Содержание
причины, коррекция в Набережных Челнах
Неправильное произношение звуков, картавость, нечеткая дикция, проглатывание окончаний – проблемы, с которыми сталкиваются родители многих малышей дошкольного возраста. К сожалению, в последнее время количество детей с дефектами речи постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений неуклонно усложняется и все труднее поддается коррекции.
Согласно статистике речевых нарушений у российских дошкольников, которая ведется с 70-х годов прошлого столетия, всего 4 % детей 30-40 лет назад имели те или иные отклонения в произношении звуков и нуждались в помощи логопеда. В настоящее время реальность такова, что подавляющее большинство малышей страдают дефектами речи, а некоторые начинают говорить после 3-4 лет.
Такой разрыв показателей развития речи у детей советского и современного периодов обусловлен многими факторами:
Советская система дошкольного/школьного образования
Согласно разработанной системе обучения в СССР во всех группах детских садов, начиная с 3 лет и до выпуска, проводились обязательные артикуляционные упражнения до завтрака, а вечером – индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдались трудности с произношением звуков. Такую гимнастику проводили обычные воспитатели, а не логопеды, эти занятия были частью строго продуманной организованной системы. Благодаря четко спланированной работе по постановке звуков во всех дошкольных учреждениях, абсолютное большинство малышей с дефектами речи, поддающимися корректировке, поступали в школы с произношением в пределах нормы.
Социально-культурные условия
По данным ЮНЕСКО, 94 % современных детей младшего дошкольного возраста проводят перед телевизором или с гаджетами до 34 часов в неделю, т. е. почти 5 часов в день! Это значительно превосходит время, которое они отводят общению со взрослыми или друг с другом. Следствием этого становится отставание в развитии речи, неправильное произношение, бедный, примитивный словарный запас.
Казалось бы, ребенок, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, которая зачастую красочна и выразительна. Но вся проблема в том, что она не оказывает на малыша должного воздействия, так как он не вовлечен при этом в практическую активность, и речь, льющаяся с экрана, играет лишь роль звукового фона. Лишь общение с близкими людьми, эмоции, взаимодействие, вовлеченность в разговор дают ребенку необходимую мотивацию.
Эти факторы привели к тому, что за последние годы количество детей с речевыми нарушениями возросло более чем в 6 раз, и эта цифра продолжает расти. Сейчас редкая дошкольная группа обходится без специализированной помощи логопеда, и такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире, в связи с чем эта проблема приобретает глобальный характер.
Причины речевых расстройств у детей
Основные причины следующие:
- нарушения внутриутробного развития плода;
- осложнения при родах;
- перенесенные в детстве заболевания;
- неблагоприятные социальные условия;
- дефекты органов речевого аппарата.
Эти и другие причины оказывают негативное влияние на развитие речи маленького ребенка. Поэтому, если их не удалось избежать или нивелировать, родителям следует обращать пристальное внимание на уровень развития речевых навыков своего малыша, чтобы вовремя скорректировать возможные отклонения.
При обнаружении нарушений звукопроизношения необходимо немедленно начинать занятия по исправлению неправильных звуков. Заниматься с ребенком могут родители, но лучше такую работу доверить логопеду, особенно на начальном этапе.
Логопед разработает индивидуальную программу, подходящую определенному виду речевого нарушения, в соответствии с современными профессиональными методиками в области логопедии.
Коррекция речи у взрослых
Логопед занимается не только с детьми дошкольного и школьного возрастов. Его квалификация и уровень знаний помогают решать проблемы, связанные с нарушениями речи у взрослых, что, как известно, сложнее поддается корректировке и требует особого подхода и значительного времени.
К сожалению, в большинстве случаев без профессиональной, квалифицированной помощи врача-логопеда не обойтись.
При правильно подобранной программе, учитывающей все нюансы речевой патологии, с использованием современных логопедических методик эффект во взрослом возрасте может быть достигнут после 7-10 занятий со специалистом. Однако основным нюансом здесь выступает систематичность и упорство в достижении цели.
При постоянных занятиях с логопедом, самостоятельной тренировке дома, самоконтроле результат не заставит себя ждать. К счастью, многие отклонения в звукопроизношении подвергаются корректировке в любом возрасте.
Этапы постановки звуков:
- разминка;
- работа непосредственно над звуком;
- распознавание звука в словах;
- закрепление.
Этапы представляют собой четко выверенную систему, и переход к следующему возможен только после усвоения предыдущего. Если у ребенка нет отклонений психического или неврологического характера, то овладение правильным произношением по этой методике показывает хорошие результаты.
Логопедические приемы коррекции
В русском языке существуют звуки, которые вызывают затруднения в произнесении у большинства людей-логопатов, это – [с], [з], [ш], [ж], [р], [л], [ч], [г]. Для их постановки и правильной озвучки разработаны и успешно применяются различные упражнения и методики. Опытные логопед с их помощью прорабатывает звуки, требующие коррекции.
Звуки [ш], [ж] являются одними из самых сложных, работа над ними занимает определенное время. Более того, постановка этих звуков влияет на чистоту и правильность произношения других шипящих, а также [с], [з], [ц]. Поэтому специалист чаще всего начинает занятия с их коррекции.
- Артикуляционная гимнастика:
- Изменение положения губ – трубочкой или в улыбке.
- Движения языка к зубам, щекам.
- Язык плоский-суженый.
- Язык вглубь-наружу.
- Воспроизведение звуков природы, окружающего мира:
- Шипение змеи, жужжание насекомых, цоканье лошади.
- Шум дождя, ветра, шуршание листвы.
- Звуки моторов, машин, самолетов и т. д.
- Скороговорки, потешки, стихотворения.
- Игры:
- «Преувеличение» – рука-ручища, кот-котище, дом-домище.
- «Соревнования». Кто больше знает слов, начинающихся или заканчивающихся отрабатываемым звуком.
- Чередование глухих и звонких звуков – шар-жар, рак-лак, коса-коза.
Упражнения по постановке звуков на первый взгляд не представляют сложности и кажутся легко выполнимыми. Однако только квалифицированный логопед сможет составить коррекционную программу, исходя из анамнеза речевого отклонения, своевременно отмечая наличие или отсутствие положительной динамики в процессе обучения.
Постоянное наблюдение врача не только гарантирует хороший результат, но и значительно сокращает время на отработку правильного произношения.
Речь – один из показателей умственного и психического развития, она отражает все достижения и проблемы ребенка. Даже кратковременная задержка в овладении речью негативно скажется на общем развитии маленького человека.
Правильное чистое произнесение звуков – залог успешного обучения в школе и усвоения учебного материала. Поэтому так важно своевременно выявить отклонения в речевых навыках и обратиться к специалисту.
Врачи-логопеды Центра восстановительной медицины г. Набережные Челны обладают необходимой квалификацией для проведения мероприятий по коррекции речи и правильной постановке звуков. Перечень оказываемых услуг приведен на сайте.
Там же можно записаться на первичный прием к специалисту необходимого направления для получения консультации или позвонить по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.
Причины неправильного произношения. | Статья по развитию речи на тему:
Причины неправильного произношения.
Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.
Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
1. органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;
2. функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.
В зависимости от локализации дефекты нарушения делятся на:
1. центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;
2. периферические – повреждение или врожденные аномалии периферического органа или нерва.
В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т. д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.
После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.
Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).
Одной из причин неправильной речи детей называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.
Нарушение звукопроизношения у взрослых и детей
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Причины
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешное обучение ребенка в школе.
Симптомы
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные
мягкие согласные
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
— искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
— отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
— замена одного звука другим (колова).
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
— полное неумение произнести звук
— правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т.е. недостаточная автоматизация звука
— смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.
Лечение
Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления и восприятия фонем и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений.
Нарушение звукопроизношения и его коррекция — Детский сад № 2 «Ивушка»
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные
мягкие согласные
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
· искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
· отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
· замена одного звука другим (колова)
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
· полное неумение произнести звук
· правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми.
Задачей работы логопедической группы в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Для коррекции речи зачисляются дети с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи ( ОНР). Деятельность лого.группы предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. В случаях систематического игнорирования родителями требований логопеда, немотивированных пропусков занятий возможно отчисление ребенка с занятий в логопедической группе.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.
Дислалия у детей дошкольного возраста
Статья:
Каждую семью, где растет ребенок, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и одно из них речевое развитие в частности. Родители часто сталкиваются с диагнозом дислалия (функциональная, физиологическая, акустико-фонематическую, артикуляторно — фонематическую, артикуляторно – фонетическую)
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим ( звук [ р] заменяет на[ л], [с] на[ ш ] и т.д.)
Безусловно, речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте.
Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семьи.
Семья может и должна помогать дошкольном учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.
Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук „Р“. Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.
Чаще всего дефектными являются
шипящие звуки ш, ж, ч, щ,
свистящие — с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль.
Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Не надо забывать, что речь ребенка формируется поэтапно. Поэтому речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.
К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.
Зачастую родителей волнует вопрос , как быстро можно исправить неправильное звукопроизношение.
Хотим обратить Ваше внимание родители, что сроки преодоления недостатков произношения будут зависить от ряда факторов:
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям.
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.
Какие могут быть причины дислалии у детей?
1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго «сюсюкают» с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение.
2. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения. Малыш может подражать своим плохоговорящим младшим братьям и сестрам, а также искажённой, неправильной речи взрослых.
3. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда. Если в раннем возрасте кроха вынужден разговаривать на двух языках(биллилингвизм), он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой, путает и смешивает похожие звуки.
4. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.
5. Снижение слуха.
6. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата:
— очень короткая подъязычная уздечка.
— слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький.
— неправильный прикус.
— неправильное строение зубного ряда.
— аномальное строение нёба, например, слишком высокое, узкое нёбо мешает правильному произношению многих звуков.
— губы — отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя — тоже могут затруднять четкое произношение губных звуков М, П, Б, Ф, B.
7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти. Это приводит к неумению ребенка удерживать губы, челюсть и язык в нужном для правильного произношения звуков положении, а также быстро переключаться от одного движения органов артикуляции к другому.
8. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.
Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте — нарушений чтения и письма.
Таким образом, несмотря на то, что «дислалия» у детей считается самой лёгкой речевой проблемой, её последствия могут быть очень серьёзны!
Поэтому стоит предотвращать те причины, которые вы — уважаемые родители можете предотвратить не «сюсюкайте» с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение
Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.
Общие сведения
Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.
Функциональная дислалия
Причины функциональной дислалии
У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:
- Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
- Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.
Патогенез
Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.
Классификация
На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:
- Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
- Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
- Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.
Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:
- Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
- Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
- Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.
Симптомы функциональной дислалии
Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.
Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» — «мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).
Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.
Осложнения
Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.
Диагностика
Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.
- Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми — родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
- Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
- Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
- Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.
Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.
Коррекция функциональной дислалии
При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:
- Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
- Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.
Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.
Прогноз и профилактика
Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.
Поговорим о речи- Яррег — новости Ярославской области
Когда тебя не понимают другие люди, строить с ними отношения трудно. Правильная речь – одно из условий успешного общения. О том, как исправить разные речевые дефекты – от легкой картавости до тяжелого заикания, рассказывает специалист сурдологического центра ЯОКБ логопед Светлана АБРАМОВА.
Чем взрослее, тем труднее
В сурдологический центр ЯОКБ могут обратиться все – и дети, и взрослые, желающие избавиться от недостатков произношения. Однако если помощь ребенку может ограничиться несколькими занятиями, со взрослыми работают долго.
– Детей переучить гораздо легче, их сознание более гибкое, – объясняет Светлана Абрамова. – А вот с возрастом речевые стереотипы прочно закрепляются на бессознательном уровне, они очень устойчивы. Так что родителям нужно обязательно показать ребенка специалисту как минимум в двухлетнем возрасте, а по направлению педиатра – еще раньше. Первое оперативное вмешательство для исправления явных дефектов речевого аппарата возможно уже в возрасте до года, но решение об операции должен принимать хирург.
Кстати, рекомендация не праздная: с каждым годом в Ярославской области и в целом по России количество детей с дефектами речи увеличивается. Причиной неправильного произношения звуков часто становятся анатомо-физиологические дефекты носоглотки, например короткая уздечка языка или расщелина неба. Все это можно исправить, в том числе хирургически. Более серьезная коррекция требуется, если причины неправильной речи или заикания – органические, неврологические, связанные с поражением центральной и периферической нервной системы, с врожденными патологиями, поражением органов слуха, а также психолого-социальными причинами. В этом случае обязательно наблюдение у врача-невролога, который и назначает лечение, в том числе медикаментозное.
Если нарушения речи вызваны стрессом, то логопеду часто приходится брать на себя функции психотерапевта. К примеру, серьезную психотерапевтическую работу логопед-дефектолог проводит при лечении заикания у левшей, которое у таких людей встречается очень часто, в том числе и как стрессовая реакция на переучивание.
Иногда причина трудностей в речевой и интеллектуальной деятельности у ребенка может быть и сугубо внешней: например, хронический недостаток йода, кальция, селена в организме, характерный для нашего региона. Эти микроэлементы, особенно йод, очень важны для образования и закрепления устойчивых нейронных связей в головном мозге, отвечающих за речевые и другие навыки. И в практике ярославских логопедов были случаи, когда ребенку назначали соответствующий препарат, и он в считанные дни делал стремительный рывок в своем речевом и интеллектуальном развитии.
Вообще у логопедов в арсенале много различных приемов. В лечении заикания применяются артикуляционная и дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, точечный массаж и другие методы.
Каждому – свое
Интересно, что дети часто путаются в правильном произношении звуков, когда идут в детский сад и начинают подражать ребенку-лидеру или взрослому сотруднику дошкольного учреждения с дефектами произношения. Сейчас обязательных логопедических уроков воспитатели в садах не проводят, поэтому переучивать детей-подражателей нужно обязательно. Нелегко приходится и малышам, которые растут в двуязычных семьях и с пеленок слышат разные варианты звукопроизношения.
Есть распространенный стереотип: достаточно знать несколько логопедических упражнений, и при определенной тренировке можно исправить любой речевой дефект. На самом деле успех в формировании правильной речи возможен только при условии индивидуального подхода. А одно и то же упражнение может в одном случае помочь, а в другом – навредить.
– Коррекция различных дефектов речи – от дислалии (неправильного произношения одного-двух звуков) до гораздо более серьезных патологий – процесс чаще всего длительный. Успех здесь возможен только после совместных целенаправленных усилий врача и пациента, – отмечает Светлана. – К сожалению, нагрузка на штатного логопеда в школе не позволяет уделять должного внимания каждому ребенку, поэтому для достижения реального эффекта нужны индивидуальные занятия. Как вариант – постановка ребенка на учет к логопеду в районной детской поликлинике.
Наконец, отдельная отрасль логопедии и дефектологии – работа с нарушениями речи после перенесенных инсультов. С начала 2010 года, после открытия регионального сосудистого центра в ЯОКБ, с такими пациентами занимаются два штатных специалиста. Но для того чтобы полностью восстановить речь после столь серьезного потрясения, опять же необходима длительная индивидуальная и, главное, системная работа пациента и логопеда. Поэтому для эффективной реабилитации после инсульта родственникам пациента надо позаботиться о логопедических занятиях как минимум в течение полугода.
Светлана ТАМАРОВА
Ребенок неправильно произносит слова | Разобрался
Ответ:
Когда дети только учатся говорить, они часто делают ошибки в своей речи. Они заменяют звуки, например, говорят на , когда имеют в виду кот . Они также не учитывают звуки, например, просят ложку , когда им действительно нужна ложка .
Иногда дети сокращают слова, чтобы их было легче произносить. Многие из моих младших учеников просят поиграть на моем компьютере ’, когда им нужно время за компьютером.Так они сообщают о своих потребностях, пока они еще учатся имитировать звуки, которые слышат.
Когда дети становятся старше, они обычно перестают делать эти ошибки. К 8 годам от них ожидается, что их речь будет звучать правильно. И они должны быть понятны широкому кругу людей.
Итак, почему у некоторых детей возникают проблемы с этим, в то время как другим так легко произносить слова? Точно не знаем. Дети могут бороться с речью по-разному.
У некоторых есть проблемы с движением языка и рта, необходимым для произнесения звуков речи.Другие ошибаются в целых группах звуков.
Они могут заменить все звуки, издаваемые в задней части рта (например, k и g ), звуками, издаваемыми в передней части рта (например, t и d ). Но они могут не распознать разницу между , точка и , получилось или понять, почему это важно.
Вы описываете проблему с произношением. Это отличается от проблем с языковой частью разговора. Дети, которые не умеют говорить, правильно произносят слова, но
используй их неправильно
.
Есть способы помочь детям, которым трудно произносить слова. Учителя и медицинские работники могут быть отличными источниками информации. Они также могут порекомендовать следующие шаги, такие как логопедия, чтобы развить навыки. Школы могут предложить
Логопедия
бесплатно. Это также
логопеды
которые работают вне школы.
Некоторых детей смущают проблемы с речью. Одна вещь, которую вы можете сделать дома, — это помочь детям
обнаружить сильные стороны
. Сообщите им, что навыки можно улучшить с помощью работы.Это помогает детям оставаться мотивированными к продолжению работы над задачами.
Что вызывает проблемы с произношением у маленьких детей?
Произношение — самая распространенная проблема речи, которую родители замечают у детей, согласно статье из «Родители, обучающие за границей», опубликованной на веб-сайте Международного детского образования 1. Маленькие дети, в частности, часто заменяют звуки или оставляют звуки в словах. Хотя большинство детей к школьному возрасту говорят четко, вашему ребенку может потребоваться логопедическое вмешательство, если он продолжает неправильно произносить слова к 6-7 годам.
Где издается звук
Ребенок, у которого по мере взросления все еще возникают проблемы с правильным произношением звуков, может иметь речевое расстройство, сообщает Американская ассоциация речевого языка и слуха 234. Родители могут искать определенные признаки, чтобы определить, есть ли проблема с речью у ребенка достаточно серьезна, чтобы ему понадобился логопед. Например, у некоторых детей проблемы с тем, где издаются звуки. Звуки, которые ребенок произносит в направлении передней части рта, обычно являются первыми и самыми легкими для произнесения.Эти звуки включают m, n, p, b, t и d. Такие звуки, как l, r, s и th, для которых ребенку необходимо использовать свой язык, труднее произнести.
Размещение в словах
Расположение звука в слове может повлиять на произношение ребенка. Звуки, которые появляются в начале слов, обычно легче всего произносятся. Затем обычно следует усвоение звуков в конце слов, в то время как согласные звуки и сочетания букв в середине слов не так легко для некоторых детей выучить.Такую букву, как «r», в которой много смешанных звуковых комбинаций, ребенку будет сложнее сказать четко. В гостевом блоге для Mommy Speech Therapy автор и логопед Кристин Ристучча предлагает, когда родители помогают детям практиковать сложные буквенные звуки или сочетания, дети должны повторять один и тот же звук в той же позиции слова, пока не произнесут его правильно.
Развитие звуков
К 3 годам большинство детей могут произносить гласные звуки и произносить согласные p, b, m, n, d, g и h.В возрасте 4 и 5 лет ребенок должен уметь произносить более сложные согласные и смешивать такие звуки, как k, t, f, v, j, th, ng, ch и sh. Если проблемы с произношением не исчезнут после того, как ваш ребенок поступит в начальную школу, поговорите с его педиатром или школьным консультантом о направлении к логопеду. ASHA сообщает, что, хотя маленькие дети часто ошибаются в речи, к 8 годам они должны быть в состоянии правильно произносить все звуки на английском языке.
Проблемы с речью
Пока ребенок показывает непрерывный прогресс, иногда неправильно произносить слова — это нормально.Но если ваш ребенок продолжает неправильно произносить многие слова и не показывает улучшений, у него могут быть проблемы. Врач может направить ее к аудиологу, который проверит ее слух. KidsHealth отмечает, что некоторые проблемы с речью также вызваны проблемами языка или неба, задержкой в развитии или орально-моторными проблемами. Орально-моторная проблема связана с тем, как ребенок двигает языком, губами и нёбом, чтобы издавать звуки.
Следует ли мне беспокоиться о том, что мой дошкольник неправильно произносит определенные звуки?
Не волнуйтесь; некоторые звуки трудно произнести дошкольником.Например, воспроизведение звука «т» вместо звука «к», такого как «тате» вместо «торт», является распространенной заменой, и не о чем беспокоиться, если только вашему ребенку не исполнилось 5 лет (в этом случае поговорите с ее педиатр, который может направить вас к логопеду). Большинство трех- и четырехлетних детей могут легко произносить звуки «п», «б» и «м», потому что они могут наблюдать за вашими губами и видеть, как формируются звуки. Такие согласные, как «k» и «g», трудны для дошкольников, потому что они производятся в задней части рта, и ваш ребенок фактически не может видеть, как издавать звук.Другие звуки, с которыми ваш ребенок может столкнуться в возрасте 3 лет, включают
* «f», произносимое как «p», например, «pish» вместо «fish»
* «g», произносимое как «d», например, «dame» вместо «game»
* «ch» произносится как «sh», например «мыть» вместо «watch»
* «sh» произносится как «s», например «sip» вместо «ship» «
* согласных в середине слов опущены, поэтому« бейсбол »становится« байболом »
* слова с более чем одним слогом сокращаются или упрощаются, поэтому« Эмили »становится« Мемми »или« Эмми »
Звуки которые могут представлять трудности для 3- и 4-летних детей, включают
* «l» произносится как «w» или «y», например «yeg» вместо «leg»
* «r» произносится как «w», например «wabbit» вместо «rabbit»
* «s» часто шепелявит как звук «th», например, «thun» вместо «sun»
* «v» произносится как «a» b, «например, запрет» вместо «ван»
* сочетания согласных звуков, где две согласные находятся рядом друг с другом, такие как bl, dr, th, tr, dr, sl, sm, sn и st, неправильно произносятся, если один из звуков отключен («стоп» становится «верх» или «подачка»)
Иногда трудности с произношением связаны не столько со звуком конкретной буквы, сколько с построением самого слова.Например, ваш ребенок говорит «папа», чтобы вы знали, что он может издать звук «д», но при этом произносит слово «собака» как «гог». Фактически, она неправильно произносит слово, потому что звук «g» идет сразу после звука «d». Поскольку буква «d» произносится в передней части рта, а буква «g» — в задней части, произнесение слова «собака» требует некоторой гимнастики языка, которая может быть сложной для 3-летнего ребенка. К 4 годам она должна уметь их делать.
Примерно к 3 1/2 годам речь вашего ребенка должна быть понятна большую часть времени.Некоторые подсказки о том, что она не может перерасти свои проблемы с произношением, включают слюни, когда она неправильно произносит слова, или трудности с едой или глотанием. В таких случаях проблемы вашего дошкольника могут иметь физический компонент, и ей может потребоваться профессиональная помощь. Поговорите с ее педиатром или, если она в дошкольном учреждении, с ее учителем. Ее школа может направить вас к программе раннего речевого и языкового вмешательства (обычно координируемой через систему округа или государственной школы), которая обеспечит проверку свободы слова и языка.Или ее врач может направить вас к частному языковому патологу для обследования.
Узнайте 4 причины, по которым у вашего ребенка проблемы с произношением
Эпизод 22: Мое мнение о 4 причинах трудностей с произношением у вашего ребенка
Сегодняшняя тема посвящена четырем причинам трудностей с произношением у вашего ребенка. Произношение — это реальная механика, то есть то, как вы излагаете. Произношение связано с речью, которая сильно отличается от языка.Посетите , этот пост , чтобы узнать разницу между речью и языком.
Четыре причины трудностей с произношением у вашего ребенка
1. Возраст
Если ваш ребенок младше, у него, скорее всего, будут проблемы с произношением, что является ожидаемым и подходящим. Мы не ожидаем, что 2–3-летний ребенок будет произносить слова так же хорошо, как 5-летний. Посетите , это сообщение в блоге , чтобы узнать, каковы ожидаемые показатели разборчивости речи для детей разного возраста. Этот пост поможет вам оценить, насколько хорошо у вашего ребенка произношение. Если вашему ребенку 4 года и младше, вам не нужно слишком беспокоиться об его произношении, поскольку у него могут быть ошибки в произношении. Но если вы чувствуете, что вам нужны дополнительные советы по поводу их ошибок произношения, вы можете посетить ближайшего к вам логопеда.
2. Слух
Если ребенок не слышит, и когда я говорю «слышит», я не имею в виду ребенка с серьезным нарушением слуха.Когда я говорю о слухе как о причине проблем с произношением у вашего ребенка, я имею в виду, если ваш ребенок не получает достаточно четкий звуковой сигнал. Мне всегда приходится объяснять родителям, что меня как логопеда интересует не только, хорошо ли работает слуховой орган их ребенка, но меня также интересует путь к этому органу. Этот путь состоит из внешнего и среднего уха, а также внутреннего уха, в котором расположен орган слуха. Посетите , этот пост , чтобы узнать больше о потере слуха и тестах на слух.
Ребенок должен иметь оптимальный доступ к звуку, чтобы он мог правильно произносить слова. Во время практики логопеда я обнаружил, что одной из основных причин трудностей с артикуляцией и произношением у ребенка является отказ в доступе к звуку. Отсутствие доступа к звуку может быть вызвано частыми ушными инфекциями, простудой или гриппом. Эти инфекции часто приводят к попаданию воды и жидкости в среднее ухо. А если жидкость попала в среднее ухо, ребенок не сможет получить достаточно четкий звуковой сигнал.Посетите этот пост, чтобы узнать больше о жидкости в ушах .
Таким образом, трудности с произношением вызваны проблемами со слухом у детей с глубоким нарушением слуха или у детей с закупоркой проводящих путей (воск), то есть у детей с кондуктивной или сенсорной потерей слуха.
3. Состояние, диагностированное с медицинской точки зрения / физиологические нарушения
Эти диагностированные с медицинской точки зрения состояния или физиологические нарушения или аномалии включают:
- Детский церебральный паралич. Дети с церебральным параличом, как правило, имеют довольно вялые мышцы, из-за чего произношение звучит неточно или искаженно.Такой вид искаженной речи называется дизартрической речью .
- Синдром Дауна — Дети с синдромом Дауна, как правило, испытывают трудности с произношением, которые им необходимо посещать логопедом, чтобы иметь возможность исправить это.
- Дети, рожденные с волчьей пастью — у этих детей есть обязательные ошибки, которые не позволяют им достичь правильной среды для произнесения определенных звуков. Моя частная логопедическая клиника в партнерстве со Smile работает над обеспечением БЕСПЛАТНЫХ логопедов для детей с восстановленной волчьей пастью.Посетите , этот пост , чтобы узнать больше о работе, которую мы делаем для детей с исправленной волчьей пастью.
- Анкилоглоссия — технический термин для язычка. Уздечка языка означает, что имеется ограниченная уздечка . Уздечка — это «струнный» орган, расположенный под языком. Связка языка может вызвать трудности с произношением, особенно при использовании определенных звуков.
4. Если они были на пустышках или пустышках в течение длительного периода времени, или если они сосали большой палец или пальцы
У вашего ребенка наверняка будут какие-то трудности с произношением, если он будет сосать тон или пустышку в течение длительного периода времени.Продолжительное использование соски или пустышки приводит к тому, что ваш ребенок начинает толкать язык — это состояние известно как толкание языка. Это также может изменить зубной ряд, который можно исправить с помощью ортодонтического вмешательства в подростковом возрасте, то есть они могут носить брекеты.
Я также обнаружил, что дети, которые сосут большой палец или пальцы, обычно начинают шепелявить. Лиспинг — это когда вы стоматологизируете язык. Стоматологическая установка языка — это когда вы просовываете язык между зубами, чтобы услышать звуки, которые не требуют от вас этого.
Заключительное слово
Эти 4 причины обобщают, почему у вашего ребенка могут быть проблемы с произношением. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими другими обучающими и расширяющими возможностями ресурсами.
Произношение звуков; Как сделать это правильно
Майкл Вуд
Первым шагом в обучении систематической программе синтетической фонетики является обучение звукам, что, безусловно, является самым простым шагом для детей.Однако, если звуки произносятся неправильно, это может сделать следующий шаг — смешивание для чтения — еще более трудным. На то, чтобы дети правильно произносили звуки, стоит потратить время и усилия.
Где происходит неправильное произношение?
Пример должен продемонстрировать это. Многие люди произносят «т» как «тух», а «м» — как «мух», но это добавляет звук шва (безударный гласный звук) в конце. При таком неправильном произношении вы фактически издаете два звука вместо одного; ‘T’ и ‘uh’ или ‘m’ and ‘uh’.
Подумайте о слове: «мат», если вы произнесете его как «мух» + аа + тух », а затем смешаете их вместе, вы получите« мухаатух »далеко от« мммаат », а затем« мат ».
Почему звуки часто произносятся неправильно
Как учитель, перед вами стоит задача — добиться того, чтобы вас слышали более 20 детей, что означает много проекций в заднюю часть класса (и особенно хриплый голос в плохой день!). Проецирование звука, особенно согласного, часто приводит к добавлению шва в конце.Подведите детей к себе поближе и, если необходимо, переместитесь в конец группы для дальнейших циклов произношения.
Кроме того, песни и песнопения, которые содержат много повторений звука, ничего не могут сделать для «чистоты» звука. Помните, у детей появляется привычка начинать «звуковую песню», когда вы спрашиваете их, какой звук для данной буквы — не очень полезно для смешивания (добавляется слишком много избыточной информации). Если вы собираетесь использовать песни для изучения звуков, используйте их только как вспомогательное средство в начальном обучении, а затем проведите подробные уроки, на которых дети должны узнавать звук без помощи песни.Многие эксперты утверждают, что песни и песнопения усложняют задачу детей, использующих эти звуки для смешивания неизвестных слов для чтения. Если вы используете песни в качестве вспомогательного средства, хорошенько подумайте об этом.
Уроки фонетики без подготовки — руководство по обучению звукам
Наши интерактивные уроки фонетики с функцией щелчка мышью помогают учителям: знакомить со звуками и их произношением, наряду с практическими упражнениями и упражнениями на скорочтение. Ознакомьтесь с кратким обзором урока по звукам:
Узнайте больше о наших уроках по акустике без подготовки.
Некоторые звуки могут отличаться от ожидаемых
На одном из наших недавних бесплатных веб-семинаров учитель спросил: «На занятиях уровня 3 наша команда детского сада обнаружила, что« w »звучит как« oo », а« y »звучит как« ee ». Это ошибка, и знали ли вы о ней? »
Замечательное наблюдение и вопрос. Чтобы ответить на ее вопрос, нет, это не ошибка, но нам нужно более внимательно прислушиваться к звукам. Многие учителя произносят эти звуки как «уу» и «уу», но это добавляет шва к тому, что должно быть единым звуком.Добавление этого затрудняет смешивание. Подумайте о слове «путь» (которое состоит из трех букв, но двух звуков), если вы произнесете его: «уу» + «ай», а затем смешайте их вместе, и вы получите «вухай» (на самом деле это три звука). Мы сохранили «y» и «w» в чистом виде, чтобы сделать смешивание настолько простым, насколько это возможно.
Слушайте правильное произношение этих звуков: посмотрите уровень 3 Части 1 в нашем инструменте Произношение звуков.
Идеи, чтобы убедиться, что вы учитесь правильному произношению
- Phoneme Телефоны
- Перед тем, как специально обучать детей их звукам, убедитесь, что вы на шаг впереди в своем точном произношении.
- Используйте наши уроки фонетики без подготовки, чтобы убедиться, что вы правильно произносите звуки.
- Если дети испытывают трудности с произношением, каждому ребенку будет полезно портативное зеркало, чтобы проверить положение рта и языка.
- Phoneme, показанный справа, помогает ребенку четко слышать звук, который они производят, и самокорректировать, что снова полезно для тех, кто борется.
- При необходимости преувеличивайте движения языком и ртом.
- Детям также может быть полезно пощупать собственное горло, издавая звуки, и «почувствовать» звук.
Телефон
Вы скоро обнаружите, что просто осознавая важную связь между правильным произношением звуков и легким смешиванием, вы быстро начнете самокорректироваться и производить красиво чистые звуки! Каждый раз, произнося звук, задавайте себе вопрос: «Насколько чистым был этот звук?»
Автор: Майкл Вуд
Майкл Вуд — соучредитель Phonics Hero.Майкл имеет более 30 лет опыта работы психологом-педагогом, работая в Совете графства Северный Йоркшир в Великобритании и в британских международных школах в Гонконге. На протяжении всей своей практики он проявлял большой интерес и сосредоточился на раннем вмешательстве в проблемы с грамотностью.
Понимание слов малыша
Чего можно ожидать от речи малыша:
Первые слова малыша наверняка растопят ваше сердце, но они могут не сильно напоминать английский.Это потому, что многие малыши пропускают некоторые согласные, которые сложно произносить. Они могут включать звуки, которые легче произнести, поэтому вы можете услышать «ви-пи» вместо «очень». Тоты также полностью игнорируют некоторые труднопроизносимые звуки, поэтому «at» заменяет «кот» (а также «шляпу» и «летучую мышь»). Малыши также могут менять звуки в одном и том же слове, потому что его легче произносить в таком измененном порядке, как в «мазок», а не «плохо».
Почему слова малыша не получаются идеально:
Рот вашего манчкина все еще довольно новый — и все еще находится в процессе развития малыша.Первые слова ребенка, требующие интенсивного движения языка, такие как «l» и «s», и смешанные (например, «fl» в слове «цветок»), также представляют собой проблему и могут сбить с толку детей вплоть до 6 лет.
Что вам нужно знать о речи малышей:
К счастью, звуки, которые замещают дети, настолько распространены (например, «w» вместо «r» или «v»), что большинство людей могут понимать слова малышей. Говорение малыша обычно улучшается к 4 годам, но если после этого ваш ребенок все еще борется с трудностями (или если ваш малыш использует другую замену каждый раз, когда произносит определенное слово), обсудите это со своим педиатром.Ваш врач может предложить логопеду, чтобы помочь вашему красавцу догнать своих сверстников.
Что вы можете сделать, чтобы улучшить разговорную речь малышей:
- Поднимите недостающий звук. Когда ваш подающий надежды шутник говорит: «Ой!» указывая на корову, ответьте: «Да, это корова! Я тоже вижу корову». Ответ с правильным произношением поможет вашему малышу услышать то, что он должен сказать.
- Будьте терпеливы. Позвольте вашему маленькому словарю не торопиться, когда он пытается что-то сказать.Остановка, чтобы послушать, повысит его уверенность и снизит вероятность разочарования.
- Поощряйте его практиковать. Лучший способ помочь малышу в развитии речи — незаметно заставить его повторять звуки. Читайте книги, в которых используются звуки, с которыми у него проблемы, а также работайте с ними в течение дня. Если он борется с «d», скажите: «Папа моет посуду. Тогда он собирается сменить тебе подгузник. Можешь сказать« подгузник »?» Чем больше он слышит и издает эти звуки, тем быстрее он отточит свое произношение.
- Знайте, что он говорит. Вы не можете помочь своему любимому человеку говорить, если не понимаете, что он пытается сказать. Нужен переводчик языка для малышей? Обратите внимание на эти часто неправильно произносимые слова для малышей:
Настоящая сделка | Интерпретация вашего малыша |
Rabbit | Wabbit |
Чашка | Cuh (дети часто используют только начинающую согласную) |
Car | Gar (звуки g сделать проще, чем звуки c) |
Pig | Big (b- звуки также может быть легче создавать, чем p-звуки) |
с | Wif (th-звуки требуют точного расположения языка и воздушного потока, который слишком сложен для крошечных малышей, поэтому они будут подключаться к более легкому в освоении -сделать звук) |
School | Kool (здесь та же история: sch-blends сложнее сказать, чем одиночный k-звук) |
От редакции What to Expect и Хайди Муркофф, автора Wh at Ожидайте, когда вы ожидаете .What to Expect следует строгим правилам отчетности и использует только достоверные источники, такие как рецензируемые исследования, академические исследовательские институты и уважаемые организации здравоохранения. Узнайте, как мы обеспечиваем точность и актуальность нашего контента, прочитав нашу медицинскую экспертизу и редакционную политику.
Детская речь: когда проблемы с произношением сохраняются
Мы все слышали это: те очаровательные словесные ошибки, которые делают маленькие дети, когда они пытаются овладеть языком. И хотя «паскетти» вместо «спагетти» может показаться милым, когда это говорит двухлетний ребенок (еще один фаворит: цвет «lellow»), дети старшего возраста, которые не могут явно выразить себя, рискуют бояться говорить в классе или о том, что сверстники дразнят его.
Правильное лечение, помогающее детям говорить ясно, может помочь маленькому ребенку в учебе и обществе. Но как насчет детей постарше, которым все еще трудно правильно произносить звуки?
У детей старшего возраста с проблемами речи часто возникают проблемы с шепелявостью или с воспроизведением звуков, издаваемых буквами th, r или l, — говорит Венди Белл, дефектолог из Детской больницы Сиэтла. Другие дети могут говорить слишком высоким, скрипучим или «слишком гнусавым голосом», — говорит она.
Большинство родителей замечают эти проблемы на раннем этапе и обращаются за лечением. Это может иметь решающее значение, поскольку не все проблемы с четкостью речи улучшаются сами по себе. Мать девятилетнего Джейкоба Брайта, Дженни Брайт из Bellevue, впервые заметила проблемы с речью у Джейкоба, когда ему было 16 месяцев. Ее педиатр направил Брайтов к методам раннего вмешательства. Сегодня, хотя речь Джейкоба улучшилась, он все еще получает логопед в школьном округе Бельвью.
Нейколь Крепо, Киркланд, мать Конрада (18) и Девон (14), также впервые заметила проблемы с речью у своих детей, когда они были очень маленькими.«Конрад что-то шепелявил и плохо произносил букву« р ». Девон имел обыкновение невнятно произносить слова, как будто он говорил слишком быстро », — говорит она.
Некоторые проблемы с четкостью речи вызваны физическими проблемами, как это было в случае с Конрадом. Когда он получил скобы и медицинские устройства для движения челюсти, его мать вспоминает: «Ортодонт сказал нам, что это может улучшить его речь, и, как выяснилось, это так».
Но для Девона, практика говорить более медленно помогла ему улучшить его речь.Крепо и ее муж работали с ним дома, напоминая ему, чтобы он притормозил.
«Мы также придумали предложения, в которых были звуки, которые он старался произносить невнятно, и мы заставляли его пытаться произносить их четко несколько раз в день», — говорит она. Сегодня речь Девон лучше. «Если он устает, он становится ленивым и ругается. Но он, кажется, сам более осторожен, чтобы говорить четко «.
Получение помощи
Как родители могут решить, следует ли вызывать специалистов, чтобы помочь своему ребенку говорить? Сначала поговорите с педиатром вашего ребенка — он или она может направить вас к логопеду, если это необходимо.Лечение различается в зависимости от диагноза.
Белл объясняет, что, хотя логопедия может быть всем, что нужно для шепелявления, может потребоваться проверка на «толкание языка». По словам Белла, положение языка в покое может быть важным для развития движений, необходимых для правильного воспроизведения звуков s и z.
Но некоторые проблемы с речью не решаются так рано, как нам хотелось бы. Многие дети все еще не могут произносить определенные звуки в старших классах и в средней школе.Именно тогда социальная среда набирает обороты — и когда дети, которые, например, не могут произнести свое «р» или все еще шепелявят, часто смущаются. Некоторых детей могут даже запугать.
Согласно исследованию Университета штата Пенсильвания, дети с проблемами речи чаще подвергаются издевательствам, чем другие дети, особенно «издевательствам в отношениях», что означает, что они остаются в стороне или публично унижены. Согласно исследованию штата Пенсильвания, все чаще патологи речи и языка проходят подготовку для работы с этими детьми в надежде уменьшить издевательства с помощью решения проблем, ролевых игр и поощрения детей к высказыванию.
Родители также могут вмешаться. На вечеринке по поводу девятого дня рождения Джейкоба один из его друзей спросил Дженни Брайт, почему он «смешно говорит».
«Я сказал мальчику, что у меня были задержки речи в детстве, и Джейк унаследовал некоторые из них от меня. Я также сказал ему, что как друг Джейка мы должны заботиться друг о друге, и если кто-то говорит что-то плохое, сказать учителю — или сказать этому человеку, чтобы он прекратил это делать ».
Крепо считает, что ее сын Девон был действительно мотивирован улучшить свою речь после того, как столкнулся с некоторыми насмешками со стороны сверстников.«Девон начал заниматься самостоятельно … он заинтересовался этим из-за шуток своих друзей».
Если вы думаете, что речь вашего ребенка создает для него социальные проблемы, задайте себе эти вопросы, — говорит Белл. «Как ваш ребенок относится к различиям в речи или общении? Становится хуже? Кто-то высказал отрицательный отзыв или выразил искреннюю озабоченность? »
Если ваш ребенок смущен или неловко, или другие начали указывать на различия в речи, логопедия может быть лучшим способом вернуть ребенку уверенность в себе.«Качество речи и вокала являются сильными характеристиками для идентификации и личности», — говорит Белл. «Я убежденный сторонник того, чтобы дети получали те услуги, в которых они нуждались».
Джессика Минье Мейб — частный репетитор и писатель. Ее работы представлены в ее отмеченном наградами блоге. Она живет со своим партнером и их тремя детьми.
РЕСУРСЫ
Американская ассоциация речи, языка и слуха
Этот веб-сайт предоставляет общую информацию о проблемах с четкостью речи для всех возрастов, а также базу данных поставщиков услуг логопеда.
Детская речь и языковая программа Сиэтла
Миофункциональная клиника Bellevue
Миофункциональное лечение может помочь с некоторыми физическими причинами проблем с четкостью речи.
Государственные школы Сиэтла: информация об IEP
На этой веб-странице представлен обзор процесса индивидуального плана обучения для учащихся школьного округа Сиэтла, включая ресурсы для родителей с детьми в частных школах.