Любопытство это порок: Любопытство – не порок [выпуск 10] | Психология и Жизнь

Содержание

Любопытство не порок – Стиль – Коммерсантъ

XXI век — это век путешествий. Никогда прежде человек не имел возможности перемещаться по миру так легко, быстро и часто. Сегодня для многих из нас это стало если не образом жизни, то острой жизненной необходимостью. С чем связана наша «охота к перемене мест», выясняет «Коммерсантъ Стиль».

Путешествия — это уже не привилегия для избранных, а что-то привычное, почти банальное для всех и каждого. Мы садимся в самолет или поезд, собираемся в круиз по морю или путешествие на автомобиле и даже не задумываемся, что наш выбор предопределен не только маркетинговыми уловками, которые обещают нам райский отпуск, но и нашей природой.

Фото: GettyImages

Мы часто пытаемся найти аргументы: что же отличает нас от животного мира? Тяга к путешествиям явно находится где-то в верхней части этого списка. Можно без преувеличения сказать, что мы бы не стали людьми и не добились бы такого прогресса в культуре и науке, не имей наши предки ярко выраженной склонности к путешествиям. Осваивать новые территории и узнавать что-то неизведанное в мире вокруг нас — это то, что делает человека человеком.

В диком мире тоже есть перелетные птицы или кочующие стада, миграция рыб или насекомых, но все это вынужденная история. Нехватка пищи или нехватка территории, необходимость вырастить потомство в определенных условиях — такие факторы подталкивают животный мир к перемещению из одного места в другое. Но перелетные птицы не летают друг к другу в гости, чтобы полюбоваться закатом, а волки не проходят сотни километров только ради того, чтобы оказаться возле тихой речки у подножья гор. Они не наслаждаются процессом. Они не получают кайф от того, что оказываются в новых неизведанных до этого местах.

Фото: GettyImages

А человек получает. Причем кайф в буквальном смысле. Наш мозг и его система вознаграждения поощряет изучение новых мест. То самое, что мы называем легкой эйфорией или просто наслаждением. Эти ощущения любят связывать с дофамином как главным источником положительных эмоций в нашем мозге. Но на самом деле все происходит немного сложнее, и выделение дофамина — это лишь один из факторов, формирующих наши положительные эмоции.

Не будем углубляться в нейрофизиологические детали, для нас важен сам факт того, что в нас заложена система, формирующая тягу к путешествиям. Вспомните свои ощущения, когда вы отправляетесь в отпуск. Сначала вы готовитесь к нему. Тщательно, ведь вам важно учесть все нюансы. От этой подготовки вы, возможно, даже нервничаете. Это вас беспокоит. Затем отправляетесь в путь. Вокзалы, аэропорты, пересадки. Вы тратите на это много времени и сил. И вот наконец-то вы оказываетесь на берегу моря. Вы видите закат или просто слышите шум волн. Или это может быть не море, а главная площадь какого-нибудь города. Или даже просто вид из окна отеля. Не важно. Суть в том, что для того, чтобы добраться в это место, вы преодолели долгий путь. Испытали разные чувства и эмоции вплоть до стресса и усталости. Вы потратили массу энергии ради того, чтобы оказаться очень далеко от того места, где для вас все привычно и удобно. Но оно того стоило. Этот закат у моря или шумная площадь европейского города вызывают у вас массу положительных эмоций. Вы испытываете эйфорию от того, что попали в то место, где не были прежде.

Фото: GettyImages

Такие переживания можно сравнить с наслаждением от вкусной еды или секса. От общения с тем, кого любишь. Это тоже вполне научное сравнение. Исследовательское поведение, когда человек тратит массу ресурсов на перемещение из одного места в другое,— это высшая форма любопытства. А чрезмерное любопытство — это наша базовая характеристика. Стоит посмотреть на наших детей, чтобы убедиться в этом. Буквально все время, что они активны — они изучают мир вокруг себя. Им все нужно потрогать и везде нужно побывать.

Взрослые действуют примерно так же, только уже в планетарном масштабе. Залезть на гору где-нибудь в Альпах, поесть пиццу на юге Италии, встретить закат на Тихоокеанском побережье США, пробраться вглубь Амазонии. А еще все везде потрогать, попробовать на вкус, понюхать. Затем сфотографировать, выбрать какую-нибудь вещь себе на память и потом долго-долго рассказывать другим про свое путешествие и все открытия в нем. Узнаете в этом всем вашего собственного ребенка?

Фото: GettyImages

Взрослые дети — вот, кто мы такие, когда отправляемся в путешествия. Причем не важно, насколько далеко мы улетаем или сколько звезд у нашего отеля. То, насколько элитный и дорогой у нас отдых, не играет никакой роли в получении положительных эмоций. Об этом даже не стоит задумываться. Нам хорошо уже тогда, когда мы просто оказываемся в новом для нас месте. Изучаем его и формируем о нем наше собственное мнение. Эти эмоции остаются с нами надолго, даже если мы не обращаемся к ним несколько лет. Но стоит увидеть фото или видео из нашего путешествия, как мы тут же переживаем те же чувства, что и во время путешествия. Это говорит о значимости для нас подобных событий. Это прочная связь, которую опять же можно вполне сравнить с чувствами к близкому человеку.

Изучать мир, путешествуя, и переживать в них все новые и новые эмоции — это наша природа и человеческая сущность. Неудивительно, что главными достижениями прогресса являются именно средства передвижения: от колесной повозки в древности до самолета или даже космической ракеты в современности. Поэтому, когда вы в очередной раз решитесь отправиться куда-нибудь на выходные или в долгожданный отпуск, помните, что вами движет один из самых полезных стимулов в нашей истории.

Никита Подгорнов

не порок, а повод для исследований

«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», — говорили нам взрослые и строго запрещали проявлять излишнее любопытство по отношению к чему бы то ни было. Но в современном мире любопытство приравнивается к достоинствам, особенно когда оно здравое и направлено на получение новых знаний. В Discovery даже решили провести собственное исследование, для того чтобы узнать, чем интересуются представители разных национальностей.

Выяснилось, что знания превратились в удовольствие. К такому выводу пришли специалисты Discovery Networks в ходе своего нового масштабного исследования «Эпоха любопытства», проведенного среди жителей семи стран Европы, Азии и Африки. Исследование проходило онлайн. В нем приняли участие 2100 человек в возрасте от 16 до 55 лет из Германии, Польши, Румынии, Саудовской Аравии, Турции и Южной Африки и стран СНГ, которые среди прочего смотрят контент, основанный на реальных событиях. И вот что удалось классифицировать.

5 видов любопытства

  • «Сбор фактов» — поиск знаний ради знаний;
  • «Звонок другу» – обращение к другу или даже незнакомцу, который может предложить больше оттенков смысла или лучший контекст в процессе поиска ответа;
  • «Время на размышление» – пересмотр уже известной информации;
  • «Исследование мира» – самые лучшие знания мы получаем из собственного опыта исследования мира;
  • «Кроличья нора» – добывать все больше и больше знаний на конкретную тему, превращая интерес в страсть, хобби или даже профессию.

Стало известно, что в разных странах по-разному относятся к любопытству и знаниям. В поиске новой информации заинтересованы представители всех стран, которые участвовали в исследовании. Но местная культура и национальность играет роль в формировании способа и восприятия своего уровня знаний. Потому что национальность/культура, очень сильно влияют на темы, которыми человек интересуется и на модель поведения аудитории.

Что интересно жителям разных стран?

  • Жителям СНГ интересны короткие факты, их восхищают эксперты. Они считают, что обладают хорошим уровнем общих знаний (вид «Сбор фактов»).
  • Жители Саудовской Аравии, Турции и ЮАР хотят узнавать новое каждый день, и лучше всего в группе (вид любопытства – «Звонок другу»).
  • Немцам в меньшей степени нравится открывать новое вместе с другими, они предпочитают спускаться в «кроличью нору» в поисках информации (вид любопытства – «Кроличьи норы»).
  • Румыны используют все виды любопытства в равной степени, им больше всего нравится узнавать новые и интересные вещи.
  • Поляки – самые уверенные в себе. Только 20 % из них сообщили, что это нормально, если они чего-то не знают, потому что они всегда могут найти нужное в интернете. Они сами исследуют и изучают вещи, возможно время от времени забывая о том, что необходим отдых – среди них наименее популярен тип любопытства «Время на размышление».

Источник: Discovery Networks

Свежие новости

— Читайте также: 10 философских вопросов, которые должны задавать дети

Любопытство – не порок. А что говорят книги?

В Ставропольской краевой библиотеке им. М. Ю. Лермонтова

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Нужны ли человеку враги?

С середины XVI века положительное отношение к «любопытству» в Европе формируется путешественниками и исследователями природы, которые составляли тексты, способствующие открытиям в области естественных наук. В эпоху Петра Великого в Россию хлынуло огромное количество книг, в том числе и вот эта – «Краткие разговоры. О разных, до наук и до любопытства касающихся, весьма курьезных вещах. В вопросах и ответах представленная». Как известно, книги того периода отличаются чрезвычайно длинными названиями. Все они были, конечно, на иностранных языках, а уже в России переводились. «Разговоры…» написаны французом Полем Тавернье – ректором Лионского университета в 1597 году. Как можно узнать далее: «…на российский язык перевел сию книгу надворной сотник Сергей Волчков». Напечатана она «при Сенате» в Санкт-Петербурге в 1761 году.

Чтобы понять уникальность этого экземпляра, достаточно полистать его хотя бы пару минут. Уже из названия ясно, что она представлена в вопросах и ответах. К сожалению, точно нельзя сказать, кто именно «говорил» с ректором, но тем интереснее ее изучать. Для примера – первый попавшийся при перелистывании вопрос: «Для чего ни внутри, ни вне души никакой плотности нет?». Вот что отвечает автор любознательному собеседнику: «Для того, что душа ни из чего ни составлена, ни сложена: а потому тлению никакому не подлежит…». Вот так.

Автор с упоением объясняет и… бешенство собак, и различные явления природы, и даже размышляет о том, печалится ли дурак. «Хотя и они печаль, так же как умные люди, знают, только к ней далеко не столь жалостливы и чувствительны, как умные люди: а потому я глупых гораздо щастливее, нежели разумных людей ставлю», – пишет по этому поводу автор.

На Луне есть жизнь

Книга Фонтенеля Бернара Ле Бовье, секретаря Парижской академии наук, «Разговоры о множестве миров» тоже имела в свое время огромный успех и была переведена почти на все европейские языки. В Москве ее издали в 1730 году. Книгу «с французского перевел и потребными примечаниями изъяснил князь Антиох Кантемир». «Разговоры…» затрагивают темы, волнующие людей и сегодня.

В 1756 году Синод, обращаясь к императрице Елизавете Петровне, просил: «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и всем другом, вере святой противном и с честными нравами несогласном, под жесточайшим за преступление наказанием, не отваживался, а находящуюся бы ныне во многих руках книгу о множестве миров Фонтенеля, переведенную… князем Кантемиром… везде отобрать и прислать в Синод». Это обращение осталось, по-видимому, без последствий, так как тираж все же разошелся.

Особенностью книги является то, что она состоит не из глав и разделов, а шести… вечеров. Как пишет в предисловии автор, свои разговоры он вел с некоей маркизой по вечерам: в изящной и легкой форме, не злоупотребляя научной лексикой, Фонтенель излагает своей спутнице важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах. Например, в первый же вечер он доказывает, «что земля есть планета, которая круг себя и около солнца оборачивается». Он с особенным вниманием останавливается на вопросе, волновавшем людей во все времена: есть ли жизнь в других мирах? И отвечает утвердительно! Стоит заметить, что выдвинутые им гипотезы ученые проверяют до сих пор…

Искусство «занимать»…

Во все времена материальное благополучие вершило судьбы. Человек всегда думал, как заработать больше денег. Книга «Искусство не платить долгов, или Дополнение к искусству занимать, сочиненное человеком порядочным» раскрывает некоторые секреты материального благополучия. Переведенная с французского, в 1826 году она была издана в типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии. Владелец «словолитни» изготовлял шрифты и арендовал государственные типографии, выпуская произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова.

Это оригинальное пособие – в современном понимании слова – прошло испытание цензурным комитетом, ведь с воцарением Николая I появился новый Цензурный устав от 1826 года. В «Искусстве не платить долгов» легко можно найти отголоски той эпохи. На одной из первых страниц стоит пометка: «Печать дозволяется с тем, чтобы по напечатании до выпуска в публику, представлены один экземпляр сей книги для Ценсурнаго Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвещения, два экземпляра для Императорской публичной библиотеки и один для Императорской Академии Наук. Книгу сею разсматривал адъюнкт Народный советник Дмитрий Перевощиков».

В этом «руководстве» довольно подробно описано, как поступать с кредиторами, как избежать наказания, пользуясь законами. Вот один из способов, указанных в главе «Выбор жилища». Автор издания советует: «Живите в таком месте, положение которого отстояло бы от кредиторов ваших не более как версты на три или четыре …». И далее следует текст, смысл которого звучит примерно так: вы уже знаете, что по мере расстояния ослабевают прогулки кредитора. Кажется, теперь понятно, почему сей «порядочный» муж предпочел не сообщать нам свою фамилию…

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любопытство чаще воспринималось все-таки как одно из достоинств образованного человека, которое не только толкает людей к новым открытиям, но и помогает находить выход в самых сложных житейских ситуациях.

Лусине ВАРДАНЯН

Любопытство – не порок / Газета «Ставропольская правда» / 13 августа 2010 г.

Заметили опечатку в тексте? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Любопытство не порок – Учительская газета

Эту фразу слышал каждый. Мы с ней вольны соглашаться или нет, но все-таки именно любопытство, любознательность являются для человечества своеобразным двигателем в познании мира. Любопытство помогает разгадывать секреты повседневности. И филология в этом не исключение. Чаще всего люди интересуются произношением и правописанием слов, но иногда находятся любознательные граждане, которые идут дальше и пытаются проникнуть в тайны происхождения тех или иных понятий. Вот, к примеру, детский вопрос: почему солнце назвали солнцем?

Этимология даст на него ответ. Этот чрезвычайно интересный раздел науки о языке содержит в себе увлекательные сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о связанных с этим различных метаморфозах. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы или обзаводится новыми, начинает звучать по-другому. Говорим мы слово «близорукий» и думаем, что это, наверное, такой человек, который дальше своей руки не видит. Ан нет. Исконно это слово звучало так: «близозоркий». Логика понятна. Но, очевидно, произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Более того, слово стало ошибочно сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий».

Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к различного рода словарям, к этимологическим в том числе, вне всякого сомнения, расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры других народов и иных времен.

Например, практически каждый хоть раз употреблял в своей речи слово «жалюзИ», однако немногие знают о том, что слово это с французского языка буквально переводится как «ревность». Казалось бы, какая тут связь? Но это только на первый взгляд. Стоит немного включить воображение, и станет понятно, почему этим словом мы называем многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой. Ведь мы ревностно оберегаем наше личное пространство от посторонних глаз, скрываясь за плотными жалюзИ. Как вы заметили, слово это не склоняется и по числам не изменяется.

Издавна на ученическом наречии (да что греха таить, и на учительском тоже) «камчаткой» принято называть последние парты в классе. Свое название они получили по аналогии с географическим «краем Земли» – Камчаткой – за удаленность от «мира знаний», от учительского стола. Сидят за ними, как правило, не очень старательные ученики, а иногда и откровенные бездельники, драчуны и второгодники. Именно таких завсегдатаев «камчатки» школяры в прошлом называли пренебрежительным словом «камчадАлы». Сейчас в школьном языке это слово не встречается, но интересно то, что «камчадалы» – это не явление ученического жаргона, как может показаться на первый взгляд. Как учит всезнающая Википедия, это «этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов». По результатам переписи 2002 года, на территории России проживает более двух тысяч камчадалов. Однако из школьного наречия слово это ушло. А «камчатка» осталась.

Вот и получается, что обращение к истории слова позволяет обнаружить много нового в самых разных областях повседневной жизни, а за привычными понятиями увидеть увлекательную историю, старинную загадку.

Тамара СКОК, менеджер социального информационно-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного педагогического университета

Любопытство — не порок, а преимущество!

Многие разделяют мысль о том, что мы живем в “век сложностей”. А это означает, что мир никогда еще не был столь сложными и запутанным. Эта мысль основывается на том, что сегодня технологические изменения происходят с огромной скоростью, создавая огромное количество информации, которую мы не способны охватить и “переварить”. Но уже в 17 и 18 столетиях, такие философы, как Лейбниц и Дидро жаловались на информационный перегруз. Они говорили об “ужасной массе книг”, которая сегодня — лишь песчинка в море печатной продукции. А еще интересно то, что большая часть того, что мы знаем сегодня, потеряет свою значимость для будущих поколений.

В любом случае, относительная сложность различных сфер имеет небольшое значение для человека, который пытается справиться со сложностью ежедневной рутины. Поэтому, возможно, правильно будет спросить, почему некоторые люди легче справляются с потоком сложной информации, а другим это дается сложнее. Давайте не будем переживать о том, в насколько сложные времена нам выпало жить, а разберемся, какие ключевые качества могут усилить нашу способность справляться со сложными временами, обстоятельствами, потоками информации.
1. IQ 
Большинству людей известно, что коэффициент интеллекта — это уровень наших ментальных способностей. Но не все знают, или не всем хочется признать, что IQ никак не влияет на широкий спектр важных жизненных задач, таких как эффективность на работе, карьерный успех и проч. Чем выше IQ, тем лечше люди могут учиться и решать новые проблемы. По идее, тесты, определяющие уровень IQ кажутся достаточно абстрактными, не связанными с жизненными проблемами, и все же это сильный инструмент, который помогает предсказать нашу способность справляться со сложностями.
Сложная среда имеет больше информации, которая создает большую когнитивную нагрузку и требует от нас более усердной умственной работы. Мы не можем в таких условиях работать на автопилоте. IQ измеряет мощность нашей умственной работы и скорость. Не удивительно и то, что между коэффициентом IQ и нашим объемом краткосрочной памяти, а также способностью быть многозадачными, т.е. справляться с несколькими делами одновременно. Попробуйте запомнить телефонный номер и в то же время получить указания по работе и список покупок, и вы поймете уровень своего IQ. (К сожалению, исследования показали, что тренировка нашей краткосрочной памяти не усиливает нашу способность справляться со сложностями в долгосрочной перспективе, однако есть доказательства того, что это предотвращает ухудшения памяти в преклонном возрасте.

2. EQ
Эмоциональный интеллект определяет нашу способность понимать, контролировать и выражать свои эмоции. Люди с более высоким EQ более устойчивы к стрессам и меньше волнуются. А так как сложные ситуации требуют моральной и ментальной стойкости, такие люди легче переживут стрессы и давление. Также EQ – это ключевая составляющая коммуникационных навыков, которые важны в менеджменте и лидерстве. И еще, люди с более высоким EQ часто наделены так называемой “предпринимательской жилкой”, а значит они более проактивны и внимательны к возможностям, охотнее идут на риск и превращают творческие идеи в прорывные инновации. Поэтому EQ – важная составляющая способности приспосабливаться к неопределенным, непонятным и сложным условиям жизни.

3. CQ
Коэффициент любопытства (curiosity quotient) свидетельствует о том, насколько “голодна” ваша душа :). Люди с более высоким CQ более любопытны и открыты к новому опыту. Все новое они находят очень интересным, и им быстро надоедает ежедневная рутина. Такие люди придумывают множество оригинальных идей и не принадлежат к лагерю большинства. Этот коэффициент еще не изучался настолько глубоко, как EQ и IQ, но уже есть некоторые доказательства того, что он не менее важен в сложной среде. Во-первых, люди с развитым чувством любопытства более терпимы к неопределенности. Во-вторых, любопытство ведет к развитию, заствляет постоянно учиться новому. Знания и опыт, как и экспертиза, трансформируют сложные ситуации в понятные и знакомые, поэтому любопытство – важный инструмент для того, чтобы находить простые решения для сложных проблем. Поскольку тренировать IQ сложно, EQ и CQ можно и нужно развивать. Как говорил Альберт Эйнштейн, “У меня нет никаких особенных талантов. Я просто страстно любопытен”. 

Источник

Любопытство – не порок, а… необходимость. Эмоция интереса и ее функции


Каждая эмоция выполняет определенные функции в нашей жизни. Эмоция интереса – одна из важнейших. Она позволяет нам открываться новому, помогает узнавать мир и оживляет взаимодействие с ним. Это базовая эмоция состояния личности «Взрослый» и одна из основных – состояния «Ребенок». (Подробнее о состояниях личности можно прочитать в статье по ссылке)


Интерес не относится к «запрещенным» негативным проявлениям вроде злости или страха, но, тем не менее, активно подавляется нами. Почему? Ответ обычно можно найти в нашем детстве.


Детское любопытство


Если вы вспомните детей, особенно совсем маленьких, то думаю, вспомните также, что им всегда все любопытно. «То хочу, это хочу… тут надо, здесь надо… а это что такое?»


Любознательность от природы есть у каждого. Но, к сожалению, наши родители часто начинают блокировать ее развитие.


Почему это происходит?

  • Ребенок бывает очень настойчив со своими постоянными расспросами. И если родители не умеют или не хотят выстраивать общение так, чтобы удовлетворить его интерес и в то же время не уставать самим – они будут стараться ограничивать его. «Сколько можно спрашивать!?» «По кочану!» и прочие «милые» ответы рано или поздно заставят ребенка умерить любопытство – чтобы не получать в ответ негатив и насмешку.
  • Обеспечить безопасность любознательному ребенку сложнее, чем равнодушному. Если ребенок сидит рядом, он под присмотром. А если он постоянно везде бегает и носится, желая все разузнать – за ним приходится следить гораздо внимательнее. И родители приучают его «вести себя прилично».
  • Третья причина – психологическая. Дело в том, что у самих родителей часто есть проблемы с выражением эмоций. Если, например, на тот же интерес стоит запрет, то ребенок, спонтанно проявляя себя, заставляет родителей страдать. Есть такой психологический механизм: когда мы запрещаем себе какие-то чувства, а кто-то рядом с нами свободно их показывает, это может быть болезненно. В отношениях родителей и детей такое происходит сплошь и рядом.

Сценарий «Не делай!» и трагические предсказания


Какими способами родители подавляют в детях эмоцию интереса? Самые распространенные – предостережения об опасности, трагические предсказания и сценарий «Не делай».


Послание
«Не делай» передается тревожными родителями. «Туда не ходи – упадешь, вечером одна не возвращайся – нападут, не катайся на велосипеде, а то собьет машина». Словом, не делай ничего, а то как бы чего не вышло. Все слишком опасно.


Есть родители, которые опасаются каждого шага. И у их детей впоследствии практически блокированы эмоции интереса и удивления, им свойственны пассивность и нерешительность.


Трагические предсказания работают примерно так же. «Ты собираешься в Европу? Там же террористы!». «Ты хочешь посещать бассейн? Но ведь можно заразиться!». И так далее.


Родители, которые таким образом якобы обеспечивают ребенку безопасность, на самом деле заботятся о себе. Они не хотят напрягаться, переживать, следить за тем, что происходит, и гарантируют себе спокойствие запретами.


Есть и другие причины
блокировки интереса, но по моей личной статистике упомянутые выше наиболее распространены.


Признаки людей, у которых блокирована эмоция интереса


Функция эмоции интереса в психике человека – уравновешивать осторожность и желание «оставить все как есть». Если она заблокирована, страхи
становятся сильнее нас.


Когда ребенок с подавленным интересом вырастает, у него появляются сложности с принятием решений, радостью жизни в целом, с инициативностью и прочими важными качествами. И конечно, ему очень страшно
сделать то, что в детстве он не пробовал – например, рисковать, идти вперед.

  • Люди, которых в детстве оберегали от неприятностей, впоследствии могут быть обескуражены тем, что проблемы вообще существуют. И конечно, они не готовы их решать.
  • Им могут быть свойственны боязнь неудач, неумение видеть перспективы и хорошие варианты, желание гарантий успеха перед началом действий.
  • В любом новом событии есть возможности, а есть риски, есть шанс выиграть и проиграть. Люди такого плана во всем предвидят в первую очередь трагические последствия.
  • Часто есть ограничение активности, отказ от действия, потому что страшно. Проще запретить себе какой-либо интерес, чем рисковать и бояться.
  • Все новое осваивается через тревогу. Чтобы сделать первый шаг, нужен гид, помощник, какой-то толчок извне.
  • Застревание в отношениях, ситуациях – даже таких, которые не нравятся. Просто потому что это привычно, а что-то менять – страшно. Главным приоритетом становится безопасность.
  • Следствием блокировки интереса могут стать также проблемы со здоровьем – потому что зажим в психике обязательно отражается на состоянии тела. Подробнее об этом читайте в статье по ссылке.
  • Очень часто человек начинает путать свои страхи с голосом интуиции, не умеет слушать ее.


При нормально развитом интересе человек открыт новому, более гибок, смел и в то же время рассудителен. Интерес помогает нам двигаться вперед, общаться.


Борьба мотивов


Это ситуация, когда страх силен, но интерес подавлен не до конца. И человек подолгу колеблется, не зная, как поступить. Он ждет каких-то гарантий, что точно все получится – в отношениях, на новом месте работы. И если все-таки что-то предпринимает, то через внутреннюю борьбу. Но порой на нее уходит столько сил, что на само действие ничего не остается.

Контролируемый негативный опыт


Правильный подход к воспитанию – дать ребенку контролируемый негативный опыт. Есть известное мнение, что ребенок под присмотром родителей должен получать контролируемый позитивный опыт. И это правда. Но он должен получать и негативный. Благодаря этому он учится сталкиваться со сложностями, преодолевать их. Но главное – он вообще знакомится с тем, что сложности бывают, понимает, что ничего страшного в этом нет.


Методы развития интереса


Как развить эмоцию интереса, если она подавлена?

  • Через непосредственную разморозку эмоций, когда мы заново учимся проживать их и чувствовать. Для этого существуют практики, методы проживания эмоций. Подробнее о них можно прочитать в статьях «Как прожить эмоции злости» и «Экологичные способы проживания эмоций»
  • Через работу со сценариями, которые подавляют эмоции. Это глубокая психологическая работа, которую сложно провести самостоятельно, и рекомендуется делать это в группе или индивидуально, но со специалистом.


Оба метода можно комбинировать или использовать по отдельности – они могут подходить разным людям.


Подробнее о функциях эмоций и чувств можно прочитать в статьях «Сила невыраженных эмоций» и «Эмоциональные ловушки».


Вадим Куркин



Любопытство — порок. Он рождает чувство вины, а потом болтливость ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Сначала трижды подумай, а потом промолчи.

Анри Ренье (6)

Взгляд рождает любовь.

Лучшая в мире первая любовь (9)

Бесконечная сила таится в нежности…
Огромную энергию рождает любовь…
И неиссякаемый источник… заключен в благодарности.

Алена Брандис (10+)

Благополучие рождает друзей, несчастие их испытывает.

Эспри Флешье (4)

Самое потрясающее чувство — тo, когда ты ничего oт человека не ждешь, а он выдает тебе настоящий космос.

Неизвестный автор (1000+)

Труд рождает мудрость и чистоту; леность рождает невежество и чувственность.

Генри Дэвид Торо (50+)

Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.

Конфуций (100+)

Есть три незаменимых лекарства на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора пережить.

Неизвестный автор (1000+)

Любопытство — то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

Блез Паскаль (100+)

Интересно вспоминать, как ты познакомился с человеком, как его первый раз увидел и что почувствовал, что подумал о нем, было как-то безразлично на него сперва, а потом… а потом он стал смыслом твоей жизни.

Неизвестный автор (1000+)

Неизвестный порок любопытства

Моя жена читала святого Фомы Аквинского в постели (предупреждение католического ботаника), когда она повернулась ко мне и прочитала отрывок о пороке любопытства.

Любопытство — это порок! Я думал, что это добродетель. Как учитель, я хочу, чтобы мои ученики были любопытными, и как отец, я хочу, чтобы мои дети были любопытными. Я невероятно любознательная личность и считала это одной из своих положительных черт. И вот, проучившись 40 лет католиком, я обнаружил, что это порок.Что ж, мое любопытство по поводу «любопытства» было задето.

Английское слово «любопытство» означает сильное желание узнать что-то или чему-то научиться, и любопытство не является пороком при использовании этого определения. Фома Аквинский подтверждает, что у всех есть естественная тяга к знаниям, и что знания — это хорошо. Церковь не против стремления к знаниям или обучению

Порок любопытства — плохо преследуемое знание. Плохой мотив, метод или содержание в вашем стремлении к знаниям могут привести к пороку.

В эпоху Фомы Аквинского к формальным знаниям можно было получить доступ через редкие и дорогие книги, которые в основном находились в библиотеках, контролируемых церковью. Ограниченный доступ к знаниям уменьшал аспекты порока, особенно то, к каким знаниям и как к ним обращались.

Мотивация к знаниям в монашеской обстановке все еще могла привести к пороку. Если мотивацией была интеллектуальная гордость, то погоня — это порок. Если кто-то приобрел знания, намереваясь совершить злой поступок, например, изучать химию, чтобы построить бомбу, то это порок.

Любопытство не имело большого значения в средневековых текстах о добродетелях, но современная технологическая революция изменила то, как мы получаем доступ к знаниям. Таким образом, порок любопытства присутствует как никогда, и пора вернуться к нему.

Тип знания, который мы преследуем, также может привести к пороку. Любопытство становится проблемой, когда мы преследуем то, о чем не должны или не должны знать. Фома Аквинский обсуждал монахов, которые пренебрегали своим призванием, погрузившись в новейшую балладу или роман.Полагаю, монахи имели ограниченный доступ к балладам или романам, но подумайте обо всех бесполезных развлечениях, к которым у нас есть доступ благодаря технологиям.

Современная культура питается любопытством и широко доступна по телевидению, по телефону и в Интернете. Человеку может быть любопытно, что показывают по телевидению. Для некоторых это приводит к часам бездумного просмотра каналов, а для других — к просмотру предложений Netflix. Как только шоу выбрано, сюжетные линии зацепляют вас и захватывают.Создатели контента умеют проявлять любопытство. В конце каждого эпизода происходит захватывающий сюжет, и вы почти должны знать, что будет дальше. Итак, вы смотрите еще одну серию, затем еще и еще.

Социальные сети созданы вокруг порока любопытства. Вы берете телефон и открываете Facebook или Instagram, чтобы посмотреть, что там, а затем продолжаете прокрутку, чтобы увидеть, что будет дальше. Это не преднамеренный поиск знаний. Прокрутка — это как игровой автомат для вашего ума.Вы страдаете часами, поглощая бесполезные знания, чтобы получить вознаграждение небольшими кусочками ценного материала. Этих небольших наград достаточно, чтобы вы вернулись и захотели снова.

Если вы похожи на меня, вы можете бесцельно заходить на новостной сайт или на YouTube, чтобы найти что-нибудь интересное. Что-то привлекает ваше внимание, и вы это гуглите. Читая об этом статью в Википедии, вы найдете еще кое-что интересное и начнете процесс заново.

Этот дикий случай удовлетворить ваше любопытство чрезвычайно проблематичен.Это может привести к созданию греховного и грязного материала. Прочитав несколько статей о Tiger King, мне стало любопытно шоу, и я решил его посмотреть. Я быстро понял, что это мусор, но продолжал наблюдать из любопытства. Многие люди вовлекаются в шоу, которые «обязательно нужно посмотреть» из-за невинного любопытства, а затем остаются в безнравственных проявлениях насилия и сексуальности из-за желания увидеть, что будет дальше. Интернет-следы даже более опасны, чем телевидение, поскольку следующее видео YouTube в очереди или веб-сайт после следующего щелчка могут привести к разного рода плохим материалам.

Порок любопытства работает со смертельным грехом acedia, часто переводимым как лень. Acedia — это нежелание заниматься духовной деятельностью. Если у вас есть свободный час вечером, acedia оказывает негативное влияние на то, чтобы не молиться и не читать духовную книгу. Затем вмешивается порок любопытства и подталкивает вас посмотреть, что происходит в социальных сетях, или настроиться на следующий телевизионный выпуск.

Отец Майкл Шмитц из Ascension Presents использовал аналогию с едой, чтобы объяснить порок любопытства.Пища, как и знания, — это хорошо, но есть плохие мотивы, способы и виды пищи. Еда питает тело, а знание питает ум. Любопытство — это просто нездоровая пища для ума. Никто не будет выступать за то, чтобы есть только фанк-еду, но большинство людей, кажется, не против кормить свой разум постоянной диетой из джанка. Наш разум так же важен или даже больше, чем наше тело, но его здоровье полностью игнорируется.

Что, по вашему мнению, представляет собой сбалансированное питание? Церковь дает добродетель против любопытства: прилежание.Это звучит немного занудно, но это хорошее знание. У вас правильная мотивация, правильный метод и правильный контент. Это здоровая пища для вашего ума.

Прилежание является преднамеренным, а не бесцельным, стремится к глубокому обучению, а не на поверхностном уровне, имеет цель вместо того, чтобы быть бесполезным, и возвышает ваш разум, приближая его к Богу, вместо того, чтобы отвлекать вас от Бога и опускать ваш разум.

В следующий раз, когда у вас возникнет любопытство, проведите тест, прежде чем проводить его.Должен ли я заниматься чем-то другим — работать, проводить время с семьей, молиться — вместо того, чтобы удовлетворять это желание знать? Стоит ли знать что-то такое, что поднимет мой разум и приблизит меня к Богу? Собираюсь ли я добиваться этого намеренно, что приведет к глубокому изучению контента?

Авторские права © 2020 Католик Ревью Медиа

Печать

Любопытство (Secunda Secundae Partis, Q. 167)

Возражение 3. Кроме того, если порок любопытства может быть связан с любым видом интеллектуального знания, то он будет касаться главным образом философских наук.Но, по-видимому, нет греха в том, чтобы намереваться на них: ибо Иероним говорит (Супер Даниил 1: 8): «Те, кто отказался вкусить царскую пищу и вино, чтобы они не осквернились, если бы они посчитали мудрость и учение вавилонян грешности, никогда не согласилось бы изучать то, что было незаконным »: и Августин говорит (De Doctr. Christ. II, 40), что« если философы сделали какие-либо правдивые утверждения, мы должны требовать их для наших собственное пользование, как от неправедных владельцев «. Следовательно, любопытство к интеллектуальному знанию не может быть греховным.

Напротив, Джером [Комментарий. в Ep. ad Ephes. iv, 17 говорит: «Разве не очевидно, что человек, который днем ​​и ночью борется с диалектическим искусством, изучающий естественные науки, чей взор проникает в небеса, ходит в тщеславии понимания и тьме разума?» Теперь тщеславие разума и тьма разума греховны. Поэтому любопытство к интеллектуальным наукам может быть греховным.

Я отвечаю, что Как было сказано выше (II-II: 166: 2 и 2), прилежание напрямую связано не с самим знанием, а с желанием и изучением в погоне за знанием.Теперь мы должны иначе судить о самом знании истины и о желании и изучении в поисках познания истины. Ибо познание истины, строго говоря, хорошо, но оно может быть злым случайно по причине какого-либо результата, либо потому, что человек гордится знанием истины, согласно 1 Коринфянам 8: 1, «Знание возвышается», либо потому что человек использует знание истины, чтобы грешить.

С другой стороны, желание или обучение в поисках познания истины может быть правильным или неправильным.Во-первых, когда кто-то стремится своим изучением к познанию истины как к случайно присоединенному к ней злу, например, те, кто изучают, чтобы познать истину, могут гордиться своим знанием. Поэтому Августин говорит (De Morib. Eccl. 21): «Некоторые люди, оставляющие добродетель и не ведающие о том, что есть Бог, и о величии этой природы, которая всегда остается неизменной, воображают, что они делают что-то великое, если превосходят его. с любопытством и увлечением они исследуют всю массу этого тела, которое мы называем миром.Таким образом порождается такая великая гордость, что можно подумать, что они обитают на тех самых небесах, о которых спорят ». Подобным образом те, кто учатся, чтобы научиться чему-то, чтобы грешить, участвуют в изучении грехов, согласно пословице Иеремия 9: 5: «Они научили язык свой говорить ложь, они делали беззаконие».

Во-вторых, может быть грех из-за аппетита или изучения, направленного на познание истины, которое само по себе является чрезмерным; и это четырьмя способами. Во-первых, когда человек из-за менее прибыльного исследования отстраняется от исследования, это является его обязанностью; поэтому Иероним говорит [Epist.xxi ad Damas]: «Мы видим священников, оставляющих Евангелие и пророков, читающих пьесы и поющих любовные песни пастырских идиллий». Во-вторых, когда человек учится, чтобы узнать кого-то, у кого его учить незаконно, как в случае с теми, кто стремится узнать будущее через демонов. Это суеверное любопытство, о котором Августин говорит (De Vera Relig. 4): «Возможно, философы были отстранены от веры из-за своего греховного любопытства в поисках знаний у демонов».

В-третьих, когда человек желает знать истину о созданиях, не относя свое знание к ее надлежащей цели, а именно к познанию Бога.Поэтому Августин говорит (De Vera Relig. 29), что «изучая создания, мы не должны быть движимы пустым и бренным любопытством; но мы должны всегда стремиться к бессмертным и неизменным вещам».

В-четвертых, когда человек изучает истину, которая превосходит возможности своего собственного разума, потому что, поступая так, люди легко впадают в заблуждение: поэтому написано (Сираха 3:22): «Не ищите слишком высокого. для тебя, и не исследуй того, что выше твоих способностей … и во многих Его делах не будь любопытен «, и далее (Сираха 3:26),» Ибо.. . подозрение к ним обмануло многих и удержало их умы в тщеславии «.

Ответ на возражение 1. Благо человека состоит в познании истины; тем не менее, верховное благо человека состоит не в знании какой-либо истины, а в совершенном знании верховной истины, как утверждает Философ (Ethic. x, 7,8). Следовательно, может быть грех в познании определенных истин, поскольку желание такого знания не направлено должным образом на познание верховной истины, в которой состоит высшее счастье.

Ответ на возражение 2. Хотя этот аргумент показывает, что познание истины само по себе хорошо, это не мешает человеку злоупотребить знанием истины в злых целях или чрезмерно желать познания истины, поскольку даже стремление к добру должно регулироваться должным образом.

Ответ на возражение 3. Изучение философии само по себе законно и заслуживает одобрения из-за истины, которую философы приобрели через Бога, открывшего им ее, как сказано в Послании к Римлянам 1:19.Однако, поскольку некоторые философы злоупотребляют истиной, чтобы нанести удар по вере, апостол говорит (Колоссянам 2: 8): «Остерегайтесь, чтобы кто-нибудь обманул вас философией и тщетным обманом, согласно человеческим традициям … а не обманом». согласно Христу »: и Дионисий говорит (Ep. vii ad Polycarp.) о некоторых философах, что« они нечестиво используют божественное против того, что является божественным, и божественной мудростью стремятся разрушить поклонение Богу ».

Статья 2. Касается ли чуткое знание порок любопытства?

Возражение 1. Казалось бы, порок любопытства не в чувствительных знаниях. Ибо как некоторые вещи познаются зрением, так и некоторые вещи познаются осязанием и вкусом. Порок, связанный с предметами прикосновения и вкуса, — это не любопытство, а вожделение или обжорство. Следовательно, похоже, что и порок любопытства к тому, что известно на первый взгляд.

Возражение 2. Кроме того, любопытство, похоже, относится к просмотру игр; поэтому Августин говорит (Исповедь.VI, 8), что, когда «во время битвы произошло падение, сильный крик всего народа поразил его сильно, и превозмогаемый любопытством Алипий открыл глаза». Но смотреть игры не кажется греховным, потому что это доставляет удовольствие из-за представления, в котором человек получает естественное наслаждение, как утверждает Философ (Poet. Vi). Следовательно, порок любопытства заключается не в познании чувственных объектов.

Возражение 3. Кроме того, как замечает Беде [Комментарий.в 1 Иоанна 2:16]. Теперь, по-видимому, не грех исследовать действия других, потому что, согласно Сираху 17:12, Бог «дал каждому из них заповедь о своем ближнем». Следовательно, порок любопытства не относится к познанию подобных отдельных чувственных объектов.

Напротив, Августин говорит (De Vera Relig. 38), что «вожделение глаз делает людей любопытными». Согласно Беде (Комментарий к 1 Иоанна 2:16) «вожделение глаз относится не только к изучению магических искусств, но также и к осмотру достопримечательностей, а также к обнаружению и осуждению недостатков наших ближних», и все такое. это особые объекты чувств.Следовательно, поскольку вожделение — это грех, равно как и похоти плоти и гордыни жизни, которые принадлежат к одному и тому же разделу (1 Иоанна 2:16), порок любопытства, кажется, связан с познанием чувственных вещей. .

Я отвечаю, что Знание чувственных вещей направлено на две вещи. Ибо, в первую очередь, как у человека, так и у других животных, оно направлено на поддержание тела, потому что благодаря знаниям такого рода человек и другие животные избегают того, что им вредно, и ищут то, что необходимо для пропитание тела.Во-вторых, она направлена ​​особым образом на человека, на интеллектуальное знание, будь то умозрительное или практическое. Соответственно, использование исследования для познания разумных вещей может быть греховным по двум причинам. Во-первых, когда чуткое знание не направлено на что-то полезное, а отвлекает человека от каких-то полезных размышлений. Поэтому Августин говорит (Исповедь. X, 35): «Я больше не хожу, чтобы увидеть собаку, бегающую за зайцем в цирке; но на открытой местности, если я случайно прохожу мимо, эта бега, возможно, отвлечет меня от какой-то важной мысли. , и нарисуй меня после него.. . и если Ты, заставив меня увидеть мою слабость, поспешно увещевал меня, я стану глупо тупым ». Во-вторых, когда познание чувственных вещей направлено на что-то вредное, как взгляд на женщину направлен на похоть: так и занятые исследование действий других людей направлено на уничижение. с другой стороны, если кто-то обычно стремится к познанию чувственных вещей по причине необходимости поддерживать природу или ради изучения постижимой истины, это пристальное внимание знание разумных вещей добродетельно.

Ответ на возражение 1. Вожделение и чревоугодие связаны с удовольствиями, возникающими от использования предметов прикосновения, тогда как любопытство — с удовольствиями, возникающими из знания, полученного через все органы чувств. Согласно Августину (Исповедь. X, 35) «это называется вожделением глаз», потому что «зрение — это чувство, в основном используемое для получения знания, так что все чувственные вещи считаются видимыми», и, как он говорит далее, : «Таким образом можно более очевидно различить, в чем удовольствие и в чем любопытство является объектом чувств; ибо удовольствие ищет объекты красивые, мелодичные, ароматные, пикантные, мягкие; но любопытство ради испытания ищет даже противоположности им, не из-за раздражения, а из-за жажды экспериментов и знаний.»

Ответ на возражение 2. Видение зрением становится грехом, когда оно делает человека склонным к порокам похоти и жестокости из-за того, что он видит представленными. Следовательно, Златоуст говорит [Хом. VI в Матфея], что такие взгляды делают мужчин прелюбодеями и бесстыдниками.

Ответ на возражение 3. Можно наблюдать за действиями других людей или исследовать их с добрыми намерениями, либо для собственного блага, то есть для того, чтобы поступки нашего ближнего побудили его к лучшим поступкам, либо для добро нашего ближнего, то есть для того, чтобы исправить его, если он сделает что-нибудь неправильно, согласно правилу милосердия и долгу своего положения.Согласно Посланию к Евреям 10:24, это похвально: «Заботьтесь друг о друге, чтобы побуждать к милосердию и добрым делам». Но наблюдать за проступками ближнего с намерением взглянуть на них свысока или отвлечь их, или даже с единственной целью, кроме беспокойства, — греховно: отсюда и написано (Притчи 24:15): «Не лежи в ждите, и не ищите беззакония в доме праведного, и не портите покой его ».

Против порока любопытства

ул.Томас определяет порок любопытства как «когда человек из-за менее прибыльного исследования отстраняется от исследования, которое является его обязанностью» (ST II-II q167 a1). Пт. Риппергер определяет это как «чрезмерное желание бесполезных или профанных знаний». Противоположный порок — это небрежность, определяемая как «отсутствие должной заботы» (ST II-II q54 a1), разработанная Праммером как «добровольное упущение знаний, необходимых для состояния и условий жизни». [1] Итак, у нас есть любопытство, которое это чрезмерное стремление к знаниям и халатность, которых недостаточно, стремления к знаниям.

Добродетель и подлость — это прилежание, которое является «добродетелью, в которой человек стремится к знанию в соответствии с его жизненным состоянием» (Ripperger, op. Cit). У каждого состояния жизни есть обязанности, и эти обязанности требуют знания. Первая обязанность каждого штата — знать основы веры для вашего спасения, а затем практические вопросы, характерные для вашего государства.

Поскольку любой родитель обязан защищать своих детей, они должны позаботиться о том, чтобы иметь некоторые знания о мире политики, как светской, так и церковной.Это помогает нам проявлять осторожность в этом кризисе, что необходимо для защиты наших детей. Однако ни один из родителей не обязан полностью углубляться в бесконечные исследования этих сомнительных вопросов, поскольку это создает опасность любопытства, когда родитель откажется от своих жизненных обязанностей. Поэтому пусть читатель остерегается любопытства и не увлекается баснями и бесконечными генеалогиями, которые создают вопросы, а не назидание Бога, которое находится в вере (1 Тим.я. 4). Или снова Святой Дух объявляет:

Не ищи того, что для тебя слишком дорого, и не исследуй того, что выше твоих способностей; но о том, что Бог повелел тебе, всегда думай о том, и во многих Его делах не будь любопытен. Ибо тебе не нужно видеть своими глазами то, что сокрыто. В ненужных делах не будь любопытным, и во многих его произведениях ты не будешь любопытен. Ибо многое открыто тебе выше человеческого разума.И подозрение к ним обмануло многих и удержало их умы в тщеславии (Ecclus. III. 22ff).

Знание истории и природы кризиса может быть полезным для верных, чтобы должным образом отреагировать, но мы также должны понимать, что большая часть этого зла останется скрытой от нас и известной только Богу. Возьмите то, что полезно знать, для выполнения обязанностей вашего государства, а все остальное предоставьте Богу.

[1] Прумер, нет. 527, стр. 238

Как любопытство может быть плохой вещью?

iStock / Alexmia

В.Я слышал, что любопытство можно считать пороком. Для меня это не имеет никакого смысла. Достижения науки, технологий и социальных реформ не произошли бы, если бы люди подавляли свое естественное желание отправиться в неизведанное и задавать вопросы, бросающие вызов статус-кво. Это больше похоже на тактику запугивания со стороны учреждений.

A. Это фантастический вопрос. Я благодарен за то, что вы упомянули, насколько странно (и даже, казалось бы, дурно) называть любопытство потенциальным пороком.Я читал статью, в которой любопытство описывалось как «добродетель», которой боятся «деспотические государства». Вольнодумцы и те, кто действительно добивается прогресса в этом мире, постоянно подпитывают их ненасытное любопытство, не так ли?

Некоторые люди настолько негативно относятся к христианам и католической церкви, что они будут утверждать, что отрицательное определение любопытства — это просто еще один способ, которым Церковь хочет контролировать то, как и что думают люди. Но это значило бы полностью игнорировать самые основы христианства.Как католики, мы верим, что Бог есть Истина. Иисус сказал: «Я… есмь Истина…». В Евангелии от Иоанна Бог открывается как «Слово (Логос или« Разум »), ставшее плотью». Эта реальность не только руководила подходом Церкви к вере, но и, в первую очередь, открыла путь для научных исследований и исследований.

В мировоззрении католического христианства процветали философия и искусство. Изучение смысла и того, как все работает, давало прочную основу для поиска истины. Фактически, несмотря на то, что некоторые люди могут сказать, Церковь не только развивала современную науку, но и активно возглавляла и продолжает вносить свой вклад практически во все области науки.Церковь не против желания знать.

Но если это так, то зачем терять любопытство?

Чтобы понять классическую оценку любопытства как порока (а не добродетели), мы должны понять этот термин и его значение. Для большинства из нас любопытство — это просто «желание узнать». Это желание узнать историю или узнать подробности; это желание узнать правду. Св. Фома Аквинский (великий ум, который всю жизнь стремился к истине) писал, что знание само по себе является добром.Проблемы могут возникнуть из-за метода и мотивации, лежащих в основе стремления к этим знаниям.

В этом смысле любопытство не менее «морально нейтрально», чем Интернет. Мы знаем, что Интернет может быть мощным орудием добра и мощным орудием вреда. Само по себе это ни хорошо, ни плохо. То, как человек использует Интернет, часто является определяющим фактором, когда дело доходит до морального вопроса. В частности, когда дело доходит до Интернета, он может направить человека к знаниям, свободе и, в конечном счете, мудрости, или он может лишить человека здравого смысла, поработить его и сделать глупым.

Может быть множество способов злоупотребить любопытством. Святой Фома Аквинский называет несколько. Есть стремление к знаниям, которое не мое дело (сплетни). В таких случаях все мы знаем, как любопытство может отравить наши разговоры и отношения.

Есть желание познания, которое возникает из чувства гордости и желания «возвысить» тех, кто меня окружает. Это может быть связано со стремлением к знаниям, которое находится вне меня, но мотивируется желанием казаться более умным, чем я.Все мы знали таких людей, и мы часто были такими. Мы не обязательно знаем предмет насквозь, но это не значит, что у нас нет на этот счет мнения!

Мы также можем желать знать (и руководствоваться этим желанием), что это становится концом. Святой Фома отмечал, что люди, предавшиеся необузданному любопытству, могут упустить из виду конечную цель любого стремления к истине: самого Бога. Источником всякой истины является Бог, а истинным концом — Бог.Но некоторые ставят своей целью получение знаний. Фома Аквинский отмечает, что, делая это, они упускают из виду весь смысл изучения.

И здесь это помогает определить наши термины. Любопытство, как его понимал св. Фома, было пороком, противостоящим добродетели «прилежания». В то время как любопытство можно условно определить как желание знать, прилежание определяется как «хорошо изученное знание».

Взгляните на свою жизнь. Как часто «желание знать» мешало тому, что вы должны были делать? Как часто мы все откладываем более важную текущую задачу в сторону, чтобы удовлетворить свое любопытство? Вот почему существуют такие термины, как «клик-приманка» и «кроличий след на YouTube».У нас есть естественная склонность «хотеть знать», и нам трудно управлять этим порывом.

Это одна из причин, по которой духовные писатели говорили о том, как христианам нужно быть «умеренными» в своем стремлении к знаниям. Я упоминал ранее, что некоторые влиятельные люди были описаны как имеющие «ненасытное любопытство». Это могло быть так. Но они поставили это стремление к знаниям (своего рода любопытство) на службу прилежанию. Они хорошо стремились к знаниям.

У всех есть желание знать. Нам было бы полезно, если бы мы лучше понимали тот факт, что есть вещи, которые нам не нужно знать, и вещи, которые мы не имеем права знать, независимо от того, насколько они могут быть заманчивыми. У нас есть желание быть информированными, но для нас было бы хорошо иметь возможность ставить наши основные обязанности выше любопытных вещей, которые соперничают за наше внимание и время. Мы хотим стать мудрыми, но мудрость включает в себя знание того, что стоит знать, и знание того, что может остаться неизвестным.

Отец Шмитц — руководитель молодежного и молодежного служения епархии Дулута и капеллан Центра Ньюмана в Университете Миннесоты в Дулуте. Свяжитесь с ним по адресу [email protected].

Теги: Curiosity, Picks, St. Thomas, Vice, Virtue

Категория : Спросите отца Майка

Студий и порок любопытства

Когда я был молодым студентом, казалось, что «любопытство» продвигалось как хорошее дело.Может быть, мы назвали это «здоровым» любопытством. В то же время мы знали, что «любопытство убило кошку». сообщение было достаточно ясным. Будьте осторожны, куда сунете нос!

С ростом количества данных, доступных на наших портативных устройствах, или при запросе «Siri, Alexa, Assistant или Cortana» мы можем обнаружить, что мы или другие люди постоянно ищем факты. Некоторое время назад мы развлекались погоней за «пустяками»; и в течение многих поколений нам, возможно, нравилось собирать статистику по бейсболу или другим видам спорта. Это кажется достаточно безобидным.

Восемьсот лет назад святой Фома Аквинский учил об умерении стремления к знаниям. Он учил о прилежании (studiositas), отмечая, что все люди имеют естественное стремление к знаниям, но умеренность должна умерить любопытство (curiositas) (II-IIae, 166; 2).

Этот великий философ упоминает несколько ловушек любопытства:

Во-первых, когда человек избегает своего надлежащего изучения, чтобы чрезмерно заниматься меньшими вещами;

Во-вторых, когда он мог обратиться к оккультизму или попытаться узнать будущее через демонологию того или иного типа;

В-третьих, когда мы занимаемся своего рода праздным любопытством и забываем божественную истину;

В-четвертых, когда кто-то ищет истину за пределами своих возможностей и легко впадает в заблуждение.(II-IIae, 167; 1)

Восемь веков назад мир не мог представить себе доступность информации — слов и изображений, которая так характерна для нашей культуры 21 века, но в сегодняшнем изобилии доступных фактов (конечно, нет гарантии фактической точности), все эти опасности о которых предупреждает Сент-Томас, потенциально или фактически присутствуют.

Мы можем убедить себя, что безобидный поиск — хорошее развлечение, но на самом деле он может стать сознательной или менее осознанной дверью к удовлетворению, например, порнографии.Если любопытство — это тип невоздержанности, неумеренное проявление этого аппетита может легко открыть дверь сексуальным влечениям. Порнография вызывает привыкание, и дьявол всегда ищет возможность эксплуатировать нас.

Более мягкий пример поиска мелочей может быстро привести к потере времени и энергии. Моменты превращаются в часы, которые могут отвлечь нас от законных поисков истины.

Этот поиск любопытства становится целью, не всегда достойной нашего человеческого достоинства.Это также может стать препятствием для общения с людьми. Необузданное любопытство может отвлечь нас от щедрости по отношению к другим или от должной продуктивности.

Я иногда бывал в семейном ресторане, чтобы увидеть всех, кто сидит за соседним столиком, с помощью какого-либо устройства. Даже малыш поставил перед собой какой-то планшет с интерактивным дисплеем. Но, похоже, никто за столом не взаимодействует друг с другом. Члены семьи могут законно спросить: «Так ли мы выполняем свое призвание — помогать друг другу на Небесах?»

Для сравнения: прилежание — добродетель.От людей, получивших профессиональные или другие навыки, часто требуется, чтобы они продолжали свое обучение в течение нескольких часов. Всем нам было бы разумно сделать что-то сопоставимое. Мы учимся всю жизнь. Мы созданы Богом, «чтобы познать Его; любить Его, служить Ему… »Один из даров Святого Духа — это Знание. Та способность разума, которая отличает нас как «людей», нуждается в подпитке. Он находит удовлетворение в поисках и достижении истинной истины.

Блаженный Джон Генри Кардинал Ньюман, Приходские и равнинные проповеди, том 8.(ок. 1842 г.) Отрывок из проповеди V, Любопытство — искушение греха

«Не будьте так обмануты и побеждены, братья мои, злым сердцем неверия. Примите решение принять Бога за свою долю и молитесь Ему о благодати, которая позволит вам это сделать.

Избегайте великого зла досуга, избегайте ловушек свободного времени. Избегайте всех плохих мыслей, коррумпированных или нерелигиозных книг, избегайте плохой компании; пусть ничто не соблазняет вас этим.

Хотя над строгостью над тобой могут посмеяться; хотя вы можете потерять из-за этого развлечения, которыми хотели бы насладиться; хотя из-за этого вы можете не знать многого из того, что знают другие, и можете показаться невыгодным, разговаривая вместе; хотя вы оказываетесь позади остального мира; хотя вас называют трусом, или ребенком, или ограниченным кругозором, или суеверным; какие бы оскорбительные слова ни применяли к вам, не бойтесь, не падайте, не терпите неудач, стойте твердо, бросайте, как мужчины; быть сильным.

Они думают, что в службе дьявола есть секреты, достойные нашего исследования, которыми вы не поделитесь: да, есть секреты, и такие, что стыдно даже говорить о них.

И точно так же у вас есть секрет, которого нет у них и который намного превосходит их. «Тайна Господа — с боящимися Его» (Пс 25:14). Те, кто повинуется Богу и следует за Христом, имеют тайные достижения, такие великие. …

[Этот секрет] … дан, но в небольшой мере тем, кто начинает служение Богу.Это вообще не дается тем, у кого сердце разделено. Тем, кто любит мир и все же в определенном смысле религиозен и вполне удовлетворен таким религиозным государством, им это не дано.

Но те, кто отдают себя своему Господу и Спасителю, те, кто отдают себя душой и телом, те, кто честно говорят: «Я Твой, новый — заставь меня, делай со мной, что Ты хочешь», кто не говорит так ни разу или просто дважды, или в транспорте, но спокойно и привычно; это они получают тайный дар Господа.… »

Любопытство — это плохо? Мой аппетит ко всему кажется бесконечным!

Дорогой отец Иоанн! Многие духовные писатели и святые предостерегают от чрезмерного любопытства. Почему это? Любопытство ведет к знанию, а знание — добродетель. Так как же любопытство может быть плохим? Мне очень любопытно и я люблю узнавать обо всем и обо всем. Великая Вселенная Бога бесконечно очаровательна, и чем больше я узнаю и переживаю, тем больше я почитаю Бога-Создателя. Итак … разве любопытство плохо только тогда, когда это любопытство к личной жизни других? Или когда это отвлекает нас от серьезной молитвы? Или когда это заставляет нас гордиться знаниями, к которым нас ведет? Это неправильно — все знать и все испытывать? (хотя это невозможно из-за ограниченного времени)

Ваш вопрос поднимает важную проблему для духовного роста в целом, и особенно для духовного роста в цифровом мире.

Как мы все знаем, цифровая революция также породила информационную революцию. Сегодня кончики наших пальцев имеют немедленный доступ к большему количеству информации, чем мировые ученые могли бы собрать за всю жизнь всего пару сотен лет назад. Как и все технологические достижения, цифровая революция морально нейтральна. Наш расширенный доступ к информации может либо способствовать нашему стремлению к святости, либо препятствовать ему. Это облегчает развитие добродетели учебы, но также позволяет легче впасть в порок любопытства.Это ключевое различие для ответа на ваш вопрос: обучение и любопытство.

Достоинство Studiositas

Обучение включает в себя все хорошее, что вы описали выше. Мы не можем любить то, чего не знаем. Изучение творения Бога может помочь нам лучше узнать Бога, так же как изучение работ художника может помочь лучше узнать художника, и, лучше зная Бога, мы можем больше любить его — что является целью нашего существования. Собственно, для этого и предназначен наш интеллект.Вот почему христианская духовная традиция классифицирует studiositas как добродетель — добродетель учебы, применения нашего разума к учебе и учебе, чтобы мы могли расти в познании и понимании мира, себя и Бога.

В наше время мы склонны использовать слово «учеба» для обозначения исключительно академической деятельности с неприятным оттенком. Но традиционное достоинство studiositas шире. Это относится к усилиям и рвению, которые требуются, чтобы по-настоящему учиться, прилагать усилия для понимания вещей, применять свой ум к задаче роста в знаниях и мудрости.В этом контексте обучение может быть лучшим современным эквивалентом Latin studiositas.

Заместитель «Curiositas»

Но, как и всякая сила человеческой души, эту способность к обучению можно деформировать. Вместо того, чтобы прилагать усилия для развития учебы, мы можем впасть в порок любопытства или любопытства. В христианской духовной традиции это слово, как и studiositas, имеет техническое значение. Порок любопытства относится к поверхностному сбору информации, к жажде усвоить последний заголовок или слух только потому, что он новый.Любопытство прекращается там, где начинается обучение. Это как бабочка, которая перелетает с цветка на цветок, не собирая нектара, тогда как пчела садится в цветок и напивается, находя время, чтобы собрать все, что может предложить цветок. Любопытство часто ассоциируется с другими пороками — особенно сплетнями, чрезмерной привязанностью к причудам и модам, пустой тратой времени и рассказами о сказках — соперничающими за то, чтобы первым распространить пикантные слухи.

Любопытство в этом смысле поверхностная жажда новой и щекотливой информации препятствует духовному росту.Бог всегда говорит с нами, но если мы постоянно болтаем и болтаем, нам становится трудно его слышать. Мы склонны не тратить необходимое время на размышления и самоанализ. Мы настолько поглощены внешним аспектом событий, будь то в нашей собственной жизни или в мире вокруг нас, что мы редко останавливаемся, чтобы рассмотреть внутренние аспекты: причины и следствия, значения и последствия.

Бог редко кричит. Он слишком сильно нас любит, чтобы заставить нас слышать его.Иисус отказался спрыгнуть с вершины Храма, чтобы привлечь внимание людей, хотя это, безусловно, попало бы в заголовки газет. Он обращается к нам более интимно, тише, более лично. Порок любопытства, или поверхностность, делает наши души жесткими и непроницаемыми для его достижений, как затвердевшая грязная тропа, на которую упало какое-то семя в притче о сеятеле, так что его слова не проникают и не укореняются. Вместо этого птицы (дьявол) приходят и хватают их, не давая нам «отвлечься от отвлекающих факторов», как сказал Т.С. Элиот однажды выразился.

Интеллектуальная жадность

Другой порок может исказить данную Богом способность учиться: жадность. Обычно мы ассоциируем жадность с деньгами. Но мы также можем быть жадными, когда дело касается знаний. Жадность — это чрезмерное стремление к обладанию, а знания — это духовное владение. Интеллектуальная жадность отличается от любопытства в том смысле, что обычно требует более глубоких знаний. Но это также препятствует нашему духовному росту.

С одной стороны, по мере того, как мы растем в знаниях, мы можем стать снобами, глядя на других свысока за то, что они не знают столько, сколько мы.Это прямое оскорбление христианской благотворительности.

С другой стороны, это также может отвлекать нас. В этом случае жажда получить новый опыт и развить новые области знаний непомерна, непропорциональна нашей миссии в жизни. Удовольствие от приобретения нового знания, которое само по себе законно, становится настолько всепоглощающим, что игнорируются обязанности своего жизненного состояния. Я знал не один брак, который распался из-за того, что один из супругов ученого стал столь же чрезмерно одержим исследованиями, как жадные бизнесмены — зарабатыванием денег.

Это может случиться даже со знанием духовных вещей. Например, рост познания Бога и Его плана для нашей жизни никогда не должен отделять мужчину от его жены и детей. Знание предназначено для служения любви, и в конце концов нас будут судить по тому, как мы любили Бога, исполняя его волю, а не по тому, как много мы знали о церковном учении и жизни святых.

И это может быть ваш собственный критерий. Ясно, что вы тот, кого Бог наделил активным умом и широкими способностями к чудесам.Продолжайте развивать эти дары так, как вы описываете. Но в то же время проверяйте каждый день, чтобы убедиться, что вы не убегаете от крестов, которые посылает вам Бог, и что вы активно ставите свои дары на службу Его Царству, а не просто наслаждаетесь ими в одиночестве. И в странном и восхитительном повороте вы обнаружите, что, более полно любя Бога и ближнего, вы высвободите дары Святого Духа, и ваше знание обо всем на самом деле расширится как в ширину, так и в глубину.

Любопытство как порок? — Глаз философа

Моральная философия недавно переключила свое внимание на классический взгляд на этику — этику добродетели. Кант, Юм, Милль и другие — каждый по-своему; внесло свой вклад в современную этическую озабоченность: что делать правильно? С другой стороны, Аристотеля и его современников волновало другое: что делает человека «хорошим»?
В возрождении этики добродетели, как классифицировать характерный след любопытства? Стэнли Фиш поднимает дискуссию в году в этой недавней публикации в газете The New York Times .
Отнесение любопытства к категории морального порока или моральной добродетели, кажется, лежит на пороге продолжающихся расхождений между наукой и религией. Через религиозную призму любопытство всегда рассматривалось как моральный порок: первородный грех был совершен из любопытства. И во всех религиозных писаниях любопытство осуждается, обвиняется в отвлечении человеческого внимания от учений священной книги. Тем не менее, с точки зрения науки, любопытство является высшей добродетелью: именно благодаря поощрению нашего естественного человеческого любопытства ученые на протяжении поколений делали все революционные открытия и изобретения нашего времени.Как сказал новый американский председатель Национального фонда гуманитарных наук Джеймс А. Лич, мы можем даже иметь неотъемлемое право на любопытство.
Тем не менее, понятно, почему религия конфликтует с наукой, когда дело доходит до моральной классификации любопытства. Когда люди обладают научными знаниями о мире, они, следовательно, могут — по крайней мере до некоторой степени — контролировать его. Эта возможность контроля над природой представляет собой угрозу религиозному представлению о том, что природа находится под контролем Бога.
Стэнли Фиш приводит нерелигиозный аргумент в пользу того, почему любопытство следует считать пороком. Он утверждает, что, несмотря на любопытство, в эпоху информации мы перестаем обращать внимание на фундаментальные этические вопросы, связанные с нашей деятельностью. Ученые, движимые исключительно любопытством, рискуют стать доктором Франкенштейном. В этом смысле любопытство отвлекало бы внимание не от религиозных учений, а от нравственности наших действий.
Что ж, отчасти это может быть правдой. Но заявить, что любопытство — это порок, похоже, слишком сильно преувеличивать силу аргумента…

Статья по теме

Современная этика добродетели
Карен Стор, Джорджтаунский университет
(Vol.1, февраль 2006 г.)
Философский компас

Нравится:

Нравится Загрузка .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *