение,
    каким оно бывает, от чего зависит;
  • подвести детей к мысли, что настроение –
    составная часть здоровья человека и о нём тоже
    надо заботиться;
  • обсудить с детьми способы поднятия, улучшения
    здоровья;
  • помочь детям развивать коммуникативные
    способности.



Оборудование к уроку:

  • фотовыставка портретов разных людей с разным
    настроением;
  • карточки слов – “кирпичики” различных
    настроений;
  • толковый словарь Ожегова;
  • у детей на партах: любимая мягкая игрушка,
    зеркальце, стихотворение Л.Охотницкой,
    сказка-притча, карточка настроения, “сердечки”
    из цветной бумаги;.
  • красивая корзинка (на дне её спрятаны
    сладости-сюрприз).


1. Выведение темы урока:

вы догадаетесь, если прочитаете данные на доске
слова и найдёте среди них лишнее:

строительство, перестройка, Стройся! застроить
настроение

строители, пристроился, строительный

= что же можно строить? А настроение строить
можно? (возник проблемный вопрос!)

= выносим это слово в тему нашего урока –
поговорим про настроение


2. Постановка цели урока:

а) на какие вопросы про настроение вы хотели бы
сегодня получить ответы?

б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми)

А действительно: Что такое настроение? Где оно
живёт?

Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

Вот давайте все вместе и постараемся найти
ответы на эти вопросы:

в) вывешивается план на доску:

1. Что такое настроение?

2. Каким оно бывает?

3. От чего зависит настроение?

4. Как его исправить?


3. Поиск ответов на поставленные вопросы:

а) так что же такое настроение?

(После ответов детей вывешиваю на доску
толкование слова из толкового словаря Ожегова:

“Настроение – это внутреннее душевное
состояние человека”.

= ребята, у каждого из вас на парте листок:



В начале урока: плохое, так себе,
нормальное, хорошее, отличное.



В конце урока: плохое, так себе,
нормальное, хорошее, отличное.

Отметьте ваше душевное состояние, ваше
настроение именно сейчас.



б) Каким оно бывает? (после ответов детей
выставляю на доску карточки слов в 2 группы и
предлагаю прочитать полушёпотом):

= почему я разделила их на 2 группы? Какая из них
вам больше нравится?

= обратите внимание на “галерею” настроений
(дана на фотовыставке

на стенах класса), обратите также внимание на
лица гостей и друг друга:

на какие лица вам приятно смотреть, хочется
смотреть? Почему?

Значит, как-то влияет наше настроение на
здоровье?



в) из каких “кирпичиков” можно сложить
хорошее настроение?

(Вместе с ответами детей выкладываю
“кирпичики” на наборном полотне и предлагаю для
самостоятельного прочтения):

= но эти кирпичики хорошего настроения такие
хрупкие! Их так легко разрушить! Чем? Как? От чего
же портится наше настроение?

(Аналогично выкладываю после ответов детей):

= Знаете, люди с разным настроением совершенно
по-разному смотрят на мир.

Вот послушайте (звучит стихотворение
М.Щеловановой – читает подготовленный ученик):

– Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро!!

Сегодня скучное утро!!

И, кажется, будет дождь…

– Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!!

Сегодня весёлое утро!!

И тучи уходят прочь!!

г) физминутка:

Говорят, у людей с разным настроением даже
походка разная. Попробуем изобразить.

= А иногда бывает и так, что настроения совсем
нет. Вот послушайте.

(Читают монтаж подготовленные дети)

Когда нет настроения,

Не спорятся дела,

В душе печаль и скука,

Тоска, тоска, тоска.

Когда нет настроения,

Не хочется варенья,

Не видно наслаждения

Пейзажем из окна.

Когда нет настроения,

Уныло день течёт.

И даже воскресенье

Мне в радость не идёт.

Когда нет настроения,

Не хочется читать,

Играть на фортепьяно,

Не тянет рисовать.

Когда нет настроения,

В кровати я лежу,

Ни сладкое варенье,

Ни вкусное печенье

Я в рот не положу.

Когда нет настроения,

Не в радость угощения,

А хочется чего-то,

Чего на свете нет…


4. Поиск способов улучшения, исправления
настроения:

а) Давайте дадим друг другу советы: как
исправить, улучшить настроение.

Может быть, “кирпичики” вам помогут…

= зачем, для чего надо к этому стремиться?

б) А я предлагаю вам выполнить и запомнить два
очень простых упражнения для исправления
настроения.



= упражнение 1 называется “Послушай меня”.

Возьми свою любимую мягкую игрушку, сядь
удобно, посади её рядом или перед собой, расскажи
ей про своё плохое настроение, пожалуйся ей, кто
тебя обидел, кто тебя не понял…

= упражнение 2 называется “Свет мой,
зеркальце…”

Возьми зеркальце или встань перед зеркалом,
посмотри на себя унылого, грустного, тоскливого и
поэтому несчастного и некрасивого, а теперь
весело  подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе
добрые, ласковые слова.


5. Сделаем вывод: так можно ли построить
настроение?

6. Итог урока:

а) Снова отметьте на листке ваше теперешнее
настроение.

Давайте сравним: изменилось? У кого-то
улучшилось? Это значит, что настроение – очень
хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь
беречь его, своё и тех, кто нас окружает,
поддерживать хорошее настроение.

б) напишите на листке-“сердечке”: чего бы вам
прямо сейчас очень хотелось для улучшения
настроения (сразу соберу ответы в корзинку).

в) самостоятельное чтение (а затем вслух в
лицах) сказки-притчи: (Приложение
1
)

г) помните в сказке “Золушка” принц сказал: “я
не волшебник, а только учусь”.

Я тоже не волшебница, но мне кажется, я немножко
угадала ваши желания и приготовила вам маленький
сюрприз (угощу всех детей сладостями, которые
“вдруг оказались” в корзинке).

д) возьмите это стихотворение домой, дайте
прочитать родным, а ещё лучше – повесьте его на
видном месте и время от времени всей семьёй
читайте вслух!

(Л.Охотницкая, “Жизнь прекрасна”) (Приложение
2
)

Плохое настроение у ребенка

Очень часто бывает такое, что ребенок абсолютно всем недоволен. Мы, родители, обычно говорим, что он просто «капризничает». Почему-то мало кто из нас допускает мысль, что у ребенка плохое настроение. Оно, конечно, понятно: ну, какие у ребенка могут быть проблемы, чтобы грустить? Тем не менее, настроение — «тонкая материя». Оно появляется и исчезает как фон порой без всяких причин. И перед настроением равны и взрослые, и дети.

Перед тем как бороться с плохим настроением, надо выяснить, действительно ли ребенок грустит или чем-то расстроен. Звучит очень легко. Но даже мы, взрослые, не всегда можем описать свое состояние и его причины. Что уж говорить о детях. Поэтому прямой вопрос «Что случилось?» придется заменить немного игровой формой. Предложите ребенку выбрать цвет, которым он бы раскрасил свое настроение. Или пусть он нарисует животное, с которым он ассоциирует себя в данный момент. Также можно дать ребенку на выбор картинки с рожицами, среди которых есть радость, грусть, страх, гнев, печаль и т. д.

Разобравшись с эмоциями ребенка, само собой, надо их как-то исправлять. Не смотреть же спокойно на то, как он грустит или переживает. И тут, вы знаете, ничего сложного делать не придется. Напомним, что плохое настроение делает равными взрослых и детей. Поэтому нам всем в минуты несчастья нужна простая поддержка. Во время кризиса трехлетнего возраста в поведении ребенка постепенно появляется скрытность, он уже не склонен говорить родителям абсолютно все. И чтобы не потерять близость, вам нужно научить своего малыша откровенности. Для этого даже не нужно читать специальные книги по педагогике. Просто поддерживайте ребенка в случае неприятностей, а не говорите, что он сам виноват. Или говорите с ним на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. Можно рассказать забавную историю из вашего собственного детства. А потом, в ходе разговора, вместе найти способ повышения настроения.

Формируем детские эмоции и их проявления

В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика.

Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме.

Настроение как проявление эмоций детей

Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится?

Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции.

И решающей здесь является общая атмосфера в семейном кругу. Приветливость, любезность, вежливость присущи семье, в которой царит позитивный настрой. И наоборот — подавляющие раздражение, повышенный тон мамы, недовольство отца, отсутствие порядка формируют негативное настроение и взрослых, и детей.

Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду), какое настроение преобладает у ребенка утром?

Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут.

Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровесницу обидеть себя.

Взрослый — мудрый и любящий наставник ребенка

Нынче нередко встречаем позицию родителей, которые не склонны лелеять учтивость, благородство собственного ребенка, объясняя это тем, что формирование и воспитание таких черт не актуально, что человека вежливого и благородного быстрее «выталкивают» с дороги жизни более самоуверенные, жесткие, наглые. Лишь отрицанием ничего не изменить.

Взрослые скептически относятся к детской обидчивости, а дошкольник остро чувствует, когда с ним поступают несправедливо. Нельзя пропускать ни одной такой ситуации, взрослый должен найти способ загладить даже малейшую обиду, нанесенную ребенку.

На самом деле взрослый в основном пренебрегает этой обязанностью, отмахивается от ребенка, откупается, оскорбив, и не задумывается, что так опрометчиво пропустил удобную ситуацию органично повлиять на укрепление чувства справедливости дошкольника. Зато ребенок получает нежелательный опыт: если его обижают, то можно оскорблять и других. Сначала это фиксируется на уровне подсознания, но впоследствии способствует формированию негативной привычки.

Если ребенок с дошкольного возраста привыкает к безразличию со стороны окружающих, он шаг за шагом теряет способность к гуманным поступкам. Взрослому следует придерживаться обязательного правила воспитания ребенка: его жизнь должна быть положительно эмоциональной. Поэтому весь процесс сопровождения жизнеобеспечения ребенка стоит делать эмоционально выразительным, постоянно провоцируя ребенка проявлять свое отношение к ситуациям, собственных действий; объяснять ему непонятные ситуации, особенно те, что противоречат общепринятым социальным правилам.

Можно еще долго выстраивать цепочку жизненных ситуаций, в которые ежедневно попадает ребенок в первые годы жизни — период, когда активно происходит осознание самого себя, становление самосознания, когда он еще не способен дать себе совет в оценке событий, свидетелем и субъектом которых является. Миссия быть мудрым наставником дошкольника здесь принадлежит близким взрослым. И есть у каждого малыша такой безгранично любящий наставник? Ответ на этот вопрос должны дать в том числе и работники дошкольных учреждений, ведь они тоже являются наставниками для своих воспитанников.

Внимательное отношение к ребенку утром — залог его хорошего настроения в течение дня

Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка, следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка?

Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие.

Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств.

Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей.

Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого.

Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность.

Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания. И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.

Не будем равнодушными к детям

Все ли мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка? Как часто взрослые разговаривают с ребенком наедине с целью понять его мысли, чувства, желания? Подавляющее большинство обращений воспитателя адресована всем детям, при этом педагоги добиваются, чтобы каждый ребенок высказался перед всеми.

Если у воспитателя сформирован образ абстрактного ребенка, то он и применяет одинаковые приемы воздействия, способы взаимодействия с дошкольниками, а результатом такого подхода является формализм в воспитательных средствах и ничтожные результаты работы. Формальное отношение взрослого к ребенку в плохом настроении является источником для переживаний ею несправедливости. Состояние нервного возбуждения притупляет чувствительность, провоцирует тревожность или же расслабленность ребенка, что еще больше угнетает настроение.

В таком состоянии дошкольник не в состоянии адекватно воспринимать окружающую действительность, не чувствует добра вокруг, а потому и сам не способен на гуманные поступки. Взрослым стоит помнить о том, что под влиянием систематических переживаний таких эмоций может также меняться и характер ребенка.

Нельзя проявлять равнодушие к детским обращений. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок по несколько раз обращается к взрослому, а в ответ слышит что-то вроде «Подожди, я занята», «Ой, не сейчас» или же просто отговорку. Это лучший грунт для неискренности. Ребенку не присуща эта черта, он перенимает неискренность от родных и близких взрослых. Ребенок — мудрый и очень быстро оценивает выгоды от неискренности, одна из которых — с пользой для себя скрыть истину. А взрослые, когда замечают неискренность ребенка, редко признают в этом свою вину. Так и подрывается доверие. Ведь искренность, доверие и любовь не могут существовать врозь.

Дошкольный возраст — очень важный период с точки зрения формирования характера ребенка. Он постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. На основе эмоционального и духовного опыта выстраивается содержание и форма поведения — основа характера. Ничто, конечно, не реализуется само собой, автоматически, с возрастом. Этот процесс требует бережного гуманного сопровождения близких взрослых.

Определяем детское настроение и правила их сожительства

Для наглядности и подтверждения вышеприведенных тезисов предлагаем картинку из жизни современных детей. Мы провели опрос в группе дошкольного учебного заведения, в котором приняли участие 27 детей. Утром каждого ребенка просили охарактеризовать свое настроение. У трети оно оказалось: «плохой», «не очень», «грустный» и даже «ужасный». Затем мы провели беседу со всеми детьми, чтобы выяснить, что портит им настроение.

Вот какие ответы мы услышали:

  • когда на меня кричат;
  • когда мама сердитая;
  • когда со мной не играют;
  • когда обижают;
  • когда дети дерутся;
  • когда забирают игрушку;
  • когда заставляют есть;
  • когда у меня что-то не получается;
  • когда меня обзывают;
  • когда долго не забирают домой.

И это только те высказывания, которые касаются жизни в группе детского сада, то есть собственно того, что мы можем изменить. Детям дали домашнее задание подумать над тем, какие правила следует ввести в группе, чтобы в течение дня у них не портилось настроение.

На следующее утро мы снова общались с каждым. Не все сумели высказаться, кто-то просто забыл про домашнее задание. Осмысленных высказываний было 18.

Пятеро детей вместе с родителями дома записали и принесли такие правила — дети должны:

  • уважать друг друга;
  • уметь извиняться, если чем-то обидел другой;
  • не злиться на товарища;
  • прощать, забывать обиды и снова дружно играть;
  • не говорить плохих слов другом даже когда сердит на него;
  • учиться дружно играть, делиться игрушками, не драться.

В других своих высказываниях дети повторяли эти же правила в разных вариациях, добавляя причины собственных обид: обзывания, агрессия отдельных детей, нежелание спать днем или все доедать.

Параллельно с опросом причины плохого настроения детей утром выясняли во время цикла индивидуальных бесед и консультаций практического психолога и воспитателя-методиста с родителями воспитанников.

Основными темами встреч были:

  • Внимательны ли  взрослые к переживаниям ребенка?
  • Замечают ли взрослые обиды, печаль, гнев, страх, которые переживают дети?
  • Что является источником этих переживаний?
  • Какой след оставляют эти переживания в душе ребенка?
  • О каких правилах эмоциональных контактов с ребенком следует знать?

Учитывая то, что дошкольники достаточно часто среди причин, которые портят им настроение, называли то, что их «загоняют» спать, для мам и бабушек этих детей была специально организована консультация практического психолога на тему «Вечерняя идиллия, гармония, спокойствие».

Речь шла о необходимости создавать ребенку атмосферу спокойствия именно перед ночным сном, чтобы он был полноценным и детский организм отдыхал, набирался сил. Мамам было предложено вспомнить, какими их дети становятся в конце дня, как себя ведут.

Большинство взрослых отметила, что дети вечером часто капризничают, становятся непослушными, раздражительными и упрямыми. Все это показатели утомления детской психики, которая требует отдыха после активно проведенного дня. Кроме того, возбужденная и уставшая за день ребенок теряет способность саморегуляции — вот и капризничает. Взрослый своим авторитетом заставляет ее готовиться ко сну и укладываться в кровать, однако процесс засыпания при этом, как правило, далек от желаемого. Ребенок плачет, долго вертится, жалуется на что-то, капризничает, пока ее не сморит сон. В результате нервничает вся семья и страдает ребенок.

Когда практический психолог предложил родителям подумать, как помочь плохому настроению ребенка перед сном, то услышал от них интересные высказывания,

В высказываниях 10 дошкольников — в которых родители будто оправдывались за свои ошибки в отношениях с детьми: «У меня так много дел собирается вечером, что я порой забываю за часами следить. Вот и загоняю уже наскоро», «Он привык выторговывать у нас всех еще немного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор. А как начинает капризничать, приходится совершать чуть жестче» и тому подобное.

Практический психолог посоветовал взрослым постараться изменить свое поведение. В частности, обязательно выделять для ребенка 10-15 минут для интимного, личностного общения с ней во время подготовки ко сну. Такая порция маминой ласки и любви может принимать разные формы, в частности это может быть песенка или рассказ о чем-то волшебное, воспоминания о счастливых ситуации или мечты о следующем выходном дне в семейном кругу.

Одним словом — «психотерапия маминой (или папиной) любви». В эти минуты следует наложить табу на все неприятное, негативное. Должна царить лишь гармония счастья, за которой наступит спокойный, приятный отдых.

Но самое важное — минуты гармонии родных душ перед сном нельзя игнорировать при любой занятости.

<h3 «>Правила спокойного и здорового сна

  1. Укладывайте ребенка спать каждый день в одно и то же время.
  2. Выделите 10-15 минут для душевного общения с ребенком, чтобы он почувствовал вашу любовь, ласку, заботу и внимание.
  3. Создайте «сонную» атмосферу в комнате: зашторьте окна, выключите телевизор, закройте дверь комнаты и т.п.
  4. За несколько часов до сна не организовывайте шумные игры, развлечения.
  5. Придумайте свой ритуал укладывания ребенка спать, которого будете придерживаться каждый день, например, чтение сказки или пение колыбельной.
  6. Не оскорбляйте малыша: хорошее настроение — залог крепкого сна.

Мы представили не основательное исследование, а лишь поверхностную картинку из жизни современных детей. Но она должно насторожить взрослых.

Ведь эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
Улучши настроение со своим ребенком или подборка позитивных роликов

20+ доказательств того, что дети могут поднять настроение за считаные секунды / AdMe

На сайте «Говорят дети» можно найти просто уйму самых колких, метких и смешных высказываний отпрысков самых разных возрастов. Мы нашли для вас самые удачные перлы, которые гарантированно подарят вам улыбку на весь день.

Сегодня AdMe.ru делится с вами этими сокровищами детского остроумия.

***

Знакомая рассказала. Сдает она свое чадо в детский сад. Первый раз и для нее, и для него. Идут по дороге, ребенку даются различные указания по поводу подчинения старшим, ни с кем не ругаться, всех слушаться ну и так далее. Приходят, она быстренько отбегает в сторону, чтобы полюбезничать с воспитательницей, и, возвращаясь к ребенку, передает его в руки воспитателю. А сама отходит в сторону и смотрит, вытирая скупую слезу. Няня берет ребенка под руку и подводит к рядам шкафчиков в раздевалке:
— Ну, — говорит, — выбирай себе шкафчик, который больше нравится.
У ребенка на лице муки кризиса, легкое замешательство, потом бросает тоскливый взгляд на маму и протягивает ручку к шкафчику с грушей.
Дальше все обалдели — он залезает в шкафчик, робко прикрывает за собой дверку и говорит:
— Прощай, мама…
Няня в шоке, мама в ужасе. @BlackBird

***

Сын уснул на диване, и папа решил переложить его в кроватку. Взял осторожно на руки, а сынуля сквозь сон:
— Положи где взял. @KsKs

***

Ездили в деревню к родственникам. Там у кошки маленькие котята. Моя Аленка (4 года), естественно, решила взять над ними шефство, нянчила их, таскала везде с собой.
Вечером забегает в дом и обеспокоено кричит с порога:
— Папочка, там один котенок все личико в молочке себе испачкал! Он теперь грязный будет ходить?
Муж, лениво:
— Да нет, его мама вылижет.
Аленка поворачивается ко мне:
— Мам, вылижешь?! @Маргарита Педченко

***

Ролевые игры. Маше где-то около 2 лет. Мама у нас — коза, Машенька, естественно, козленок. Ничего не подозревающий папа входит в комнату и слышит командный голос дочери:
— Козел! Налей соку!
Видели бы вы его глаза… @Bess

***

Мама укладывает в комнате спать 2-летнего Сережку, а бабушка тихонько моет на кухне посуду.
Сережка комментирует:
— Тарелки звенят.
Мама:
— Спи, сынок.
Сережка снова:
— Вода течет.
— Сынок, спи, а то придет собачка и будет ругаться!
Бабушка, слыша мамины слова, подтверждает их тоненьким лаем:
— Гав-гав-гав.
Сережка, помолчав, задумчиво:
— Бабушка прогавкала. @Уралец

***

Сын знакомой, истинно южный ребенок из Сочи, неожиданно узнал, что бывают города, где очень-очень холодно. И со всей детской непосредственностью выдал:
— Мам, а почему люди оттуда не уезжают? Ну вот сегодня им стало холодно, они узнали, что так бывает, и уехали.
И правда, почему?.. @Morouie

***

6-летний Петя очень хотел иметь собаку, и наконец на Новый год ему подарили огромного сенбернара. Малыш в глубокой задумчивости прошелся вокруг громадного пса и спросил родителей:
— Это его мне подарили или меня ему? @Irene

***

Болеет. Наняли няню — она приходит первый раз. Даня (3,5 года) берет ее за руку и сам устраивает экскурсию.
— Это зал, это спальня, это моя комната, это мои игрушки.
Заходят в кухню:
— Вот это мне творожок на завтрак, в обед — хлопья. Лекарства на столе: вот это я пью до еды 2 раза в день, вот это после — 3 раза…
И далее в таком же духе.
Няня отзывает меня в сторонку:
— А ему точно няня нужна? @Savage

***

Работаю в детском саду. Сегодня занятие, тема: «Дикие животные». Задаю вопрос:
— Чем питается лиса?
Ответ порадовал:
— Колобками. @Hyma

***

В 4 года сын стал бояться монстров. Мы сказали ему, что монстры очень сильно боятся смеха. Неделю привыкали к его смеху по ночам в туалете и по дороге туда и обратно.
Теща к нам в гости приезжать больше не хочет. Говорит, что батюшку позвать нужно, а то ребенок бегает ночами по квартире и смеется как исчадие ада. @Константин Турчин

***

Костя (3 года и 10 месяцев) играет в комнате, на заднем плане работает телевизор. Главный герой фильма признается в любви героине. Говорит, что, глядя на нее, он испытывает странное чувство в животе…
Костя, не оборачиваясь, комментирует:
— Да у тебя глисты, дружок! @Тоска Зеленая

***

— Мама, а почему на плите так грязно?
— Папа яичницу пожарил.
— Что, без сковородки? @taniatom

***

Дочка (5 лет) училась читать. Читала медленно, по слогам, а переносы слов с одной строки на другую ей вообще тяжело давались. Решили мы с «колобков» перейти на сказки для детей постарше. Принялись за «Золушку». С горем пополам строка «Принц и Золушка…» была взята, потом началось…
— Принц и Золушка полю- (дальше был перенос слова на новую строку).
Дочь прерывается:
— «Полю…» Мама, это сказка про Полю, у нас есть такая в садике.
— Нет, читай дальше.
— …полю- …били.
По тексту «принц и Золушка полюбили друг друга». Дочь делает круглые глаза и кричит:
— Мама, они били Полю!!!
— Нет, неправильно. Читай дальше.
— Полю… били друг друга.
Глаза еще больше:
— Мама, они били друг друга!!!
Я так плакала от смеха, что дочь решила, что они и впрямь друг друга били. @дочкина мама

***

Дочка, 2 года с небольшим, уронила блюдце. Оно разбилось. Девочка расстроилась, сидит и плачет. Приходит папа:
— Доченька, что ты плачешь?
— Бьюце бах.
— Да как же так получилось? — с сочувствием спрашивает папа.
— Да вот так, — доча берет другое блюдце и со всего размаха швыряет его на пол.
Блюдце разбивается, разумеется. @Гость

***

Отправляю перед обедом сына (3 года) мыть руки. Стоит и держит руки под струей воды. Говорю:
— Мой руки, три их.
Посмотрел на меня как на ненормального:
— Две их. @Владимир

***

3-летние Лиза и Филипп — двойняшки. Лиза:
— Филипп, ты пока еще мальчик, а я уже девочка. @Григорий

***

Сыну было тогда 6 лет. Внимательно смотрит на маникюр воспитательницы.
— Ольга Александровна, у вас такие ногти длинные…
— Да. Нравится?
— Нравится. Наверное, по деревьям лазить хорошо. @Sergio

***

Ульяне 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:
— Я ловлю рыбу!
— Уля, это же для доктора!
— Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?
— Да вот, горло болит. Вы можете помочь?
— Не могу.
— Почему?!
— Я рыбу ловлю… @wukessa

***

Наш папа строитель. Вчера увидела запись в дневнике дочери: «Уважаемые родители! Заполняли анкету для РОНО. Ваша дочь в графе „пол“ написала „паркетный“! Нет слов». @Li1982

***

Тимоха (11 лет) гриппует:
— Мама, почему у меня голова болит?
— От интоксикации.
— Я не отравился, у меня вирус.
— Тебя отравляют продукты жизнедеятельности вируса.
Тим, возмущенно:
— Мало того, что они во мне живут, так они еще и гадят!!! @Светлана

***

Дочь пришла домой и заявляет:
— Вы все должны делать то, что я говорю!
— Почему это?
— Я здесь живу, а Мария Ивановна (воспитательница) сказала, чтобы я командовала у себя дома. Поэтому я здесь командую, и вы должны делать то, что я говорю. @Polinas Mommy

***

В троллейбусе:
— Мама, я в туалет хочу, — громко говорит.
— Тише, Сонечка, шепотом…
— Шо, потом? Я сейчас хочу! @Абрикоска

***

Мне с утра младший (9 лет) притащил книжку со сказками Пушкина, там на обложке нарисованы 33 богатыря, он и говорит:
— Мам, глянь, это друзья Аквамена.
В общем-то, логично… @Talo4ka

Может, и у вас есть подобные детские высказывания? Поделитесь с нами в комментариях.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как узнать настроение?» | Методическая разработка (старшая группа):

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

«Как узнать настроение?»

Программные задачи:
1. Систематизировать представления детей о настроении человека
2. Развивать умение узнавать настроение по выражению лица
3. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции

Материалы:
— фотографии эмоций и настроения
— смайлики с хорошим и плохим настроением на каждого ребенка

Ход беседы:

Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы). 
А бывает ли настроением плохим? (Ответы)
Посмотрите на эти картинки (воспитатель показывает фотографии веселого и грустного человека).

Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением). 
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду)

А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д.)
Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д.)
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну историю.

В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.

Вопросы по прочитанному:
— Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
— Почему она заплакала? 
— Каким стало ее настроение?
— Как менялось настроение ежика?
— Как ежик поднял белочке настроение?

Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями):
Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.

Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам показать смайлик с тем настроением, какое у вас оно сейчас. (Дети показывают свои смайлики)

Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!

Настроение родителей и детей













Уважаемые родители вас интересует вопрос, чувствуют ли дети ваше настроение. Когда вы на них сердитесь, когда — нет? Настроение — интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго, может быть, день, может быть, несколько дней. У каждого человека индивидуально. Если гнев, ярость, восторг обычно имеют определенную причину и потому понятны, то настроение — это просто эмоциональный фон, который возникает неосознанно, но тем не менее многое определяет в нашей жизни. Создавать настроение — особое искусство. Испортить же его может почти любой.

Признаки хорошего настроения — “легкое дыхание”, удачливость, раскованность, желание браться за новые дела, вера в успех, склонность видеть в людях расположенность к себе. Плохое настроение обычно сопровождается нездоровой напряженностью, ожиданием неудач (“Так я и знал!”, осторожностью в отношении к другим людям, раздраженностью, плохим самочувствием. Даже то, что раньше не вызывало никаких трудностей, может не получаться, что было предметом гордости — вызывать разочарование.

Настроение передается неосознанно, через эмоциональное “заражение”. Настроение привносится и переносится — огорчения на работе трансформируются в раздражительность дома, и наоборот. Конфликты между взрослыми тоже выражаются в недовольстве собой и всеми на свете, в том числе и ребенком. Некоторые люди обладают особой способностью воспринимать эмоциональное состояние (их называют особо сензитивными, т.е. чувствительными), а другие, напротив, могут легче остальных задать эмоциональный тон общения, исправить создавшееся положение или, напротив, сгустить тучи (их называют эмоциональными лидерами).

Наиболее чувствительными в семье обычно являются дети как естественные существа, нерефлексирующие, в большей мере, чем взрослые, принадлежащие к миру природы. Они еще не затронуты грехом рационализации и потому не выстраивают цепочек умозаключений — что происходит, почему и каковы возможные последствия — но тяжелое настроение в семье ощущают сразу. Они реагируют на то, что взрослые иногда пропускают или не контролируют в повседневном поведении — жесты, интонации, выражение лица.

Настроение иррационально, к нему не придерешься, но интонации всегда выдают, какое оно. Попробуйте сказать банальную фразу “Мой милый мальчик” несколько раз — вы легко убедитесь, что в зависимости от логического ударения это можно сделать с сентиментальной любовью, иронией, сарказмом, угрозой. Все это “ловится” и отмечается детьми, хотя, конечно же, тоже вполне иррационально. Вы, наверно, вполне можете себе представить, что и ребенок может довести взрослого до белого каления различными способами, при этом говоря “А я ничего такого не делал!”. Трудно сказать, что явилось пусковым механизмом такого поведения, потому что все, что происходит в семье, — результат взаимодействия.

Эмоциональным лидером в семье обычно является мать (впрочем, к некоторых семьях это бабушка или сестра, реже бывает, что мужчины определяют настроение в семье). Связь матери и ребенка устанавливается задолго до его рождения через физиологические механизмы, телесно, природно. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние — все это для ребенка является раздражителями особой значимости.

Невозможно быть жизнерадостным всегда. Но можно вывести свое настроение на уровень осознания, и тем самым улучшить микроклимат в семье. Работа с настроением включает два направления — с самим собой и с другими.

  1. Если вы стали отмечать, что плохое настроение бывает у вас чаще прежнего, постарайтесь несколько раз в день задать себе вопрос: “Что я чувствую?”. Найдите как можно больше точных слов для ответа — усталость, раздраженность, злость, разочарование. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Попробуйте установить причину того, что происходит. Когда, в какой момент ваше ровное настроение сменилось плохим? Может быть, это вызвано каждый раз одним и тем же событием или встречей — например, c вашим начальником, свекровью, учениками и т. д. ? Тогда стоит готовиться к таким встречам заранее, создавая настрой психологической неуязвимости, мысленно “отгораживаясь” от происходящего и говоря себе примерно так: “То, что думает обо мне этот человек, характеризует только его и никак не относится ко мне”. Существуют и другие техники психологической защиты.
  2. Следующий вопрос, который стоит задавать себе: “Что бы я хотел(а) и мог(ла) изменить?”. Не нужно наступать постоянно на одни и те же грабли, и если вы установили причину своего плохого настроения, постарайтесь в будущем ее ослабить — сделать встречи более редкими, изменить маршрут жизненного пути.
  3. Если работа по самоанализу у вас не ладится, лучше обратиться к психологу. Но это не значит, что в собственной семье вы бессильны. Очень важно, чтобы вашу раздражительность или подавленность дети не относили к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление детей о том, каким вообще бывает настроение. Очень многие люди имеют чрезвычайно бедные понятия о внутреннем мире других людей (например, мама добрая — мама злая). Побуждайте ребенка рассказывать о своем настроении. Пусть он сравнит его а) с погодой б) со временем года в) с цветком г) с животным д) с любым неодушевленным предметом. Спросите его, как оно изменяется, каким становится. Пусть учится различать сосредоточенность и печаль, подавленный гнев и разочарованность.
  4. Далее, старайтесь объяснять ребенку причину своего настроения, чтобы у него не возникало необоснованного чувства вины. Говорите с ним на доступном языке о том, что у вас происходит дома, на работе, что вас огорчает, какие задачи перед вами стоят. Объясните, чем он помог вам или может помочь. Пусть у ребенка формируется представление о сложности и неоднозначности мира, тогда у него не возникнет впечатление, что взрослые просто вымещают дурное настроение на нем. Бессмысленно бороться с эмоциональными состояниями или подавлять их. Нужно просто отводить им в вашей повседневной жизни надлежащее место, — тогда не они будут управлять вами, а вы ими.




01.10.2013 г.

Автор: Лихопий Е.Н.


Комментариев пока нет!


Ваши вопросы к детскому психологу:

01.07.2021 22:40
Вопрос:

https://vk.com/topic-174425636_47670781 Азартные игры бесплатно онлайн казино https://vk.com/topic-174606098_47826337 Играть в новейшие игровые автоматы на вир https://vk.com/topic-174425055_47845765 …

Ответ:

27.06.2021 00:39
Вопрос:

https://vk.com/topic-174426044_47662697 Live bitcoin casino new years https://vk.com/topic-174426013_47769803 Bitcoin gambling app https://vk.com/topic-174426099_47707828 Bitcoin casino online y ganar…

Ответ:

21.06.2021 05:53
Вопрос:

https://vk.com/topic-174605952_47653525 Р— https://vk.com/topic-174606218_47742400 Рћ 4pda https://vk.com/topic-174370030_47825613 И https://vk.com/topic-174606143_47765495 РЎ 3 https://vk.com/…

Ответ:

29.05.2021 09:01
Вопрос:

http://test.norwoodchapter.ca/community/profile/ana37445254/ Androgenic steroid liver damage https://seliniotakis.gr/community/profile/ana16361305/ Steroids in tablet form side effects <a href=htt…

Ответ:











Расстройства настроения и СДВГ — HealthyChildren.org

Расстройства настроения, которые чаще всего встречаются у детей с СДВГ, включают дистимическое расстройство, большое депрессивное расстройство (БДР) и биполярное расстройство. Дистимическое расстройство можно охарактеризовать как хроническую депрессию низкой степени, стойкую раздражительность и состояние деморализации, часто с низкой самооценкой. Большое депрессивное расстройство — это более тяжелая форма депрессии, которая может возникать у детей с СДВГ и даже чаще у взрослых с СДВГ.Дистимическое расстройство и БДР обычно развиваются через несколько лет после того, как у ребенка диагностируется СДВГ, и, если их не лечить, со временем могут ухудшиться. Биполярное расстройство — это тяжелое расстройство настроения, которое только недавно было обнаружено у детей. В отличие от взрослых, которые испытывают определенные периоды приподнятости и значительной депрессии, дети с биполярным расстройством представляют собой более сложное расстройство, состоящее из крайней эмоциональной нестабильности, поведенческих трудностей и социальных проблем. Симптомы СДВГ в значительной степени совпадают, и многие дети с биполярным расстройством также имеют право на диагноз СДВГ.

Что искать


Каждый ребенок чувствует себя обескураженным или время от времени проявляет раздражительность. Дети с СДВГ, которым так часто приходится сталкиваться с дополнительными проблемами в школе и со сверстниками, могут проявлять такое поведение больше, чем большинство других. Однако, если ваш ребенок заявляет, что находится в депрессии, или кажется раздражительным или грустным большую часть дня, а то и больше дней, у него может быть сопутствующее дистимическое расстройство. Для диагностики дистимического расстройства у ребенка также должны быть как минимум 2 из следующих симптомов:

  • Плохой аппетит или переедание
  • Бессонница или чрезмерный сон
  • Низкая энергия или усталость
  • Низкая самооценка
  • Плохая концентрация или трудности с принятием решений
  • Чувство безысходности

Прежде чем можно будет диагностировать дистимическое расстройство, у детей должны быть эти симптомы в течение года или дольше, хотя симптомы могут исчезнуть на срок до 2 месяцев за один раз в течение этого года.Симптомы также не должны быть вызваны другим расстройством настроения, таким как БДР или биполярное расстройство, заболеванием, злоупотреблением психоактивными веществами или просто связаны с самим СДВГ (например, низкая самооценка из-за плохого функционирования в школе). Наконец, необходимо показать, что симптомы значительно ухудшают социальную, академическую или другие сферы повседневной жизни вашего ребенка.

Большое депрессивное расстройство характеризуется почти постоянным депрессивным или раздражительным настроением или заметной потерей интереса или удовольствия от всех или почти всех повседневных действий.В дополнение к симптомам, перечисленным ранее для дистимического расстройства, ребенок с БДР может ежедневно плакать; уйти от других; стать крайне самокритичным; говорить о смерти; или даже подумать, спланировать или совершить попытку самоубийства. В отличие от кратковременных вспышек гнева, которые демонстрирует ребенок с ODD, который не добивается своего, раздражительность депрессивного ребенка может быть почти постоянной и не связана с какой-либо очевидной причиной. Ее неспособность сконцентрироваться отличается от невнимательности типа СДВГ тем, что она сопровождается другими симптомами депрессии, такими как потеря аппетита или потеря интереса к любимым занятиям.Наконец, сама депрессия не имеет очевидной причины — в отличие от деморализации в результате определенных препятствий, создаваемых СДВГ, или депрессии в ответ на развод родителей или любую другую стрессовую ситуацию. (Фактически, исследования показали, что целостность семьи ребенка и его социально-экономический статус практически не влияют на то, разовьется ли у ребенка БДР.) В то время как дети с СДВГ / БК сами по себе не подвергаются более высокому, чем обычно, риску попытки самоубийства, дети с ADHD / CD, которые также имеют MDD и причастны к злоупотреблению психоактивными веществами, с большей вероятностью предпримут такую ​​попытку, и за ними следует внимательно следить.

Разговоры о самоубийстве (даже если вы не уверены, серьезно ли оно), попытке самоубийства, членовредительства, любом агрессивном поведении или тяжелой абстиненции следует рассматривать как экстренную ситуацию, требующую немедленного внимания педиатра, психолога или местного врача вашего ребенка. больница.

Ребенок в депрессии может признать, что чувствует себя виноватым или грустным, или отрицать наличие каких-либо проблем. Важно помнить о том, что многие дети в депрессивном состоянии отказываются признавать свои чувства, а родители часто не обращают внимания на незаметное поведение, которое сигнализирует о расстройстве настроения.Поддерживая тесный контакт с ее учителем, приводя вашего ребенка к каждому из ее обзоров лечения с педиатром и вовлекая ее во все обсуждения ее лечения в соответствии с ее возрастом, вы можете повысить шансы того, что ее педиатр или специалист в области психического здоровья обнаруживать любые признаки развивающейся депрессии, и что ей будет с кем поговорить о своих чувствах.

Ребенок с биполярным расстройством и СДВГ склонен к взрывным вспышкам, резким перепадам настроения (высокое, низкое или смешанное настроение) и серьезным поведенческим проблемам.Такой ребенок часто очень импульсивен и агрессивен, с продолжительными вспышками, обычно «возникающими из ниоткуда» или в ответ на банальное разочарование. У нее может быть история тревоги. Она также может иметь чрезвычайно высокий уровень энергии и может испытывать скачкообразные мысли и завышенную самооценку или величие, крайнюю разговорчивость, физическое и эмоциональное возбуждение, чрезмерно сексуальное поведение и / или снижение потребности во сне. Эти симптомы могут чередоваться с периодами депрессии или раздражительности, во время которых ее поведение напоминает поведение ребенка с БДР.Ребенок с СДВГ / биполярным расстройством обычно имеет плохие социальные навыки. Семейные отношения часто бывают натянутыми из-за крайне непредсказуемого, агрессивного или вызывающего поведения ребенка. На раннем этапе симптомы могут проявляться только дома, но часто начинают проявляться в других условиях, когда ребенок становится старше. Биполярное расстройство — это
серьезное психическое расстройство, которое иногда может включать психотические симптомы (бред / галлюцинации) или самоповреждающее поведение, такое как порезы, суицидальные мысли / импульсы и злоупотребление психоактивными веществами.Многие дети с биполярным расстройством имеют семейный анамнез биполярного расстройства, расстройства настроения, СДВГ и / или злоупотребления психоактивными веществами. Дети с СДВГ и биполярным расстройством подвержены более высокому риску злоупотребления психоактивными веществами и другим серьезным проблемам в подростковом возрасте, чем дети с одним только СДВГ.

Если у вашего ребенка СДВГ с сопутствующим биполярным расстройством, педиатр обычно направляет его к детскому психиатру для дальнейшего обследования, диагностики и рекомендаций по лечению.

Лечение


Как и в случае СДВГ с тревожными расстройствами, лечение СДВГ с депрессией обычно включает широкий подход.Подходы к лечению могут включать комбинацию когнитивно-поведенческой терапии, межличностной терапии (сосредоточение внимания на областях горя, межличностных отношений, споров, жизненных переходов и личных трудностей), традиционной психотерапии (для помощи в самопонимании, идентификации чувств, самосовершенствовании). -оуважение, изменение моделей поведения, межличностное взаимодействие и преодоление конфликтов), а также при необходимости семейная психотерапия.

Подходы к лечению, как и в случае СДВГ и других сопутствующих состояний, включают в себя лечение в первую очередь состояния, которое приводит к наибольшей инвалидности.Если симптомы вашего ребенка, связанные с СДВГ, вызывают большинство его проблем с функционированием, или признаки депрессии не совсем ясны, педиатр вашего ребенка, скорее всего, начнет с приема стимулирующих препаратов для лечения СДВГ. В случаях, когда оказывается, что депрессивные симптомы возникают из-за плохого функционирования из-за СДВГ, а не из-за депрессивного расстройства, они могут уменьшаться по мере улучшения симптомов СДВГ. Если СДВГ и депрессивные симптомы улучшатся, педиатр вашего ребенка, вероятно, продолжит лечение стимуляторами.
в одиночестве.Если ее симптомы СДВГ улучшаются, но ее депрессия остается прежней, даже после разумного испытания типа широкого психотерапевтического подхода, описанного ранее, ее педиатр может добавить другое лекарство, чаще всего СИОЗС — класс лекарств, включая Прозак, Золофт, Паксил, Luvox и Celexa. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина могут усугубить симптомы биполярного расстройства, поэтому перед началом приема лекарств необходимо провести тщательную оценку. Если этот подход не увенчается успехом, вас могут направить к педиатру по развитию / поведению или психиатру, который может попробовать другие классы лекарств.

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

Выявление наиболее распространенных расстройств настроения у детей

Выяснить, что беспокоит ребенка или подростка, — непростая задача. Испытывают ли они физический дискомфорт, например, устали или голодны? Или они расстроены из-за того, что случилось в школе или с другом?

Несмотря на то, что они не могут говорить, иногда понять настроение младенцев бывает проще, чем с детьми постарше.Младенцы, скорее всего, голодны, устали или нуждаются в чистых подгузниках. Но с детьми и подростками получить ответы, точно описывающие их чувства, не становится легче, даже когда они становятся старше. Вот почему любой, кто проводит время с детьми, должен наблюдать за поведением, действиями и общими изменениями настроения. Если у детей бывают частые тяжелые эпизоды или перепады настроения, это может указывать на расстройство настроения. Недавно наша клиническая группа провела презентации для Mental Health America of the Heartland о Современные методы диагностики и лечения расстройств настроения у детей и подростков .Давайте посмотрим на некоторую информацию, которую они охватили, и многое другое!

Что такое расстройство настроения?

Расстройства настроения — это тип психического расстройства, которым страдают люди любого возраста. У людей с расстройствами настроения не только периодическое «плохое настроение» или «капризность», но и стойкие, неуправляемые симптомы. Эти симптомы могут различаться у разных людей и проявляться по-разному в зависимости от типа расстройства настроения.

Некоторые расстройства настроения приводят к депрессивным состояниям.Это может проявляться потерей аппетита, проблемами со сном, проблемами с концентрацией внимания и другими подобными симптомами. Другие приводят к маниакальным состояниям, которые могут включать такие симптомы, как раздражительное настроение, скачущие мысли и беспорядочные движения.

Это лишь некоторые из различных симптомов, которые возникают во время эпизодов или периодов, когда симптомы расстройства настроения являются серьезными. Если у кого-то расстройство настроения, он может быть не в состоянии функционировать в социальных сетях. Даже простые задачи могут быть трудными для выполнения.

Расстройства настроения у детей

Когда мы думаем о психических расстройствах, мы склонны думать о взрослых. Дети часто плачут из-за таких вещей, как ободранные колени или бутерброды, приготовленные «неправильно». Слишком много сахара может даже привести к тому, что дети будут демонстрировать маниакальное поведение. А подростки заведомо «капризны». Из-за влюблённости, групповой драмы с друзьями, академических проблем, прыщей или колебаний веса из-за гормонов быть подростком непросто.Но у детей и подростков могут быть серьезные расстройства настроения, как и у взрослых.

Расстройства настроения у детей бывает сложнее диагностировать, чем у взрослых, потому что они часто не могут объяснить, что они чувствуют или что они чувствуют. Если поведение или отношение вашего ребенка неизменно необъяснимо, это может быть больше, чем просто типичный этап развития или поведения. Верно также и то, что дети с большей вероятностью страдают расстройствами настроения, если они есть у их родителей. Жизненные трудности также могут усугубить симптомы расстройства настроения.Важно знать, как выглядит «нормальное» поведение вашего ребенка. Наблюдайте и обращайте пристальное внимание на изменения в поведении, чтобы распознать признаки расстройства настроения.

К наиболее частым расстройствам настроения у детей относятся:

  • Большая депрессия: Подавленное или раздражительное настроение, возможно, наряду с другими признаками, которое длится не менее 2 недель. Молодые люди также могут потерять интерес или удовольствие от занятий, которые им обычно нравятся.
  • Стойкое депрессивное расстройство (дистимия): Юноша с этим заболеванием имеет длительное, низкое, депрессивное или раздражительное настроение в течение как минимум 1 года.
  • Биполярное расстройство: Это вызывает сочетание маниакальных эпизодов и депрессивных периодов или периодов плоской или притупленной эмоциональной реакции.
  • Деструктивное нарушение регуляции настроения: Подросток с этим расстройством постоянно ворчлив и испытывает трудности с контролем своего поведения.
  • Предменструальное дисморфическое расстройство: Это вызывает депрессивные симптомы, ворчливость и напряжение перед менструацией.
  • Расстройство настроения, вызванное проблемами со здоровьем: Многие состояния могут вызывать симптомы депрессии. К ним относятся рак, травмы, инфекции и хронические заболевания.
  • Расстройство настроения, вызванное употреблением психоактивных веществ: Это симптомы депрессии, вызванные воздействием лекарств или других форм лечения, употреблением психоактивных веществ или воздействием токсинов.

Понимание биполярных и депрессивных расстройств

Биполярное расстройство

Включает эпизоды депрессии и мании. Когда ребенок или подросток страдает биполярным расстройством, он проявляет несколько симптомов депрессивного состояния, в том числе:

  • Раздражительность
  • Печаль
  • Гнев
  • Гиперсомния или бессонница
  • Снижение энергии
  • Снижение интереса к деятельности или отношениям
  • Изменения аппетита
  • Изолирующее поведение
  • Чувство безнадежности или никчемности
  • Мысли о смерти

У них также может быть любой из этих симптомов маниакального состояния:

  • Сильное счастье или глупость
  • Рискованное или импульсивное поведение
  • Гоночные мысли
  • Плохая оценка
  • Использование психоактивных веществ
  • Гиперсексуальные действия
  • Пониженная потребность во сне

Депрессивные расстройства

Включает деструктивное нарушение регуляции настроения, большое депрессивное расстройство, стойкое депрессивное расстройство (дистимия) и предменструальное дисфорическое расстройство.Они различаются по точным симптомам и продолжительности симптомов, но большинство депрессивных расстройств приводят к аналогичным симптомам или поведению, в том числе:

  • Изменение веса или аппетита
  • Гиперсомния (чрезмерная сонливость) или бессонница (трудности с засыпанием или сном)
  • Психомоторное возбуждение (беспорядочные, нецелевые движения)
  • Усталость или потеря энергии
  • Чувство никчемности или вины
  • Снижение концентрации внимания или способности принимать решения
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, или попытка самоубийства

Разница между реакцией на травму и расстройствами настроения

Если ребенок пережил травму, его реакция на травму может показаться похожей на симптомы расстройства настроения.Детская травма включает в себя такие вещи, как:

  • Насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное)
  • Пренебрежение
  • Умерший, психически больной или находящийся в заключении родитель
  • Родительские наркотики
  • Развод
  • Свидетели домашнего насилия
  • Издевательства
  • Стихийные бедствия
  • Последствия изоляции или тревоги от пандемии COVID-19
  • Дискриминация по признаку расы, пола, религии, сексуальной ориентации / идентификации, инвалидности или по другим признакам

Другие проблемы психического здоровья, которые обычно сочетаются с диагнозом расстройства настроения у детей и подростков, включают:

  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Тревожное расстройство (а точнее, тревожное расстройство разлуки)
  • Психологические расстройства
  • Расстройство дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Энурез или энкопрез (более известный как ночное недержание мочи или загрязнение)

Что делать, если вас беспокоит поведение вашего ребенка

Если вы не уверены в поведении своего ребенка, определите начало симптомов и особенности поведения, которые вас беспокоят.Определите, произошли ли в жизни вашего ребенка какие-либо травмирующие события, которые могут быть связаны с некоторыми из его поведений. И, что наиболее важно, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка или лицензированным поставщиком психиатрических услуг и попросите о профессиональной оценке.

KVC предоставляет бесплатную оценку психического здоровья, которая может помочь вам ответить на некоторые начальные вопросы о поведении вашего ребенка. Щелкните здесь, чтобы загрузить его сейчас. Эта оценка не предназначена для замены совета профессионального врача или консультанта по психическому здоровью.

О больницах KVC

KVC Hospitals обеспечивает сострадательное и инновационное лечение детей, страдающих расстройствами настроения, депрессией, тревогой, суицидальными мыслями, последствиями травм и другими потребностями психического здоровья. Наши детские больницы и лечебные учреждения-интернаты, обслуживающие Канзас и Миссури, доступны круглосуточно и без выходных по телефону, чтобы ответить на любые ваши вопросы. Щелкните здесь, чтобы найти ближайшее к вам место.

Не забудьте подписаться на нас в Facebook или Instagram, чтобы получать больше обновлений и информации.

Помимо болей роста: дети и расстройства настроения

Как родитель, вы знаете своего ребенка — его поведение, характер, отношение — лучше, чем кто-либо. Вы наблюдали, как они растут, заботились о них и узнали, кто они. Но что вы будете делать, если заметите, что они начинают неожиданно меняться и вести себя так, как вас беспокоит?

Легко обозначить проблемное поведение как «боли роста», но мы не можем игнорировать изменения в поведении, если они кажутся ненормальными или чрезмерными, особенно если они происходят часто или мешают распорядку дня нашего ребенка.Когда это происходит, возможно, ваш ребенок страдает психическим заболеванием.

Один диагноз, который представляет только у детей в возрасте от 7 до 18 лет, называется деструктивным расстройством настроения (МДДД). МДДД — это состояние, при котором ребенок испытывает хроническую сильную раздражительность и гнев. Первичные симптомы включают раздражительное настроение и вспышки гнева. Истерики случаются обычно три-четыре раза в неделю и обычно не соответствуют ситуации.

Ребенок, страдающий МДДД, может выражать свою агрессию посредством словесной ярости, нанесения ущерба собственности или причинения вреда себе или другим. Также часто им трудно ладить с другими людьми (взрослыми и другими детьми). Из-за низкой толерантности к разочарованию они также могут испытывать трудности с участием в школьных и домашних делах, например, сидя за семейным ужином.

Диагностика DMDD

Диагноз МДДД считается диагнозом, когда симптомы проявляются в возрасте до 10 лет и присутствуют не менее 12 месяцев в более чем одной среде (дома, в школе, со сверстниками).Диагноз МДДД чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Этот диагноз относительно новый для психического здоровья. Он был добавлен в Диагностическое статистическое руководство V (DSM-5), потому что детям часто ошибочно диагностировали биполярное расстройство. В отличие от эпизодического характера биполярного расстройства, симптомы МДДД постоянны изо дня в день. У большинства детей с МДДД не разовьется биполярное расстройство; однако диагноз МДДД увеличивает риск тревожности и депрессии в более позднем возрасте.

Кроме того, очень высока частота сопутствующих диагнозов. У ребенка или подростка редко бывает диагноз только МДД. Состояния, которые чаще всего встречаются вместе с МДД, включают тревогу, депрессию и расстройство аутистического спектра.

У моего ребенка проявляются симптомы — что мне делать?

У большинства детей случаются эпизодические вспышки, однако, если ваш ребенок часто сильно злится и агрессивен, он может испытывать симптомы МДДД. Если вы не знаете, что делать, начните с:

.

  • Обращение за профессиональной помощью .Это состояние требует индивидуального ухода с учетом потребностей вашего ребенка. Если это DMMD, она не исчезнет сама по себе и может развиваться по мере взросления вашего ребенка. Лечение (вероятно, включая терапию разговорами и прием лекарств) может помочь вашему ребенку справиться со своим гневом и контролировать свои эмоции.
  • Узнаем о состоянии . Изучите состояние и задайте вопросы врачу вашего ребенка. Они могут помочь вам понять, как лучше всего поддержать вашего ребенка. Чем больше у вас информации, тем лучше вы будете подготовлены.
  • Как сообщить школе вашего ребенка . DMDD может повлиять на способность вашего ребенка учиться в школе, общаться с другими детьми или заводить друзей. Однако, если в школе известно о состоянии вашего ребенка, педагоги могут помочь ему добиться успеха.

Если ваш ребенок ведет себя чрезмерно, не думайте, что это природа детства. Психическое здоровье может начаться в раннем возрасте, и по мере развития психиатрии мы узнаем больше о таких состояниях, как МДДД, которые особенно влияют на детей.Помогите своему ребенку, осознавая его поведение и помогая ему, если ему кажется, что он борется с сильными эмоциями.

В конце концов, никто не знает их лучше вас.

Лаура Гринштейн — менеджер по коммуникациям в НАМИ.


Мы всегда принимаем статьи в блог NAMI! Мы публикуем последние исследования, истории выздоровления, способы избавиться от стигмы и стратегии благополучной жизни с психическими заболеваниями.Самое главное: Мы показываем ваши голоса .

Ознакомьтесь с нашими Правилами подачи заявок для получения дополнительной информации.

Девять черт темперамента: Настроение

Понимание настроения вашего ребенка может помочь вам понять его и поддержать его.

Темперамент

Темперамент — это черты личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или настороженный? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы родились, хотя на них могут влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы исследуем черту настроения.

Настроение

Под настроением понимается общий тон чувств, взаимодействий и поведения человека. Некоторые люди склонны иметь более счастливое общее настроение и в целом чувствуют себя хорошо. У других может быть более негативное настроение.Их можно назвать более неприятными, поскольку они могут не очень позитивно реагировать на окружающий мир.

Больше позитивного настроения

Дети с более позитивным настроением, скорее всего, большую часть времени будут казаться счастливыми и веселыми. Им будет легче избавиться от периодов несчастья. Они, как правило, более оптимистичны и часто бывают веселыми и оптимистичными в общении.

Больше негатива

Дети, у которых более естественное негативное настроение, могут казаться скорее подавленными, чем счастливыми.Они могут вести себя более спокойно и казаться мрачными, грустными или негативными. Они могут внешне не показывать свои положительные чувства, но все же испытывать положительные эмоции.

Воспитание и настроение

Часто ожидается, что дети (и взрослые тоже) большую часть времени будут внешне счастливы, но нет ничего плохого в том, что дети (или взрослые) имеют более плохое настроение. Вы можете поддержать этих детей, изменив свои ожидания — смиритесь с тем, что ваш ребенок не всегда может казаться счастливым внешне.Помните, что то, что они этого не показывают, не означает, что они не испытывают радости или счастья. Убедите ребенка, что его чувства и настроения верны, а все, что он чувствует, — нормально. Будьте рядом, чтобы поддержать их и научить здоровым способам выражения своих эмоций.

Если ваш распорядок дня и ваши ожидания меняются в зависимости от уровня активности вашего ребенка, это может предотвратить конфликты и стресс, а также позволить вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и развивать его природный темперамент.

Подробнее о детях и темпераменте читайте в других статьях этой серии:

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Чтобы узнать о положительном влиянии, которое получают дети и семьи от программ повышения квалификации MSU , прочитайте наш отчет о воздействии за 2017 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2017 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Вы нашли эту статью полезной?