Человек неэмоциональный: Неэмоциональные люди: ivanov_petrov — LiveJournal

Содержание

Неэмоциональные люди: ivanov_petrov — LiveJournal

Есть весьма характерная маска, часто встречающаяся — люди, обычно мужеска полу, говорящие о себе со спокойным достоинством, что они — малоэмоциональны. Это говорится если и без гордости, то с глубинным самоуважением — потому что молчаливо дополняется совсем особенной концепцией, будто есть эмоции и интеллект, и решать жизненные задачи можно разумом или эмоциями, и вот себя они относят к тем, кто решает разумом (что правильно и научно), а всякие прочие могут гордиться имеющейся у них (зачем-то) эмоциональностью, зато они не умеют решать задачи, потому что эмоциональные решения…

Тут всё — выдумка, причем банальная, но, как говорится, известное известно немногим, и потому банальные вещи надо объяснять. Интеллектуальность вовсе не складывается из логики и фактов, это очень древнее, 19 века, и очень дремучее заблуждение, которому ничего в жизни не соответствует. Факты никто познающему субъекту на блюдечке не подает, факты надо отыскивать и надо их замечать, а для этого надо делать много разных операций. Надо выделять объекты из среды, это очень нетривиальная операция — разрыв событийной сплошности на объекты, которые имеет смысл считать объектами познания, надо выстраивать понятия — а они, если случайным образом, получаются дикими и неверными, так что надо умело строить правильные понятия, характеризовать их существенными чертами и правильно замечать границы понятий, которые к тому же нечеткие. Логика — универсальный инструмент, и именно потому может служить кому угодно, в том числе глупости и заблуждению. Логичных сумасшедших и дураков — пруд пруди. Дело в том, что большинство умозаключений — многоэтажны и многоэтапны, в этом смысле имеют определенную траекторию — линию рассуждений, она как-то направлена. И в этом смысле надо двигаться не атомарными шагами (факт — заключение об истинности), а в некотором интеллектуальном пространстве. Принудительности там нет, проверки очень нетривиальны и иногда жизни не хватает, чтобы проверить иные варианты, и потому траектория рассуждения определяется картиной мира, составить которую — очень непросто, а исправлять — еще трудней.

Все эти банальные слова к одному — неэмоциональные люди, говоря о себе, что они неэмоциональны, эмоции понимают плохо и потому (ошибка логики) хорошо ориентируются только в интеллектуальной стороне вопроса — лгут. С эмоциями у них может быть все в порядке — они могут быть повышенно эгоистичны или характерологически вялые, это другой разговор, но интеллект у них вовсе не превышает норму, они просто не очень умеют думать и потому пытаются спрятаться за упрощенную (и ошибочную) модель мышления. В любой мысли наличеcтвуют не только факты и логика. Для ведения рассуждения нужно очень много чего, кроме фактов и логики. И это вовсе не эмоции, это исключительно интеллектуальные способности и операции. И если человек говорит, что он выделяет только логическую сторону (не эмоциональную) — он хитрит или ошибается. Интеллект требует множества способностей, даже если мы будем говорить о холодном и неэмоциональном интеллекте. Отбросив эмоции, не получить логики. Неэмоциональность вовсе не позволяет индульгировать интеллектуальность — скорее, это заявление само есть свидетельство определенного (не слишком продвинутого) типа интеллектуальности.

Алекситимия: эмоциональный разрыв, скрывающийся под маской нормальности

Алекситимией называют психологическое состояние личности, при котором человек, потеряв способность к определению и проявлению собственных эмоций, вынужден стараться выглядеть нормальным в глазах других. Психиатр Сайто Сатору рассказывает об этом расстройстве на примере случаев из собственной практики, а также на примере героев повести «Человек минимаркета» (Комбини нингэн, автор Мурата Саяка), удостоенной премии Акутагавы за 2016 год.

В психиатрии существует термин «алекситимия». Он состоит из отрицательного префикса «ἀ» и двух основ: «λέξις» (слово) и «θυμός» (чувства, эмоции). Этот термин описывает психологическое состояние, когда личность неспособна оценивать и описывать собственные эмоции. Для того, чтобы иметь целостное представление о собственной жизни, индивид должен осознавать и различать, что он чувствует. Однако есть люди, которые к этому неспособны – они не понимают, в каких ситуациях у них возникает та или иная эмоция. Особенности алекситимии проявляются у таких людей в те моменты, когда их охватывает гнев, грусть или любое другое сильное чувство, которое они не в состоянии определить и выразить.

В действительности, за исключением младенцев, в современном обществе практически нет людей, которые бы плакали или кричали, совершенно себя не сдерживая. Подразумевается, что взрослый член общества должен контролировать себя и не проявлять внешне такие примитивные эмоции. А если он не в состоянии сдерживаться – значит, он нуждается в лечении.

Молодые люди, стремящиеся соответствовать понятиям о «нормальности», учатся у старшего поколения подавлять проявление эмоций. Со временем некоторые из них утрачивают способность распознавать собственные чувства. Подавленные гнев, грусть становятся причиной психосоматических заболеваний и ипохондрического расстройства. Для ипохондриков характерно явное проявление соматической симптоматики при отсутствии сколько-нибудь существенных патологических отклонений. Вследствие тревожной установки и постоянного беспокойства по поводу здоровья могут нарушиться функции сердца, желудочно-кишечного тракта и других вегетативно иннервируемых систем. А это, в свою очередь, приводит к развитию артериальной гипертензии, язвенной болезни и т. д. Именно поэтому ипохондрия считается психосоматическим заболеванием.

Однако при алекситимии размываются не только негативные эмоции, но и положительные – человек не способен испытывать такие чувства, как радость или воодушевление. Потеря способности получать удовольствие называется ангедония. Для этого расстройства характерна утрата мотивации к деятельности, от которой индивид в прошлом получал удовольствие. Развитие ангедонии – важный показатель в диагностике патологической депрессии.

Под маской нормальности

У меня есть собственная психиатрическая практика в Токио, и я ежедневно сталкиваюсь на работе с людьми, страдающими от депрессии и ипохондрического расстройства. Во время первой встречи большинство из них не выказывают никаких признаков страдания или отчаяния. И я должен сдёрнуть с них маску нормальности, под которой они скрывают свой недуг, нуждающийся в лечении.

Обложка повести «Человек минимаркета» (иллюстрация предоставлена изд. «Бунгэй Сюндзю»)

Я задумался об этом, когда прочел повесть «Человек минимаркета», за которую Мурата Саяка недавно получила премию Акутагавы. Ведь в этой повести идет речь как раз-таки о человеке, страдающем алекситимией. Героиня, женщина по имени Кокура Кэйко, 18 лет проработала продавщицей в одном и том же минимаркете (комбини) – именно от ее лица и ведется повествование. Она взяла себе за правило никогда не выказывать своих чувств и не высказывать суждений. Вместо этого она создала «лоскутную личность», копируя поведение и перенимая привычки и манеры у окружающих ее женщин (в основном коллег по работе), которых она считает правильными и восхищается их стилем. Эта эффективная и удобная стратегия позволяет ей приспособиться к собственному окружению. В тот момент, когда, прибыв на работу незадолго до начала смены, она переодевается в рабочую униформу, Кэйко превращается в функцию, в «человека минимаркета». Теперь все, что от нее требуется – в течение назначенного времени выполнять предписанные обязанности, используя подходящие к случаю усвоенные ей навыки и позаимствованные суждения. Школьные годы героини прошли под бесконечные сетования родителей, недовольных дочерью-индивидуалисткой, и постоянный прессинг со стороны школьных учителей. Повзрослев, она благодарна возможности скрывать свою индивидуальность под безликой униформой.

Тем не менее, когда Кэйко вдруг осознает, что окружающие жалеют ее – одинокую женщину, 18 лет подряд проработавшую продавщицей в минимаркете – она приходит в сильнейшее беспокойство. В этот момент она знакомится с новым работником минимаркета, мужчиной, который является полной ее противоположностью. Он убежден, что общество отвернулось от него и что все его травят и преследуют. Поэтому он даже не пытается казаться нормальным, и очень скоро его увольняют из минимаркета. Кэйко предлагает ему пожить у нее. На первый взгляд кажется, что они очень гармоничная пара, но их связь построена на холодном расчете. Для трудоголика Кэйко это возможность создать видимость романтических отношений, для мужчины-лоботряса жизнь с Кэйко является отличным укрытием от несправедливости жестокого мира. Но их совместная жизнь нарушает хрупкий душевный баланс, который Кэйко поддерживала и укрепляла в себе на протяжении всех этих восемнадцати лет.

Язвительные замечания сожителя разоблачают ее душевную пустоту, зияющую бессодержательность ее личного пространства, которую Кэйко столько лет отказывалась замечать. Отказ, отрицание – это примитивный механизм психологической защиты, подсознательная попытка игнорировать проблему, существование которой очевидно для любого стороннего наблюдателя. А тот, кто отрицает очевидное, выглядит в глазах окружающих инфантильным и эксцентричным.

Осознав всю безысходность своего положения, Кэйко бросает работу и перестает быть «человеком минимаркета». Ей не остается ничего другого, кроме как лежать целыми днями под одеялом, на футоне, который она разложила внутри стенного шкафа. Я называю эту фазу «постельная зависимость» и считаю, что она является отправной точкой для развития других видов зависимости: от наркотической или алкогольной зависимости до сексуальной аддикции. На самом деле, как аддиктивное поведение, так и «показательная нормальность» являются отчаянными попытками выбраться из зыбучих песков эмоционального вакуума.

У этой повести в каком-то смысле счастливый конец – Кэйко снова начинает работать в минимаркете. Но не думаю, что это слишком рассмешит многочисленных читателей, поскольку они замечают связь чрезмерной зацикленности на работе и бессмысленности личного пространства героини.

Отказ чувствовать

«Постельная зависимость» по сути является регрессией к так называемому «первичному сну» – сноподобному состоянию, свойственному младенцам. Это именно то состояние, которого так страстно желают достичь наркоманы-героинщики. Похожий процесс регрессии переживают и затворники-хикикомори. С каждым днем эта трясина засасывает хикикомори все больше, и вытащить их из нее – нелегкая задача.

Здесь важно обратить внимание на один момент. Грудничок, который заснул в процессе кормления и, проснувшись, обнаружил, что его отняли от материнской груди, почувствует беспокойство, рассердится, раскраснеется и заплачет.

Младенцы постарше (в возрасте от года до полутора лет) тоже живут в мире базовых эмоций, таких как гнев, беспокойство, подавленное состояние или грусть. Но взрослые хикикомори глухи к этим эмоциям. Сначала они сами отказываются чувствовать что бы то ни было, а потом просто теряют эту способность и впадают в состояние алекситимии.

Освободиться от заклятия «нормальности»

Такие люди иногда обращаются в мою клинику за помощью, по ошибке принимая свое состояние за депрессию. Например, ко мне пришла домохозяйка, которая рассказала, что по окончании университета устроилась сразу на фирму, но проработала всего год, потому что офисная работа показалась ей скучной. Затем она нашла подработку в садомазохистском (СМ) клубе – это место ей так понравилось, что она проработала там четыре года. Незадолго до того, как ей исполнилось тридцать, она уволилась из клуба, рассудив, что рано или поздно ей все равно придется это сделать. Еще некоторое время спустя, после активного поиска подходящей партии (конкацу) она вышла замуж, родила ребенка и начала вести «нормальную» жизнь домохозяйки. И тут она вдруг обнаружила, что большую часть дня она проводит в постели или в неподалеку от нее.

Ее муж – типичный маменькин сынок, к тому же страдающий атопическим дерматитом – довольно быстро понял, что жена не будет заботится о нем в той же мере, как заботилась мать, и развелся с ней. На момент ее визита ко мне со дня развода прошел примерно месяц.

Думаю, некоторые мои коллеги диагностировали бы у этой пациентки депрессию или расстройство адаптации и прописали бы ей антидепрессанты. Но я обратил внимание на то, насколько сильно в ней желание быть, или, по крайней мере, казаться нормальной. Именно оно заставило ее подавить свою индивидуальность и обречь себя на жизнь в мире, не вызывающем у нее ничего кроме скуки.

Повседневная работа в СМ-клубе таила в себе опасность, но в то же время будоражила её – мысль о том, что она работает на «нестандартной», «ненормальной» работе служила сильнейшим источником эмоционального возбуждения. Таким образом, «нормальность» – это всего лишь иллюзия, идеал, который может быть разным для разных людей.

Моя пациентка говорит, что ей уже тридцать пять, фигура уже не та, и что «того, что было в прошлом, уже не воротишь». Я не оспариваю эту точку зрения. Но вне зависимости от того, вернется ли она на работу в СМ-клуб или нет, я считаю, что ей нужно вспомнить и заново переосмыслить те сильные, будоражащие чувства, которые она испытывала, работая на любимой работе. Моя задача вернуть этой женщине способность чувствовать сильные эмоции, восстановив ее связь с собственной эротичностью. Я должен убедить её, что ей не нужно прятаться под маской нормальности.

Иллюстрация к заголовку: Design Pics/AFLO

(Статья на японском языке опубликована 18 ноября 2016 г.)

Немецкие врачи: Феномен безразличия опасен для здоровья равнодушных | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Радость и печаль, восторг и ненависть — все люди так или иначе привыкли выражать свои эмоции. Ну, или почти все. Есть люди, которые бедны на эмоциональные реакции, сфокусированы на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. И, оказывается, неумение чувствовать, безразличие могут оказаться симптомом серьезного заболевания. Ученые приводят здесь разные числа: во всем мире доля страдающих алекситимией, составляет, по разным оценкам, от 5 до 19 процентов.

Без слов для чувств

«Алекситимия» в переводе с греческого означает «без слов для чувств». Эта особая психологическая характеристика личности означает неспособность распознавания и описания как собственных, так и чужих эмоций. В Германии, по результатам недавних исследований, проведенных Институтом психосоматики и психотерапии в Дюссельдорфе (Klinisches Institut für Psychosomatische Medizin und Psychotherapie), алекситимия наблюдается почти у 10 процентов населения. Причем, как уточняет научный сотрудник института Матиас Франц (Mattias Franz), «синдромом равнодушия» страдают в основном мужчины.

Своеобразный эмоциональный паралич лишает людей возможности реагировать на происходящее, серьезно затрудняя их контакт с окружающими. 25-летней Сабине, например, пришлось учиться имитировать радость: «Однажды на семинаре в университете преподаватель похвалил меня при всех, а я… не знала, как ответить. Я никаких чувств не испытывала». Сабина видела, что от нее ждут какой-то реакции, проявления эмоций. Чтобы в дальнейшем не казаться странной, она, потренировавшись перед зеркалом, выбрала «подходящую» улыбку, которой теперь успешно пользуется.

Нередко неумение чувствовать и выражать свои эмоции приводит к серьезным последствиям, мешает карьере, делает человека одиноким. Врач Ангелика фон Ризенталь (Angelika von Riesental) из Ратингена приводит пример из своей практики: мужчина средних лет, конторский служащий, превратился со временем в настоящего робота, лишенного всяческих эмоций. Он потерял всякую способность нормально общаться с коллегами. В конце концов его уволили по сокращению кадров.

Равнодушные преступники

Но что же такое все-таки алекситимия: психологическая характеристика, черта характера или болезнь? Мнения ученых здесь расходятся, потому что «феномен безразличия» еще недостаточно изучен. Равнодушным людям чужды рефлексия, то есть обращение к собственному внутреннему миру, способность видеть окружающую действительность сквозь призму собственного мироощущения. «Алекситимией можно назвать блокаду или полное отсутствие эмоционального уровня восприятия», — так формулирует это Ангелика фон Ризенталь.

Опасным проявлением такого вида равнодушия нередко является жестокость: ведь человеку без эмоций неведомы сочувствие и сострадание. «Подобное поведение объясняется нарушением биохимических процессов в работе тех отделов головного мозга, которые отвечают за «переработку» эмоциональной информации», — поясняет врач. Такие нарушения, например, были выявлены при исследовании работы головного мозга людей, осужденных за особо тяжкие преступления.

Известно, однако, что алекситимия — вовсе не обязательно врожденное качество. Частично в возникновении «синдрома равнодушия» виновны общественные нормы и стереотипы. Этим, кстати, можно объяснить то, почему именно мужчины чаще страдают эмоциональной глухотой. С ранних лет многие родители внушают детям: мужчины не плачут, они не имеют права на проявление «слабости». Телегерои и литературные кумиры часто носят маску неприступности, исключающую проявление всяческих эмоций. Но, по мнению Ангелики фон Ризенталь, слабостью как раз является отказ от собственных ощущений и связанный с этим эмоциональный самообман.

Учиться чувствовать

Но можно ли «научиться» эмоциям, «разбередить» собственную душу, открыть ее для чувств? Будет успех или нет, но подобные вещи лечить нужно, в один голос заявляют и врачи, и психологи. Индивидуально или в специальных группах, но лечение это, как правило, требует времени.

Групповая терапия: почувствовать других

Матиас Франц, автор серьезного труда по алекситимии, приводит примеры программ успешного «обучения распознаванию эмоций» в Германии. Это, в частности, программа PALME (Prävеntives Elterntraining), разработанная для такой группы риска, как неполные семьи. Врачи, психологи, педагоги помогают родителям-одиночкам в маленьких группах понимать собственных детей, адекватно реагировать на проблемы, трудности, стрессовые ситуации, восстанавливать социальные контакты. Учат чувствовать.

Автор: Инга Ваннер
Редактор: Ефим
Шуман

Твой Бизнес Кофе: Мифы об эмоциональном интеллекте


«Твой Бизнес Кофе» — это еженедельный заряд мотивации, который вдохновляет на новые решения для вашего дела. Сегодня поговорим об эмоциональном интеллекте — EQ.

Умение контролировать и распознавать эмоции — залог эффективной коммуникации с людьми. Модное нынче понятие EQ уже успело «обрасти» мифами, порой, абсолютно противоположными. Некоторые из них сегодня развенчаем:

Миф 1. Эмоциональная компетентность = жесткий контроль, умение держать эмоции в ежовых рукавицах.

— Эмоции — продукт эволюции, они выполняют важную сигнальную и адаптивную функцию в организме, регулируются на физиологическом уровне. Их подавление чревато последствиями, вплоть до ментальных расстройств и снижения качества жизни.

Миф 2. Если человек неэмоциональный, значит, у него низкий EQ. Чем больше эмоций, тем лучше.

— Количество и интенсивность эмоциональных реакций — не показатель уровня EQ. Человек может быть стеснительным и робким, но при этом, например, может умеет распознавать и конструктивно выражать эмоции.

Миф 3. EQ = прямой доступ к пульту управления чужими эмоциями и возможность манипулировать массовым сознанием.

— Слепой подбор инструментов развития EQ не даст впечатляющих результатов. Чтобы адекватно управлять чем-то, нужно понимать, чем именно. Осознание эмоций — важнейший этап развития EQ.

Миф 4. Все хотят быстрого результата. Разбираться, рефлексировать и анализировать эмоции скучно, то ли дело сразу погрузиться в инструменты и практики!

— Никаких спецэффектов. Эмоциональный интеллект — не волшебная палочка, меняющая жизнь к лучшему. Это комплекс навыков. И для его формирования необходимы время и регулярная практика.

И, напоследок…

«Эмоциональный интеллект — не противоположность интеллекту как таковому, это не триумф сердца над разумом, но уникальное сочетание и того, и другого!»

Дэвид Карузо.

Проект запущен совместно с нашими партнёрами — «Транс Бизнес Консалтинг-Юг». Работают в области консалтинговых и тренинговых услуг с 2000 года. Одна из ведущих компаний на рынке консалтинга и бизнес-обучения Юга России.



При поддержке Фонда развития бизнеса Краснодарского края.

Как научиться разбираться в людях? 49 простых правил

Введение

Характер человека – это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц. Обычно мы судим о людях сгоряча, по первому впечатлению, которое зачастую бывает обманчивым. Проходит немало времени, прежде чем мы действительно понимаем, что перед нами за человек, что им движет, почему он ведет себя так, а не иначе. Спустя какое-то время наше отношение к человеку может кардинально поменяться: зануды превращаются в интереснейших для нас людей, а люди, которые показались сначала забавными и привлекательными, на деле оказываются банальными шутами из дешевого балагана.

Умение разбираться в людях – это целая наука. Мы будем исходить из идеи, что плохих и хороших людей не бывает: мы не будем никого осуждать и вешать клеймо неудачника или труса, приговаривать человека, судить его. Мы просто поможем вам найти свой подход к людям с разными характерами, с разными жизненными принципами и моральными ценностями. Мы сделаем попытку разобраться в многообразии человеческих индивидуальностей. А уж дальше – выбирать вам: хотите ли вы общаться именно с этим человеком, мириться с его недостатками, пытаться оценить его немногочисленные достоинства или нет.

В жизни мы часто сталкиваемся со сложностями в общении с разными типами людей. Мы расскажем о том, как преодолеть эти трудности, как сделать общение с любым человеком приятным и полезным. Общаясь с окружающими вас людьми, вы должны помнить, что у каждого человека своя манера общения, свой способ выражения мыслей. Если вы будете учитывать специфические особенности личности каждого конкретного собеседника, то вы обязательно сможете найти общий язык с любым человеком, вы освоите науку нравиться и сможете добиваться поставленных целей во время общения. Мы вам в этом поможем.

Глава 1

Эмоции и чувства – зеркало человеческой души

Чтобы понять, что перед вами за человек, нужно прежде всего обратить внимание на то, как он выражает свои эмоции, какие чувства в нем доминируют, а какие совсем не развиты. Ведь эмоции и чувства – это отношение человека к миру, выражение его желаний и интересов. Вы сможете сделать вывод о характере человека, узнав, что вызывает у него положительные эмоции, а что является предметом отрицательных эмоций.

Правило № 1

Умеет ли человек выражать свои эмоции: об эмоциональных и гиперэмоциональных людях

По способности человека выражать свои эмоции мы делим людей на эмоциональных и неэмоциональных. Первые довольно чувствительны к происходящему вокруг них, их чувственный мир разнообразен, они выражают свое отношение к миру и окружающим через всевозможные эмоции – гнев, уныние, тоску, умиление и пр.

Существует мнение, что люди эмоциональные проще в общении, к ним легче найти подход. Их не нужно расспрашивать, понравился ли им только что просмотренный фильм или новый сотрудник, появившийся на вашем предприятии. Захлестнувшие их эмоции сами вырываются наружу. Эмоциональный человек торопится рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Это, безусловно, делает общение с ними привлекательным: с ними всегда интересно.

Но порой чрезмерная эмоциональность является раздражающим фактором для окружающих. Если эмоции не дают человеку успокоиться, он нуждается в том, чтобы на кого-нибудь их выплеснуть. Эмоциональные люди постоянно ищут объект, на который можно было бы свалить груз впечатлений от только пережитого разговора с начальником или от ссоры с продавщицей в магазине. Подобная навязчивость, эмоциональные всплески могут не только раздражать вас, но являться причиной вашего эмоционального утомления (вы как бы сами переживаете эмоции постороннего человека). Гиперэмоциональные люди, как правило, выражают свои эмоции вне зависимости от желания окружающих выслушать их – для них это жизненно необходимо. А вот для окружающих не всегда бывает приятно, особенно если эмоции негативные.

Как правильно общаться с эмоциональными и сверхэмоциональными людьми? Прежде всего помните, что они нуждаются в том, чтобы их выслушали, им необходимо высказать все, что накопилось. Поэтому вам следует их выслушать, но не увлекайтесь сами их переживаниями. Будьте немного эгоистичны: притворитесь, что вы их слушаете и поглощены их эмоциональным рассказом, но ни в коем случае не принимайте все услышанное близко к сердцу. Эмоциональные люди склонны к преувеличениям. Если их рассказ затянулся, не бойтесь остановить их, прервать, сославшись на свою занятость.

Правило № 2

Как правильно общаться с неэмоциональными личностями: о людях без эмоций

Люди неэмоциональные, как правило, ограничивают круг выражаемых эмоций до минимума. Они проявляют свою эмоциональность только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. В обычной жизни они не склонны демонстрировать свои переживания.

Нам бывает сложно понять чувства человека, понять его отношение к окружающим предметам, да и к нам самим, если он открыто не выражает свои эмоции. Неэмоциональные люди кажутся нам таинственными и скрытными, создается впечатление, что у них что-то недоброе на уме. Не зря самые лучшие шпионы и секретные агенты прекрасно владеют навыком скрывать свои эмоции. Способность скрывать свои переживания делает человека практически неуязвимым: мы не можем понять, что перед нами за человек, и поэтому начинаем его опасаться. Иногда приходится долго изучать его, прежде чем становится ясно, как он относится к тому или иному явлению, человеку или событию. Эмоции другого человека дают нам хорошее представление о его внутреннем мире: мы можем определить, чем он живет, что он чувствует. А вот если наш собеседник скуп в выражении своих душевных переживаний, тогда нам становится некомфортно в его компании, мы не знаем, чего от него ожидать.

На самом деле неэмоциональные люди ничего не утаивают, ничего не скрывают от окружающих, просто они привыкли по-другому выражать свое отношение к миру: не через эмоции, а через мысли.

Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.

Правило № 3

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с позитивным настроем

В жизни мы сталкиваемся с самыми разными ситуациями, которые заставляют нас испытывать разнообразные эмоции – позитивные и негативные. Человек, получивший заряд положительной энергии, считается более приятным и интересным собеседником. Так ли это?

Безусловно, верно утверждение, что мы не хотим получать негатив от общения с окружающими. Поэтому нас тянет поговорить с носителями позитивных эмоций, с теми, кто способен улучшить наше настроение своей улыбкой, своим хорошим настроем. Никто не отрицает, что с позитивно настроенными людьми взаимодействовать гораздо проще, так как они более открыты, довольны происходящим вокруг и могут поделиться своими положительными эмоциями с вами.

Люди, настроенные позитивно, являются в некотором роде источником для подзарядки, они могут улучшить ваше не очень хорошее настроение, они с готовностью идут на контакт. Безусловно, нельзя отрицать, что люди, вставшие «с той ноги», в прекрасном самочувствии, добравшиеся до работы без пробок, в общем, зарядившиеся положительной энергией на весь день, становятся несколько эгоистичными в общении с окружающими. Они полагают, что прекрасное начало дня автоматически означает, что весь день должен быть превосходным: коллеги и близкие счастливы, начальник в хорошем расположении духа, погода отличная. Они все видят в розовом цвете, оберегают себя от лишних переживаний и конфликтов, желая сохранить свое прекрасное расположение духа подольше. Поэтому они могут пропустить, к примеру, тот факт, что у вас какие-то неприятности или вы не очень хорошо себя чувствуете. Простите их за это.

Как общаться с позитивно настроенными людьми? Не стоит бегать за этим человеком весь день, в надежде, что вам отдадут вашу порцию положительной энергии. Самый лучший вариант поведения – подбадривать вашего коллегу или близкого человека в течение дня, как бы поддерживая его положительный настрой, находить его шутки удачными, делать комплименты – и тогда вы почувствуете, что сами очень хорошо подзарядились на весь день. Не злорадствуйте, если ваше утро не принесло вам столько же положительных эмоций. Носители положительных эмоций – это не вечная батарейка «Энерджайзер», их настроение быстро может измениться, если его не стимулировать. Если вы постараетесь поддержать этот огонек позитива на работе или дома, тогда вы сами зарядитесь положительной энергией, а вот если вы его сразу потушите из зависти или раздражительности, тогда вы установите атмосферу недоброжелательности и дискомфорта.

Правило № 4

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с негативным настроем

Принято считать, что с позитивными людьми проще общаться, чем с людьми, испытывающими негативные эмоции. Но как же быть с людьми, которые обычно настроены негативно? Стоит ли общаться с ними или же лучше избегать всяких контактов?

К людям, настроенным негативно, гораздо сложнее найти подход, так как они озлоблены и переполнены отрицательными эмоциями.

Представьте себя на месте человека, который с утра получил заряд отрицательной энергии. Чего бы вам хотелось в этот момент? Скорее всего, поделиться с кем-то своим негативом, рассказать о том, что за завтраком вы уронили бутерброд маслом вниз, поставили пятно на вашей любимой блузке, затем простояли в пробке почти час. Казалось бы, мелочи, но именно они способны выбить человека из колеи – вы начинаете чувствовать себя полнейшим неудачником.

Помните одно: вы не должны игнорировать человека, который переполнен отрицательной энергией. Если не попытаться помочь ему снять стресс в самом начале, тогда этот негатив обязательно начнет распространяться на окружающих. Безусловно, вы не должны выполнять функцию психотерапевта и бежать к вашему коллеге-неудачнику, требовать, чтобы он рассказал вам о том, что его беспокоит.

Просто поинтересуйтесь у вашего знакомого, как у него дела, спросите, почему он так расстроен. Если человек пойдет с вами на контакт и поделится своими неприятными утренними впечатлениями, значит, вы уже помогли ему снять стресс, просто выслушав его рассказ. Но ни в коем случае не пытайтесь залезть в душу малознакомого человека, не навязывайтесь ему со своей помощью психотерапевта-самоучки. Если на ваш вопрос он просто ссылается на проблемы личного характера, не вдаваясь в подробности, тогда не приставайте к нему с расспросами. Нежелание поделиться своими неприятностями возникло не потому, что вам не доверяют, а скорее всего потому, что человек действительно переживает тяжелый этап в своей жизни и не очень хочет посвящать кого-либо в свои личные проблемы. Он может испытывать временное недовольство собой (например, его продвижение по службе, которого он так ждал, отложилось на неопределенный срок), у него могут быть серьезные конфликты с близкими (например, человек находится на грани развода или есть серьезные проблемы с детьми).

Но это не значит, что вы не можете ему помочь: вы можете разрядить обстановку и снять негатив, проявив элементарное человеческое внимание, например, угостить его своим вкусным цветочным чаем или оказать помощь не в службу, а в дружбу и выполнить небольшую часть его работы, если, конечно, это вам не в тягость.

Правило № 5

Активны ли эмоции человека: о стениках и астениках

Людей, у которых преобладают активные эмоции, такие, как радость, гнев, злость и пр., принято называть стениками. Их эмоции всегда вызывают подъем сил, возбуждение, напряжение. В противоположность им астеники – люди, испытывающие эмоции, которые подавляют активную деятельность, уменьшают энергию человека, например, тоска, печаль, уныние, подавленность.

Отличить стеников от астеников очень просто. Первые под влиянием своих переживаний способны на активные действия. К примеру, удовольствие от звучащей музыки вызывает у стеников желание подпеть, пританцовывать в такт, тогда как астеники ограничиваются мимическим выражением своих эмоций (полуулыбка, улыбка, закрытые глаза). Страх, к примеру, заставляет стеника мобилизовать все свои реальные и потенциальные возможности. Астеник же, испытывая страх, входит в ступор.

Трудности в общении возникают, если они общаются между собой, т. е. один из собеседников – стеник, другой – астеник. Вы сможете овладеть наукой общения с представителем из другой группы, если начнете учитывать его непохожесть на вас, его особые, специфические черты, которыми вы не обладаете.

В общении со стеником вас не должна удивлять его бурная деятельность и желание активно проявлять свои эмоции. Терпимо отнеситесь к тому,

%d0%bd%d0%b5%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9 — перевод на английский

Песня Pokemon Mezase PokeMon Master Aim To Be A PokeMon Master представлена вам Lyrics-Keeper. Flash-фичу можно использовать в качестве караоке к песне Mezase PokeMon Master Aim To Be A PokeMon Master, если есть возможность скачать минусовку.

The Pokemon Mezase PokeMon Master Aim To Be A PokeMon Master lyrics are brought to you by Lyrics-Keeper.

Common crawl

хi) КАРБ США[footnoteRef:53]; [53: Выбросы формальдегидов транспортными средствами малой грузоподъемности измеряются в соответствии с методологией, которая основана на федеральной процедуре испытания, указанной в подразделе B (подраздел B КФП 40), разделе 86 КФП 40, и изменениях, приводимых в «Калифорнийских нормах и процедурах испытаний для легковых автомобилей, грузовых транспортных средств малой грузоподъемности и транспортных средств средней грузоподъемности 2001 года и последующих годов выпуска», стр. II-1 и II-16 англ. оригинала соответственно.

(xi) US CARB[footnoteRef:54]; [54: Formaldehyde emissions from light-duty are measured with a methodology based on Federal Test Procedure as set forth in subpart B, 40 CFR Part Subpart B, 40 CFR Part 86, and modifications located in «CALIFORNIA EXHAUST EMISSION STANDARDS AND TEST PROCEDURES FOR 2001 AND SUBSEQUENT MODEL PASSENGER CARS, LIGHT-DUTY TRUCKS, AND MEDIUM-DUTY VEHICLES» page II-1 and II-16 respectively.

UN-2

Вопросы, касающиеся информации (резолюции 68/86 A и B).

Questions relating to information (resolutions 68/86 A and B).

UN-2

Предполагая, что такие вкладчики находят держателей FE желающих приобрести их BE, то вырисовывается значительный курс BE к FE, который зависит от размера сделки, относительного нетерпения держателей BE и ожидаемой продолжительности контроля над движением капитала.

Assuming such depositors find FE holders willing to purchase their BE, a substantial BE-FE exchange rate emerges, varying with the size of the transaction, BE holders’ relative impatience, and the expected duration of capital controls.

ProjectSyndicate

Помимо идентификационных знаков, основные различия между 86/GT86 и BRZ составляют передние решётки и бампера.

Aside from badging, the main differences between the 86/GT86 and the BRZ are the front grilles and bumper bars.

WikiMatrix

Гертруд Пётцингер (86 лет): «Меня приговорили к трем с половиной годам одиночного заключения.

Gertrud Poetzinger (86): “I was sentenced to three and a half years of solitary confinement.

jw2019

Ко времени подготовки настоящего доклада (по состоянию на 30 ноября 2012 года) ЮНОДК получило ответы на часть IV вопросника к ежегодному докладу за 2011 год от 86 государств-членов.

At the time of preparation of the present report (as of 30 November 2012), UNODC had received replies to part IV of the annual reports questionnaire for 2011 from 86 Member States.

UN-2

� На основе резолюции 52/86 Генеральной Ассамблеи, пункт 1; также охватывается сферой действия пункта 11 Венской декларации.

� Based on General Assembly resolution 52/86, paragraph 1, but also falling within the ambit of paragraph 11 of the Vienna Declaration.

UN-2

Микросоставляющие (Sb, As, Ba, Be, Bi, Ca, F, Ga, Au, Mg, Pd, Ru, Sr, S, Y, Zr)

Microconstituents (Sb, As, Ba, Be, Bi, Ca, F, Ga, Au, Mg, Pd, Ru, Sr, S, Y, Zr)

UN-2

По данным, собранным в ходе исследования, которое проводилось в 2005 году компанией «Толедо и Ассосиадос», на долю женщин приходится 86 процентов от общего объема помощи, ежегодно оказываемой Лигой.

According to the data collected by a research held in 2005 by Toledo & Associados, women represent 86% of the assistance made annually by the LGW.

UN-2

Государство-участник не ответило, как это предусмотрено правилом 91 правил процедуры, на просьбу Комитета представить информацию и свои замечания в отношении приемлемости и существа сообщения, а также на его просьбу на основании правила 86 не приводить в исполнение приговор в виде нанесения ударов плетьми.

The State party has not responded to the Committee’s request, under rule 91 of the rules of procedure, to submit information and observations in respect of the admissibility and the merits of the communication, nor to its request to the State party not to carry out the sentence of whipping against the author, pursuant to rule 86.

UN-2

В рамках осуществляемого в настоящее время сотрудничества с Отделением Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Скопье в период с ноября 2004 года по май 2005 года были организованы межсекторальные учебные курсы по работе с жертвами насилия в семье на уровне общины, обучение на которых прошли 86 специалистов в различных областях знаний.

As part of ongoing cooperation with the United Nations Children’s Fund (UNICEF) office in Skopje, between November 2004 and May 2005 a cross-sectoral training course had been organized on working with victims of family violence in the community, in which 86 professionals from various backgrounds had participated.

UN-2

Сборы за излишки органических удобрений: BE NL

Charge on surplus manure: BE NL

UN-2

Приблизительно 86% помеченных изотопами соединений было обнаружено в теле через 24-48 часов.

Approximately 86% of the radioactivity was found in the carcass after 24-48 hours.

UN-2

Чистый коэффициент охвата начальным образованием возрос на национальном уровне с 95% до 98%, среди детей из числа рома с 86% до 96,5% и среди самой бедной части населения с 86% до 96,5%.

Net primary school attendance increased from 95 to 98% at the national level, from 86 to 96.5% among Roma children and from 86 to 96.5% among the poorest population.

UN-2

вновь подтверждая резолюцию 52/86 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1997 года о мерах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целью искоренения насилия в отношении женщин, в которой Ассамблея приняла Типовые стратегии и практические меры по искоренению насилия в отношении женщин в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и призвала Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию и далее рассматривать задачу искоренения насилия в отношении женщин в рамках усилий по подготовке кадров и предоставлению технической помощи, осуществляемых Программой Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия,

Reaffirming General Assembly resolution 52/86 of 12 December 1997, on crime prevention and criminal justice measures to eliminate violence against women, in which the Assembly adopted the Model Strategies and Practical Measures on the Elimination of Violence against Women in the Field of Crime Prevention and Criminal Justice, and called upon the Commission on Crime Prevention and Criminal Justice to continue to consider the elimination of violence against women within the training and technical assistance efforts of the United Nations Crime Prevention and Criminal Justice Programme,

UN-2

Проект включает в себя две 86-этажные башни высотой 320 метров и к 2024 году станет самым высоким зданием в Европе.

The development project will see the construction of two skyscrapers of 86 stories and 320 meters tall, which by 2024 will become the tallest building in Western Europe.

WikiMatrix

Ты недоволен, что мы взяли компанию, которая делает 86 миллионов в год?

You really complaining because we brought in a company worth $ 86 million a year?

OpenSubtitles2018.v3

какие меры принимаются государством-участником по обеспечению выполнения возможных на основании правила 86 просьб в дальнейшем.

What measures are being taken by the State party to guarantee compliance with possible rule 86 requests in the future.

UN-2

В марте 2004 года группы «D» провели совместное совещание, на котором они рассмотрели вопрос о целесообразности подготовки рекомендаций о присуждении компенсации в отношении этих претензий категории «D1» (отъезд).

The “D” Panels, meeting jointly in March 2004, considered whether it was appropriate to recommend awards of compensation in respect of these D1 (departure) claims.

UN-2

В случае многорежимной системы CVS калибровочные кривые, построенные для различных диапазонов значений расхода на насосе, должны располагаться приблизительно параллельно, а отрезки (D0) должны увеличиваться по мере перехода к диапазону меньшими значениями расхода на насосе.

For a CVS system with multiple speeds, the calibration curves generated for the different pump flow ranges shall be approximately parallel, and the intercept values (D0) shall increase as the pump flow range decreases.

UN-2

Пять из этих 86 рекомендаций оказали влияние на работу всей организации.

Among these 86 recommendations, 5 had corporate-wide impact.

UN-2

В 2006 году на азиатский экспорт приходилось 86% совокупного экспорта Юг-Юг, в том числе 78% — на внутриазиатскую торговлю.

In 2006, Asia’s exports accounted for 86 per cent of total South–South exports, of which intra-Asian trade claimed 78 per cent.

UN-2

Что касается рекомендаций 86, 95 и 102, то в Канаде принимаются многочисленные меры содействия достижению цели искоренения всех форм насилия в отношении женщин и девочек из числа аборигенов.

With respect to 86, 95 and 102, Canada has numerous measures in place that support the objective of putting an end to all forms of violence against Aboriginal women and girls.

UN-2

В колонке 20 включить «86» для группы упаковки II.

Column (20), for packing group II, insert “86;”

UN-2

Опознать свои чувства — Сноб

Какая грань отделяет эмоционального ребенка от ребенка с неврологическими проблемами и какие факторы способствуют развитию «правильных» эмоций

Я вообще-то человек спокойный, неэмоциональный, но тут, честное слово, накипело. Не могу больше молчать. Выскажусь — и пусть родители и коллеги, если пожелают, со мной не соглашаются и даже осуждают.

Вот как это обычно выглядит. Приходит мама, приводит ребенка с какими-то проблемами, рассказывает о них и либо между делом, либо вот прямо в начале заявляет:

— Только вы знаете, он у меня весь такой прямо очень чувствительный и эмоционально тонкий…

Причем здесь откровенно подразумевается: он у меня не такой, как другие дети. И мерить его надо другой меркой, и относиться по-особому. И странно, что воспитательница в детском саду, учительница в школе или руководительница в обучалке-развивалке этого не видят, не понимают и не хотят считаться. И кстати, другие дети (по всей видимости, бесчувственные и «эмоционально толстые») тоже как-то не особенно его жалуют.

— Но вот мы до школы год ходили в хороший дорогой частный садик, и там была совершенно другая картина: маленькая группа, много внимания, его все время хвалили, и он прямо расцветал, ему все нравилось. А так он у нас очень, очень чувствительный…

— То есть вы хотите сказать, что эмоциональность вашего ребенка более развита и богата оттенками, чем в среднем у детей этого возраста?

— Да, да, именно так!

— А в чем же это выражается? — стараясь быть или хотя бы казаться доброжелательной, уточняю я.

Самые часто встречающиеся варианты ответов:

  • Если что-то не по его, у него прямо истерика начинается и никак его не успокоить.

  • Когда в мультфильмах или книжках что-то страшное или трогательное, он отворачивается, просит перестать читать, выключить или даже плачет.

  • Очень привязан ко мне, скучает, ревнует меня к папе, сестре или брату, все время требует внимания.

  • Много плачет, чуть какая неудача — сразу слезы.

  • На все обижается, даже на мягкий юмор.

  • Очень любит нашу кошку и собаку, скучает по ним, все время хочет с ними играть.

  • Хочет, чтобы играли по его правилам, очень расстраивается, если проигрывает, может отказаться играть вообще.

Выслушав все это в том или ином наборе, я обычно спрашиваю:

— А вы уверены, что это именно «тонко развитая эмоциональность»?

— Да, конечно, — отвечает родительница. — А что же еще?

Давайте разбираться.

Бывают ли вообще на свете дети с очень развитой эмоциональностью? Разумеется, бывают. Они очень быстро, точно и четко «читают» свои и чужие чувства и изменяют свое поведение строго в соответствии с прочитанным. Ну вот как дети с математическими способностями быстро и правильно решают сложные математические задачи, а дети со способностями к рисованию — рисуют березку.

Как правило, развитая эмоциональность связана с эмпатией. Эмоционально тонкий ребенок чувствует, когда кому-нибудь из близких плохо, и, в зависимости от темперамента, затаивается и переживает или пытается активно помочь. Если рядом радость, он заряжается ею, как батарейка, и переживает чужой восторг как свой собственный. Он откликается на беды одноклассников, плачет с ними или борется за них с несправедливостью. Он может не спать ночь, если где-то на другом краю света случилась беда, но не потому что боится за себя — ему жалко тех людей, он легко воображает себе их переживания. Он требует, чтобы родители «взяли к себе» всех встречных бродячих собак, пытается утешить всех плачущих детей в детской поликлинике, переживает за бомжа на помойке и за старушку с палочкой и тяжелой авоськой.

Книжные и киношные герои для такого ребенка тоже важны. Он легко идентифицирует себя с ними, переживает за них, как за живых, но никогда не откажется от интересной книги или фильма только потому, что там страшно или грустно. Эмоции — это материал для его развития, и ему нужен весь их спектр.

Собственные эмоции такого ребенка очень разнообразны, и он рано и тонко научается их различать. Он бывает в радости и умилении, в восторге и восхищении — и знает, и понимает, что все это — разные состояния. Он уверенно отличает грусть от тревоги, гнев от ярости, отчаяние от печали, обескураженность от недоумения.

Такие дети бывают. Я лично видела их не раз, не два и не десять раз — намного больше. Довольно часто (но не обязательно!) эмоционально тонкие дети бывают у эмоционально развитых родителей.

Что удивительно, родителям таких детей практически никогда не приходит в голову ссылаться на особенности их детей. Никогда я от них не слышала: «Ах, мой ребенок такой чувствительный, и поэтому кто-то должен…»

Разумеется, тут как с математическими способностями: кто-то от природы более одарен, кто-то менее. Но всех можно чему-то научить.

И вот семейные факторы, способствующие развитию действительно богатой эмоциональности у ребенка:

  • В семье регулярно и открыто говорят о чувствах: «Я сейчас испытываю вот что…»

  • Никто в семье не «копит обиды», проблемы обсуждаются, а не замалчиваются.

  • Члены семьи часто переживают и выражают при детях положительные эмоции: восхищение красивым закатом, умиление мимимишным котенком, радость от вкусной еды, интересной книги и т. д. — и описания этих переживаний абсолютно лишены дидактического, обучающего оттенка.

  • Семья не детоцентрическая. Ребенок вынужден приспосабливаться к чувствам и состоянию других членов семьи.

  • Детей в семье больше, чем один, или ребенок тесно общается с кузенами и т. д.

  • При обсуждении книг, кинофильмов, повседневных событий всегда уделяется внимание чувствам: «А он что, обиделся или разозлился?» «А она что хотела — его порадовать?» «А как он мог это сказать, чтобы при этом не унизить своего друга?»

  • Взрослые члены семьи объясняют и демонстрируют коррекцию своего поведения под чувства других людей: «Наша мама сегодня, кажется, не в настроении, наверное, это из-за вчерашних неприятностей на работе, поэтому я сейчас, пожалуй, попробую ее порадовать небольшим сюрпризом…»

А что же «эмоционально тонкие» дети из начала моего поста? Это-то про что?

Это про разное.

У кого-то из этих детей реальные неврологические проблемы, и ребенок нуждается в наблюдении и лечении у невролога.

Другие остро нуждаются в установлении границ и семейных правил.

А у кого-то эмоциональное недоразвитие, то есть ребенок как раз не умеет управляться со своими и чужими чувствами. И его надо последовательно и терпеливо этому учить: чувства есть у мамы, у сестры, у кошки, они вот такие, вот так называются, и вот так с ними надо обходиться, чтобы достичь того или иного результата. Параллельно ребенок учится опознавать и называть эти же чувства у себя самого. И помните, что любая «особая мерка» для таких детей только усугубляет их проблемы.

Самый быстрый словарь в мире: Vocabulary.com

  • эмоциональный человек человек, подверженный сильным эмоциональным состояниям

  • инволюционная депрессия большой депрессивный эпизод, связанный с климактерическим периодом

  • безработное лицо, не имеющее работы

  • эмоциональное возбуждение возбуждение сильных эмоций и эмоционального поведения

  • неквалифицированное лицо лицо без технической подготовки

  • необычный человек необычный человек

  • недобрый человек недоброжелательный

  • влиятельное лицо человек, действия и мнения которого сильно влияют на ход событий

  • несчастный человек, терпящий несчастье

  • несовершеннолетний молодой человек, не полностью развитый

  • бесстрастный, не подверженный эмоциям, лишенный или не проявляющий никаких эмоций

  • неэмоциональность апатия, проявляющаяся отсутствием эмоциональных реакций

  • без эмоций без эмоций

  • профессиональное лицо лицо, занимающееся одной из осваиваемых профессий

  • эмоциональное расстройство любое психическое расстройство, не вызванное обнаруживаемыми органическими аномалиями мозга и при котором преобладает сильное эмоциональное расстройство

  • национализм доктрина, согласно которой интересы вашей страны выше интересов вашей страны

  • необразованный человек невежественный

  • неблагодарный человек, не проявляющий благодарности

  • ведущий тележурналист, который координирует передачу, в которой участвуют несколько корреспондентов

  • Вы находитесь в отношениях с «бесстрастным» человеком? — манси

    Вы состоите в отношениях с «бесстрастным» человеком?