Понятие экологическое воспитание: Экологическое воспитание — это… Что такое Экологическое воспитание?

Содержание

Экологическое воспитание — это… Что такое Экологическое воспитание?

Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Экологический риск
  • Экологическое нормирование

Смотреть что такое «Экологическое воспитание» в других словарях:

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В СССР экологическое воспитание одна из составных …   Экологический словарь

  • экологическое воспитание — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological [environmental] education …   Справочник технического переводчика

  • экологическое воспитание — ekologinis auklėjimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Šviečiamoji veikla, apimanti aplinkos apsaugos nuostatų diegimą, žinių teikimą, įgūdžių lavinimą, aplinkai nepavojingo gyvenimo būdo propagavimą. atitikmenys: angl.… …   Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

  • -Экологическое воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей; Э.в. осуществляется через экологическое образование, а также семью, государственные и… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких …   Профессиональное образование. Словарь

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИ — Е деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний (проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Экологическое воспитание и образование — деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний ( проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • экологическое образование — Просвещение и воспитание населения в духе бережного отношения к природе …   Словарь по географии

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия

Экологическое воспитание: цели, методы, особенности

Понятие и цели экологического воспитания

В современных условиях, когда масштабы экологических изменений достигли критического уровня, формирование экологического образования в обществе стало социальным заказом государства, который сформулирован во многих нормативных документах, концепции развития образования, концепции экологического образования, концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования.

В современное время среди исследователей нет единого определения экологического воспитания, так ученые трактуют его как:

  • психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
  • процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности с целью формирования экологического мировоззрения, подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности;
  • процесс формирования моральной ответственности за состояние окружающей среды, осознания постоянной заботы о ней во всех видах индивидуальной и общественной деятельности.

Цели и особенности экологического воспитания

Специфика экологического воспитания заключается в выработке мировоззренческого отношения к комплексной целостной системе «общество-природа», откуда вытекает и комплексный характер собственно экологического воспитания, а также такой его принцип, как принцип материального единства мира, к которому приобщаются принципы комплексности, непрерывности, патриотизма, сочетания личностных и общих интересов.

Оно основывается на усвоении понятий, формировании умений и отношений, необходимых для осознания и оценки уровня добропорядочности в отношении человека к природе, обществу, другим людям, к культуре.

Определение 1

Экологическое воспитание – это особая форма человеческого общения, в процессе которого осуществляется усвоение экологических норм, ценностей, установок, мировоззренческих ориентаций, экологического социокультурного опыта индивидами, которые объективно и субъективно нуждаются в такого рода коммуникации, чтобы войти в мир экологической культуры и осознанно и ответственно решать экологические задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Экологически воспитываясь, человек «вводит» себя в мир экологической культуры человеческого сообщества, проявляя свою экологически ориентированную социальную и духовную сущность.

Морально-экологическое воспитание должно развивать чувство уважения к окружающей среде и всему живому миру, переживание за сохранение его жизненной силы, помогает усвоить моральные правила межчеловеческих отношений и отношений человек-природа.

Методы экологического воспитания

Анализ научной литературы свидетельствует, что в определенной мере уже раскрыты задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания, среди которых: экскурсии; экологические занятия; экологические соревнования; коллекционирование; экологические праздники; экологические развлечения; экологические рассказы, экологические тропинки, беседы, научные исследования, опыты, эксперименты, наблюдения, моделирование, метод проектов, игровые технологии, просмотр фильмов, участие в экологических акциях и мероприятиях и др.

Методы и средства экологического воспитания позволяют научить личность воспринимать, оценивать, отбирать эстетические объекты в природе, определять их место и роль в целостном эстетическом поле, что включает в себя искусство, окружающую среду, общественные отношения; позволяют развивать креативность личности и общества, что стимулирует полную, гармоничную и разнообразную физическую и духовную жизнь.

Результаты эколого-эстетического воспитания проявляются в самосовершенствовании человека, социально-экологических преобразованиях общества, совершенствовании внешнего мира и формировании внутреннего мира личности; все это в дальнейшем будет способствовать постепенному глубинном распространению прекрасного в общечеловеческих масштабах.

Относительно задач, стоящих перед системой экологического воспитания, можно сказать, что в общем смысле главным результатом экологического воспитания является экологическая воспитанность личности. При этом выделяются следующие основные показатели экологической воспитанности:

  • способность осознавать духовную и материальную ценность природы для всего общества в целом и отдельной личности в частности;
  • уровень усвоения ключевых понятий, законов, принципов, научных фактов, которые позволяют определить оптимальный воздействие на окружающую среду в процессе профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • уровень приобретения практических знаний, умений и навыков оценивать влияние хозяйственной деятельности человека;
  • умение предвидеть возможные последствия своих действий и предотвратить негативные воздействия на окружающую природную среду во всех видах деятельности;
  • потребность в активной практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды и пропаганде современных идей охраны окружающей среды;
  • умение анализировать экологическую ситуацию; результативность практической экологической деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самопознанию.

Замечание 1

Таким образом, перед экологическим воспитанием стоит, прежде всего, задача формирования установок на экологически правильное поведение.

Она, в свою очередь, тесно связана с проблемой воспитания экологических потребностей, поскольку формирование устойчивой установки возможно лишь при наличии той или иной потребности как стимула к действию.

Экологические потребности имеют достаточно сложную иерархическую структуру:

  • сохранение окружающей природной среды, всех важнейших компонентов биосферы;
  • производство и воспроизводство экологической среды;
  • экологизация всех видов человеческой деятельности, включая экологизацию общественного сознания и формирования высокой экологической культуры каждого;
  • обеспечение экологической безопасности планеты.

Экологическое воспитание

Суть экологического воспитания можно определить, в первую очередь, его задачами, которые подразумевают создание:

Экологическое воспитание призвано сформировать познания о природе, её взаимодействии с обществом, знание по её исследованию и охране. Ход экологического воспитания детей всегда, в той либо иной мере, сочетает воспитание и образование и ориентируется на создание природной ответственности к окружающему миру.

Экологическое воспитание — это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и поэтому к обсуждению сути можно применять единые подходы теории воспитания.

Главные направления экологического воспитания возможны лишь на базе учета современности в целом, раскрытии главных целей, сути и противоречий в нем, а еще и выводов педагогической науки о современном состоянии, подходов и направлений к воспитанию в наши дни.

В настоящее время суть экологического воспитания невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение.

Категории экологического воспитания

Сущность экологического воспитания можно определить такими категориями, как: мировоззрение — ценности — отношение — поведение, которые считаются главными составляющими всей системы. Любое звено представляется в последовательности и исполняет конкретную функцию, однако все они связаны между собой и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания обязано быть сформировано экологическое мировоззрение, основывающееся на естественнонаучных и гуманитарных познаниях, отражающее его глубокую уверенность личности в осмысливании целостности природы и человека. Справедливо выражение И.В. Цветковой о том, что сформировавшееся мнение о согласии и единстве отношений природы и общества в процессе экологического воспитания может содействовать установлению общественного порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и способов знания в экологическом воспитании. Процесс становления экологического мировоззрения считается одной из труднейших задач в педагогике. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, обществу, человеку.

Отношение, являясь элементом системы экологического воспитания, характеризуется психологическими установками учеников к естественному и общественному окружению. В этих установках проявляется система ценностей, которая выражает уже сформированное мировоззрение. Отношения отображают психологический строй подростков, индивидуальности восприятий им экологических проблем. Экологическое воспитание обязано порождать эту систему взаимоотношений, которая пронизана ощущением глубочайшей ответственности за окружающую природу перед потомками и отображает гармоническое сочетание собственных и общественных интересов.

Экологический кризис

Серьезный экологический кризис, разразившийся на нашей планете, привнес значительные изменения в отношениях между человеком и природой, вынудил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов XX века, когда впервые перед человечеством серьёзно встала проблема уничтожения в связи с промышленной деятельностью, появилась и стала оформляться новая дисциплина — экология и, как следствие данного возникновения, возникла экологическая культура.

В связи с массовым экологическим кризисом нужно выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая активность воздействует на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны именно в данный момент. Важно заметить, как степень экологического воспитания соотносится с обстановкой в мире, в каких отношениях оно состоит с массовым экологическим упадком. Вследствие этого, надлежит указать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической ситуации в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры напрямую зависит вопрос о выживании всего населения земли, сможет ли человек остаться на нашей планете, либо его ожидает исчезновение или деградация с последующей мутацией. Конкретно на такую дисциплину как «экологическая культура» сейчас возложена задача спасения человечества, необходимость выработки устройств для предотвращения вымирания и гибели. Поэтому нужно очень внимательно подойти к проблеме экологического кризиса, и противостоять ему путём воспитания и пересмотра достижений не только цивилизации, но и всего законодательства.

Экологическая ответственность тесно связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Воплощение нравственных требований, связанных с отношением к природе, подразумевает формирование убежденности, а никак не страха за вероятное возмездие — порицание со стороны окружающих.

Образовавшаяся на сегодняшний день система школьного и внешкольного воспитания и обучения включает очень большой объем экологических познаний, навыков и умений, способных реализовать запросы в направлении подъема и развитии экологической культуры. В критериях прогрессивной экологической ситуации принципиальна экологизация всей системы воспитания и обучения растущего поколения. Одним из наиболее важных принципов экологического воспитания является принцип непрерывности — взаимозависимый процесс изучения.

Отличительной чертой взаимоотношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, считается гармоничное сочетание убеждений и долга в решении задач по исследованию и охране природы.

Ценности. Данный элемент экологического воспитания направлен на создание ценностных ориентации, социальных, духовных, которые получали бы индивидуальный характер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых основ и установок.

Воспитание лично значимых ценностей формирует личность подростка.

Поведение представляет в экологическом воспитании обобщающий элемент. Оно будет признано экологически грамотным в том случае, если соответствует сформированному мировоззрению, подходящим ценностным ориентациям и отношению к собственным действиям, к природе. Поведение подростка, его действия предоставляют возможность действительно судить об эффективности экологического воспитания.

понятие и роль в воспитании детей

Экологическое воспитание – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы школы и ДОУ. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой.

Отвечая на вопрос «что такое экологическое воспитание» с точки зрения педагогики, нужно сказать, что это не просто уроки, но целая педагогическая деятельность, направленная на повышение экологической образованности среди подрастающего поколения. Познание законов природы, особенностей взаимодействия с ней, навыков и знаний. Формирование эстетических, нравственных чувств, укрепление личных качеств, приоритетов и позиций, в отношении охраны окружающей среды – это основная воспитательная задача в экологии.

Актуальность и понятие экологического воспитания

Свою актуальность проблема экологии приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты. Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать. И делать надо, потому что риски слишком велики. Риск тут не просто в ухудшении качества жизни, а в самом сохранении жизни населения планеты. Цели глобальны, ни так ли?

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры. В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

Роль экологии в воспитания сегодня

Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.

Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:

  • факты о природе;
  • выводы и сведения;
  • знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
  • процессы взаимодействий природных объектов.

Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Экологическое сознание (точнее, его формирование) является целью «эко» образованности детей. Формирование эстетических чувств, ответственности, понимания возможных последствий действий человека, как положительных, так и отрицательных.

Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.

Понятие о социально-экологическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

удк 371.4 Керимов Джасарат Фаильевич

Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова

[email protected]

ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Целью данной статьи является рассмотрение понятия социально-экологического воспитания. В статье приводится анализ возникновения данного типа воспитания. Рассматриваются взглядыученых-педагогов на экологическое и социальное воспитание, об их возможной взаимосвязи в процессе воспитательной деятельности. В результате дается собственное видение автора на определение социально-экологического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, экологическое воспитание, социальное воспитание, среда, социальная экология, система «природа-общество».

В первобытном обществе, благодаря близости человека к природе и протеканию коллективной трудовой деятельности непосредственно в природной среде, воспитание человека в большей степени, чем в иных общественных формациях, имело экологическое содержание: человеку прививались представления о единстве человека и природы, единстве и взаимосвязи в мире животных, растений и их среде, понимание сложности природной среды и необходимости бережного отношения к ней. Через понимание своего места в природе человек четко усваивал смысл половой и возрастной дифференциации первобытного общества и естественность возрастной иерархии и соответствующие ей нравственные нормы. Развитие человеческого общества и возникающие имущественное неравенство людей непременно приводило к усложнению социальных отношений. Одновременно с большей автономностью человека от природной среды усиливалось противопоставление мира людей миру природы. Это в значительной степени связано с усложнением духовной жизни человека [5, с. 38].

Экология стремилась системно понимать поначалу только приспособление различных живых организмов друг к другу и к природной среде, она не рассматривала социальную жизнь, однако ее подход оказался настолько глубоким, что эта молодая наука быстро расширила сферу своего влияния. Сейчас уже существуют экологическая философия, социальная экология и экологическая этика. Вероятно, такое стремительное развитие

целого семейства дисциплин связано с тем, что человеческая производственная деятельность совершенно не считалась с вызванными ею изменениями в окружающей среде, пока вдруг не выяснилось, что среда для человечества уже перестала быть окружающей, а стала как бы наоборот, окруженной им. Развитие техники привело к тому, что само физическое и психическое здоровье человека, его генофонд и культурный фонд оказались в опасности. Человеческая деятельность продолжает нарушать природное равновесие, и этот процесс грозит стать глобальным и необратимым. В настоящее время природа и общество должны рассматриваться как единая система, равновесное состояние которой есть необходимое условие выживания человечества как ее подсистемы [4, с. 23-24].

Педагогическая наука имеет удивительную возможность трансформироваться под запросы измененной среды обитания общества. Опыт показывает, что возникновение определенной воспитательной среды движет общественными структурами в заданном направлении. При этом фундамент воспитания как средового процесса разошелся на различные типы воспитания, ведущие за собой узкие пути развития. Исходя из актуальных проблем современного общества (человечества), а точнее проблем глобального (планетарного) уровня, стихийно осуществляется процесс объединения типов воспитания в более широком смысле этого слова. Например, по определению Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой,

© Керимов Д. Ф., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

97

воспитание есть процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни [2, с. 12]. В. И. Максакова рассматривает воспитание как раз в более широком смысле слова, с социально-экологическим уклоном, как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому. Эффективность воспитания как глобального и синкретического процесса зависит от культурно-экономического состояния социального пространства, от чувствительности конкретного человека к воздействиям природной и социальной среды, от осознанности и меры принятия им позиции «воспитанника» природы и общества [7, с. 67].

Поскольку в данных определениях воспитания прямым образом присутствует влияние социальной среды и даже в синтезе с природной средой на личность, то подлежит рассмотрению экологический тип воспитания. Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева определяют экологическое воспитание как формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоциональнонравственным, бережным и ответственным отношением к природе [1, с. 28]. В словаре-справочнике Н. А. Агаджаняна дается следующее определение экологическому воспитанию — это воздействие на сознание людей с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции по отношению к природе [14, с. 41]. В данных определениях рассматривается психолого-педагогическое воздействие на человека как субъекта по отношению лишь к природной среде. В процессе воспитания, формирование правильного отношения к природной среде является важной особенностью, но не следует забывать о прямом воздействии социального окружения на формирование личности ребенка и наоборот воздействие воспитуемого в отношении социальной среды. Здесь следует раскрыть суть социального воспитания. А. В. Мудрик считает, что социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные

для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [8, с. 111]. М. А. Галагузова под социальным воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации [11, с. 118].

Сегодня активизация социального и экологического воспитания выражается в причинах и следствиях во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому возникновение в конце ХХ века терминологии социально-экологического образования и воспитания является естественным и понятным, которое простым образом исходит из относительно новой научной дисциплины -социальная экология.

В экологическом энциклопедическом словаре дается следующее определение социальной экологии, это отраслевая экология, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиций ее сохранения для его жизни как естественно-общественного объекта. Социальная экология исследует отношения природа — промышленно-технологические системы — общество. Социальная экология стремится ответить на вопросы, что такое «хорошая» природа для дальнейшего развития общества и что такое «хорошее» общество с точки зрения сохранения равновесия и воспроизводства [15]. По мнению Т. А. Акимовой и В. В. Хас-кина, социальная экология — это часть экологии человека, представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания [10]. Похожее определение дает Б. Б. Прохоров, социальная экология является разделом общей экологии человека, рассматривающий процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия [9].

А. В. Лосев и Г Г. Провадкин описывают главные задачи социальной экологии: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной,

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа — общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле [6, с. 10].

При нашем анализе различных подходов воспитания, имеет смысл рассмотреть некоторые существующие понятия социально-экологического воспитания. Например, А. М. Г алеева дает следующее определение социально-экологическому образованию и воспитанию. Это — психо-лого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [3, с. 336].

По мнению В. С. Шиловой, процесс социально-экологического воспитания предполагает на основе формируемых знаний становление идеала гармонии в социально-экологических отношениях; формирование убежденности в необходимости рационально использовать потенциал природной среды, сберегать ее для будущих поколений; развитие взглядов на природу как на универсальную ценность для всего живого; на культуру как общечеловеческое достояние; на человека как главную преобразующую и сохраняющую силу; формирование интеллектуальной воли, направленной на глубокое усвоение содержания социально-экологического образования, его практическое применение в повседневной жизни и деятельности.

Социально-экологическое воспитание раскрывает отношенческий аспект взаимодействия человека и общества со средой обитания, главными ее элементами. Оба эти процесса способствуют не только общему развитию детей, но и раскрытию и становлению специфических сторон личности школьника, его отдельных черт, связанных с включением его в социально-экологические отношения, с необходимостью преодолевать потребительское отношение к природе, выбирать оптимальный вариант взаимодействия с нею [12].

Исходя из определений, мы видим прямой синтез социального и экологического воспитания (рис. 1).

Анализируя выше отмеченные данные, можем трактовать социально-экологическое воспитание следующим образом.

Рис. 1.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

99

1. Социально-экологическое воспитание — это взаимодействие воспитанника с воспитателем и образовательной средой, которое работает на осуществление позитивной деятельности обоих в отношении социальной и природной среды.

2. Социально-экологическое воспитание — это формирование у учащихся взгляда на процесс взаимодействия общества и природы, развитие ответственного отношения к собственной среде жизнедеятельности (обитания).

Таким образом, социально-экологическое воспитание является системным процессом, оно работает на формирование у ребенка (человека) правильного, а именно здравомыслящего отношения к собственной среде обитания, указывает на тревожные факторы современного жизнеустройства и помогает ориентироваться в новом информационном пространстве, учитывая естественные потребности человека вопреки искусственно созданным потребностям, являющиеся пагубными для дальнейшего существования общества.

Библиографический список

1. Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. Теория и методика обучения экологии. — М. : Академия, 2009. — 208 с.

2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. -М. : Академия, 2001. — 440 с.

3. Галеева А. М. Методологические основы системы социоэкологического образования и воспитания // Вопросы социологии : материалы I Всесоюзной

конференции «Проблемы социальной экологии» (Львов, 1-3 октября 1986 г.). — Львов : Вшьна Украша, 1987. — С. 335-344.

4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. — М. : Логос, 2000. — 224 с.

5. Крылов А. Г. Экологическое воспитание как фактор развития личности // Экология, человек, культура : тезисы докладов и сообщений заключительной научно-практической конференции участников философских (методологических) семинаров (Владивосток, 29-31 мая 1989 года). — Ч. 3. — Владивосток, 1989. — С. 38-39.

6. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 312 с.

7. Максакова В. И. Педагогическая антропология. — М. : Академия, 2008. — 208 с.

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов. — М. : Академия, 2003. — 200 с.

9. Прохоров Б. Б. Экология человека: терминологический словарь. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 476 с.

10. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие. — М. : Академия, 2000. — 280 с.

11 .Социальная педагогика: курс лекций : учебное пособие / под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

12. Шилова В. С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников : Дис. … д-ра пед. наук. — Белгород, 1999. — 417 с.

13. Экологический энциклопедический словарь. -М. : Ноосфера, 1999. — 930 с.

14. Экология человека : словарь-справочник / авт.-сост. Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др.; под общ. ред. Н. А. Агаджаняна. — М. : ММП Экоцентр, КРУК, 1997. — 208 с.

УДК 371.4 Колобов Борис Алексеевич

Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье раскрывается одно из условий профилактики отклоняющегося поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы, предлагаются содержание, формы и методы формирования валеологической культуры у учащихся.

Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, валеологическая культура, педагогические условия.

Сложные де формационные процессы в соци- ние на подрастающие поколения криминогенных

ально-экономической и духовной жизни россий- факторов, ведут к росту числа несовершеннолет-

ского общества значительно расширяют спектр них с девиантными формами поведения. Такая

жизненных проблем детства, усиливают влия- ситуация требует переосмысления используемых

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Колобов Б. А., 2011

Экологическое воспитание дошкольников

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. 

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.

До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.

Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.

Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.

Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.

Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.

Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:

  • Знания законов жизни природы;
  • Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
  • Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
  • Пропагандистская работа.

Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:

  • Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
  • Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
  • Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.

В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.

Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.

Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.

Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.

Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.

Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.

Лекция 2. Экологическое образование и воспитание (4 часа)

PROBLEMS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Лопатёнкова С.В. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова. Ульяновск, Россия PROBLEMS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Подробнее

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» ЮРИДИЧЕСКИЙ

Подробнее

Экологическая психология

Минский университет управления УТВЕРЖДАЮ Ректор Минского университета управления Н.В. Суша 2014 г. Регистрационный УД- /р. Экологическая психология Учебная программа учреждения высшего образования по учебной

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Р.

Минобрнауки России ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» Факультет педагогики и методики начального образования Кафедра педагогики начального и литературно-языкового образования

Подробнее

Планы семинарских занятий

НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ Юридический факультет Кафедра гражданского и гражданского процессуального права Психология и педагогика профессиональной деятельности Планы семинарских занятий Новосибирск 2017 Составитель

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Разработчик С.И. Денисенко, д-р пед. наук, проф. Рецензент М.А. Лямзин, д-р пед. наук, проф. I Организационно-методический раздел 1 Цель дисциплины Формирование у

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Разработчик Сыромятников И.В., д-р психол. наук, проф. Рецензент Сысоев В.В., д-р психол. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ I. Организационно-методический раздел 1. Цель

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…4 1.1. Цель дисциплины…4 1.2. Задачи дисциплины…4 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины…4 1.4. Связь дисциплины с другими дисциплинами

Подробнее

Цели изучения дисциплины:

Цели изучения : Краткая характеристика учебной (основные модули, блоки, разделы, темы): Б3.Б.1 «Психология» Составитель аннотации: Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент Кафедра психологии Целями освоения являются:

Подробнее

Б.3 Б.18 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУВПО МГГУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Подробнее

по дисциплине «Педагогика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет»

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Факультет дошкольного и начального

Подробнее

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» — содействовать становлению профессиональной компетенции предметным содержанием дисциплины, а

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание школьников, создание оптимальных условий для гармоничного развития личности подрастающего поколения входит в число основных задач общеобразовательной школы. Хотя система

Подробнее

Программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Отделение

Подробнее

Практическое занятие

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Практическое занятие Тема: «Значение психолого-педагогических знаний в просветительской деятельности врача-стоматолога.»

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Типовая учебная программа по дисциплине «Методика преподавания биологии и экологии» разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности

Подробнее

АННОТАЦИЯ. Краткая характеристика

АННОТАЦИЯ учебной дисциплины ГСЭ.В1.1 «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» специальность 080105.65 Финансы и кредит Составитель аннотации: Степанова Лилия Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедра технологий

Подробнее

Социально-психологический факультет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Социально-психологический

Подробнее

Экологическое образование — Экология — Oxford Bibliographies

Введение

Экологическое образование — это процесс создания экологического понимания или грамотности, размеры и параметры которого со временем изменились как в отношении, так и в связи с развитием экологии как науки и нужен пользователь / ученик. Таким образом, его следует рассматривать как подвижную и динамичную систему обучения и информации, выбранную с учетом конкретных потребностей ситуации. В этом контексте экологическая грамотность определяется как предоставление учащемуся такой информации, которая позволяет принимать обоснованные, научно обоснованные решения относительно данной экологической ситуации или контекста.Объем экологического образования огромен — он варьируется от самых конкретных и подробных знаний для исследователей до ограниченных и общих идей в начальном школьном образовании. Точно так же способы его распространения одинаково разнообразны — от университета до бизнеса и местных групп граждан. Общепринятых моделей экологического образования не существует; однако структурный взгляд на тему предполагает четыре элемента (первые три из которых представлены здесь). Первый, «агентность», относится к способности людей активно получать доступ к изучению экологии и извлекать из этого пользу.Таким образом, возраст, интересы, пол, образование, предыдущий опыт и т. Д. — все это играет роль в построении и ограничении доступа человека к экологическим знаниям. Во-вторых, этим людям необходимо получить доступ к образовательным возможностям, то есть к контексту. Масштабы от местного до глобального и от формального до неформального охватывают широкий спектр вариантов: школы, высшее образование, бизнес, группы давления, СМИ и неправительственные организации (НПО), выполняющие основную часть учебной работы. В-третьих, это содержание, а именно, актуальные экологические концепции, рассматриваемые как необходимые для обучения в любой конкретной ситуации.Это будет варьироваться от очень общего обзора, который можно увидеть в курсе средней школы, до очень конкретной и подробной информации, необходимой исследователю. Кроме того, содержание может варьироваться от самых теоретических моделей до прикладной экологии. Все три элемента основаны на философии, корни которой далеко не ясны. На одном уровне стандартные позитивистские взгляды уступают место гораздо более феноменологическим и структурным идеям, таким как квир-теория, эко-феминизм и темно-зеленая экология, которые отдают предпочтение и диктуют диапазон допустимых знаний.Наконец, стоит отметить, что термин «экология» появился в конце 19 века. Однако, как идея, это можно проследить до греческих времен, если не раньше. Тем не менее, как современное начинание, это лучше всего видно с 1950-х годов, как описано здесь.

О природе экологического образования

Самая простая задача — определение предметной области — оказывается одной из самых спорных! Отчасти это связано с предметной областью и ее связью с проблемами окружающей среды, а отчасти с относительно недавним характером предмета, который часто размывает традиционные академические линии.Первоначально даже экология определялась как «то, чем занимаются экологи» (Sheail 1987). Таким образом, экологическое образование было определено как формальное обучение людей стремительному развитию отдельной дисциплины экологии, на что здесь и делается акцент. С тех пор идея экологического образования расширилась. Хейл 1993 и Джадсон 2010 утверждают, что экология должна включать взаимодействие человека и окружающей среды, и эта точка зрения обновляет идеи, сформулированные Шейл. По мере роста интереса к экологии и окружающей среде прозвучали призывы к более широкому распространению образования, которое стало обычно именоваться экологическим образованием.Эта последняя идея, как показано в Leal Filho и O’Loan 1996, не является позитивистским фокусом экологии, а скорее нормативной практикой, связанной с заботой об окружающей среде — необходимостью восстановления экосистем, которые считаются поврежденными в результате деятельности человека. Поучительно посмотреть, как было взято простое понятие образования в области экологии. Например, исследователи рассматривают экологическое образование как развитие образования взрослых на базе сообщества (Hautecoeur, 2002), как часть понимания окружающей среды на протяжении всей жизни. Принимая во внимание аргумент, что нынешние поколения студентов отделены от естественного восприятия места в силу существующих городских и экономических условий, Обербиллиг и др.2014 предлагает рассматривать экологическое образование как деятельность на открытом воздухе, соединяющую обучение в классе с познанием чувства пространства и места. Обычное представление о том, что экологическое образование имеет более широкую компетенцию, чем экологическое образование, оспаривается в Smith and Williams, 1999. Это вопросы содержания, которые должны быть рассмотрены более полно в соответствующем разделе. Другие исследователи сосредоточились на евроцентрическом характере экологии и необходимости принимать более культурно актуальное обучение (Zandvliet, 2019).Другой элемент исходит из небольшой, но значительной группы работ из Восточной Европы и России, в которых подчеркивается необходимость использования экологического образования в качестве пути продвижения вперед в национальном восстановлении (Deleanu 2013). Наконец, прозвучали призывы к экологическому образованию для построения более справедливого и мирного общества (Геворгян и Аданалян 2009).

  • Делеану, М. И. 2013. Экологическое образование: Предложение программ реализации в Румынии. Общий журнал Земли 3.2: 1–2.

    DOI: 10.31542 / j.ecj.122

    Обзор того, как экологическое образование способствует устойчивому развитию в Румынии.

  • Геворгян С., Аданалян А. 2009. Сравнение экологического образования и образования в области устойчивого развития. В Решение проблемы глобальной экологической безопасности через инновационные образовательные программы . Под редакцией С. Аллен-Гила, Л. Стелльеса и О. Борисовой, 57–63. Дордрехт, Нидерланды: Springer.

    DOI: 10.1007 / 978-1-4020-9314-2_7

    Использование экологического образования для создания пути к более мирному и устойчивому обществу.

  • Хейл, М., изд. 1993. Экология в образовании . Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.

    Ключевой текст в развитии идей экологического образования и его определение.

  • Hautecoeur, J.-P., ed. 2002. Экологическое образование в повседневной жизни: АЛЬФА 2000 . Торонто: Univ. Торонто Пресс.

    Сборник сочинений, в которых подчеркивается ценность экологического образования как варианта традиционного образования.

  • Джадсон, Г. 2010. Новый подход к экологическому образованию: вовлечение воображения учащихся в их мир . Нью-Йорк: Питер Лэнг.

    DOI: 10.3726 / 978-1-4539-0016-1

    В книге утверждается, что немногие учителя обладают достаточно глубоким пониманием экологического образования и что то, что существует, имеет слишком узкую направленность.

  • Лил Филхо, У., и К. О’Лоан, ред. 1996. Педагогическое образование в интересах окружающей среды: европейские перспективы . Карнфорт, Великобритания: Парфенон.

    Исследование ряда инициатив по включению экологического образования в курсы подготовки учителей.

  • Обербиллиг Д., Д. К. Рэндл, Г. Миддендорф и К. Л. Карделус. 2014. Обучение на открытом воздухе в формальном экологическом образовании: взгляд в будущее. Границы экологии и окружающей среды 12.7: 419–420.

    DOI: 10.1890 / 1540-9295-12.7.419

    Утверждает, что развитие экологического образования тормозится отсутствием подготовки в этих областях.

  • Sheail, J. 1987. Семьдесят пять лет в экологии: Британское экологическое общество . Оксфорд: Blackwell Scientific.

    Излагает как историю старейшего экологического общества в мире, так и развитие всех областей экологии в то время.

  • Смит, Г.А. и Д. Р. Уильямс. 1999. Экологическое образование: Расширение определения экологического образования. Австралийский журнал экологического образования 15: 139–146.

    DOI: 10.1017 / S0814062600002718

    Предполагает, что вопреки многим взглядам экологическое образование имеет более широкую компетенцию, чем экологическое образование.

  • Зандвлит, Д. 2019. Экологическое образование через «островки дискурса»: педагогическое образование на стыке культуры и окружающей среды. Журнал наружного и экологического образования 22: 145–157.

    DOI: 10.1007 / s42322-019-00037-3

    Обрисовывает, как экологическое образование может быть преобразовано через социокультурные и другие аспекты.

Пользователи без подписки не могут видеть полный контент на
эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Что такое экологическое образование? | Агентство по охране окружающей среды США

Экологическое образование — это процесс, который позволяет людям изучать экологические проблемы, участвовать в решении проблем и принимать меры по улучшению окружающей среды.В результате люди развивают более глубокое понимание проблем окружающей среды и приобретают навыки для принятия осознанных и ответственных решений.

Компонентами экологического образования являются:

  • Осведомленность и чувствительность к окружающей среде и экологическим проблемам
  • Знание и понимание окружающей среды и экологических проблем
  • Отношение к заботе об окружающей среде и мотивация к улучшению или поддержанию качества окружающей среды
  • Навыки для выявления и помощи в решении экологических проблем
  • Участие в деятельности, ведущей к решению экологических проблем

Экологическое просвещение не пропагандирует конкретную точку зрения или образ действий.Скорее, экологическое образование учит людей взвешивать различные стороны проблемы с помощью критического мышления и улучшает их собственные навыки решения проблем и принятия решений.

Закон о национальном экологическом образовании 1990 года требует от EPA обеспечить национальное лидерство в повышении экологической грамотности. EPA учредило Управление экологического просвещения для реализации этой программы.


Экологическое образование — это больше, чем информация об окружающей среде

Экологическое образование

Информация об окружающей среде

  • Повышает осведомленность и осведомленность общественности об экологических проблемах
  • Предоставляет факты или мнения по вопросам окружающей среды
  • Обучает критическому мышлению
  • Не обязательно учит людей критическому мышлению
  • Улучшает навыки решения проблем и принятия решений у людей
  • Не обязательно улучшает навыки решения проблем и принятия решений.
  • Не пропагандирует определенную точку зрения
  • Может отстаивать определенную точку зрения

Экологическое образование.Школы как экосистемы.

Экологическое образование — чему природа может научить нас о системах образования и обучения?

Экологическое образование — это намного больше, чем просто обучение студентов вопросам окружающей среды (хотя это его часть). Скорее, экологическое образование по своей сути заключается в создании систем, отражающих модели и принципы экологии.

Зачем применять экологию в школах?

Ecology — самая устойчивая и стабильная система из известных нам. Экосистемы самовоспроизводящиеся, самораспространяющиеся и самоподдерживающиеся.Сложность и отказоустойчивость естественных систем со временем увеличивается, а ресурсы используются эффективно, циклически выполняя десятки тысяч взаимодействий. Оказывается, паутина жизни — это сеть, скрепляемая связями. Я могу провести сравнение: экологическая сеть мало чем отличается от нейронных связей в мозгу или — возможно, более абстрактно — от связей в рамках учебной программы или социальных сетей наших школ и сообществ.

Соединения укрепляют системы

В экологических системах конец каждого процесса является началом другого.Каждый организм зависит от бесчисленного множества других и, в свою очередь, полагается на целое. С этой точки зрения цель образования — не получение знаний, а их переплетение. Целью экологического подхода является создание студентов, способных применять знания из разных областей в новых и новых ситуациях. Креативное решение проблем — это способность видеть или комбинировать ранее разрозненные концепции в новых обстоятельствах. Итак, какие черты были бы у экологического образования?

  • Во время учебы учащимся преподаются различные идеи, концепции и пути развития карьеры.
  • Студентов сознательно просят применять свои знания в разных дисциплинах.
  • Цените творчество и определяйте творчество как соединение существующих знаний и методов новыми способами.
  • Школьные проекты поощряются как способ создания межучебного сотрудничества и связей.
  • Физическая структура / планировка школ поможет облегчить межучебные инициативы, поощряя исследования и диалог между учителями разных дисциплин.Физическое пространство должно поддерживать «столкновение» идей.
  • Дифференцированное обучение и подход к результатам с разных сторон обучения, чтобы гарантировать, что каждый учащийся сможет познакомиться с концепциями в доступной для них форме.
  • Каждый ученик уникален и имеет уникальные увлечения, интересы. Индивидуальные интересы поощряются, даже если они выходят за рамки традиционных рамок учебной программы. Студентам предлагается применять учебные знания в погоне за своими увлечениями.
Расширение соседнего возможного

Остановитесь на секунду и представьте список возможных действий, которые вы могли бы сделать именно в этот момент — среди них вы можете решить закрыть этот браузер, поделиться этой статьей с другом или встать и танцевать. Давайте определим этот список возможных действий как ваши личные смежные. В контракте есть список вещей, которые вам недоступны (по крайней мере, на данный момент) — возможно ваше соседнее на .

В своей книге Откуда приходят хорошие идеи эрудит Стивен Джонсон говорит о важности расширения смежных возможностей.Действия, которые расширяют прилегающие возможные открытые двери, то есть увеличивают выбор, изобилие и наше потенциальное будущее.

Природные системы (например, леса) расширяют свои смежные возможности в процессе, называемом сукцессией; пошаговый процесс, в котором на каждом этапе используются существующие связи для создания условий для будущего роста. Фактически, корень преемственности — успех. С экологической точки зрения успех — это акт использования того, что доступно вам, и расширения его потенциала — расширения соседнего возможного.Расширяя прилегающие возможности, стоянки превращаются в леса.

С образовательной точки зрения мы хотим, чтобы учащиеся добивались успеха. Это сказать; мы хотим, чтобы учащиеся расширили свое потенциальное будущее — мы хотим расширить их возможности и потенциал. Мы хотим, чтобы студенты были лесами.

Устойчивый ученик

Устойчивый ученик — это тот, чьи смежные возможности настолько обширны, что у него, казалось бы, есть неограниченное количество путей. В ходе своего образования (формального или другого) этот ученик собрал столько идей, концепций и опыта, что они видят в своем будущем изобилие.Как указал теоретик образования сэр Кен Робинсон , мы готовим студентов к будущему, которого мы не знаем; устойчивый ученик — это тот, кто по соседству является самым широким.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Экологическое просвещение — обзор

Экологическое просвещение

Идея экологического просвещения вошла в общественный дискурс в конце 1960-х годов.Среди рекомендаций Стокгольмской конференции 1972 года было «учредить международную программу экологического образования». Впоследствии ЮНЕСКО и ЮНЕП взяли на себя обязательство подготовить учебные материалы, установить приоритеты, разработать пилотные проекты и организовать встречи. Результатом стала конференция в Тбилиси, Грузия, в 1978 году, спонсируемая ООН, на которой было выработано консенсусное заявление, включающее слова:

Экологическое образование… должно составлять всестороннее образование на протяжении всей жизни… оно должно готовить человека к жизни через понимание основных проблемы современного мира, а также предоставление навыков и атрибутов, необходимых для того, чтобы играть продуктивную роль в улучшении жизни и защите окружающей среды с должным учетом этических ценностей.Принимая целостный подход, основанный на широкой междисциплинарной основе, он воссоздает общую перспективу, которая признает тот факт, что природная среда и созданная человеком среда глубоко взаимозависимы….

Тбилисская конференция подготовила 41 рекомендацию, охватывающую потребности в экологическом образовании между развитыми и менее развитыми странами. В последующие десятилетия инициативы, в том числе инициированные Повесткой дня на XXI век (см. Статью 36) , и дискуссии о Хартии Земли, превратили обсуждение экологического образования в основную часть диалога о роли образования по отношению к человечеству. перспектива.Нет серьезной дискуссии о переходе к устойчивости, начатом в Докладе Брундтланд в 1987 году, который не включает изменение целей и методов обучения. В Тбилиси (Министерство здравоохранения, образования и благосостояния США, 1978) и Таллуар (ЮНЕСКО, 1977), а также на последующих международных встречах явно прослеживается твердый консенсус в отношении важности окружающей среды в высшем образовании.

Несмотря на значительный прогресс, как в концептуальном, так и в практическом плане, существуют серьезные различия в целях и методах экологического образования, которые отражают и в некотором смысле усиливают более крупные разногласия по поводу образования.На самом низком уровне существует общее мнение, что молодежь должна знать что-то о том, как природа работает как физическая система — основы биологии и планетологии. Значительно меньше согласия относительно того, как это должно быть включено в стандартную учебную программу или на каком уровне. Большинство начальных школ включают в себя такие компоненты учебного плана, как «проектное дерево обучения» или «Мокрый и дикий», которые знакомят детей с тем, что когда-то называлось естественной историей, наряду с некоторым практическим опытом и практическими навыками на открытом воздухе.Но более позднее включение ценностей или обсуждение причин экологических недугов часто вызывало споры, особенно когда это приводило к вопросам об общепринятых экономических или политических взглядах.

В важных отношениях все образование — это экологическое образование, то есть посредством того, что включено или исключено, учащихся учат, что они являются частью экологических систем или отдельно от них. Стандартная учебная программа, ориентированная на дисциплину, могла способствовать формированию образа мышления, который помогал создавать экологические проблемы путем разделения предметов по рамкам и концептуального отделения людей от природы.В результате выпускники часто не осведомлены об экологических отношениях или о том, почему они заслуживают внимания. Неудивительно, что в первом ответе на предложения по экологическому образованию была сделана попытка включить экологические вопросы и экологию в формальное образование в качестве своего рода дополнения. Более радикальные критики предложили реформировать формальное образование в экологическом русле, подняв другой, не менее спорный вопрос. С любой точки зрения, неправильное управление окружающей средой и более широкое обсуждение устойчивости поднимают вопросы о значении господства человека над природой, или, точнее, как К.С. Льюис как-то сказал: что для одних людей означает контроль над другими людьми посредством овладения некоторыми частями природы? Какие основные знания об окружающей среде должны быть стандартными в учебной программе? В основе таких вопросов лежат важные различия в том, что значит быть человеком, какая часть этого определения должна оставаться неприкосновенной, а также в отношении манипулирования природными системами с помощью технических средств, таких как генная инженерия. Иными словами, проблема в образовании или в образовании?

Что можно сказать с уверенностью, так это то, что государственное и высшее образование не справлялось с задачей привить необходимые знания об окружающей среде.Опросы общественного мнения показывают высокий уровень поддержки качества окружающей среды, но мало экологических знаний. По словам одного типичного опроса, люди приобрели «существенное знание экологических проблем, но [им] предстоит пройти долгий путь в развитии рабочих знаний об окружающей среде / энергетике». Многое из того, что люди знают об окружающей среде, получено от телевидения по частям, а не из непосредственного опыта общения с природой или культурной передачи.

Одним из особенно обнадеживающих аспектов является развитие экологического образования в высших учебных заведениях.Основываясь на инновациях 1980-х годов, в Европе, Австралии и США возникло активное движение за экологию университетских городков, наряду с широким обсуждением устойчивости образовательных учреждений. Начиная с изучения продуктов питания в колледжах, использования энергии и загрязнения окружающей среды, в последующие десятилетия движение выросло до всемирного масштаба. Сотни колледжей и университетов по всему миру организовали усилия по систематическому сокращению энергопотребления, водопотребления и материальных потоков. Устойчивость кампуса и стабильность климата стали центром институционального планирования, закупок и строительства.Начиная с конца 1990-х годов с появлением средств для улучшения и измерения экологических характеристик зданий, строительство учебных заведений претерпевает быструю революцию. Стандарты экологически чистых или высокоэффективных зданий все чаще рассматриваются как необходимые для снижения затрат на электроэнергию и техническое обслуживание, а также наличия лабораторий для исследований и образования. Многие проблемы устойчивости — экологический дизайн, применение солнечной энергии, очистка воды, производство продуктов питания, восстановление окружающей среды и управление ландшафтом — могут быть изучены в зданиях и прилегающих ландшафтах в масштабах, которые являются значительными, но управляемыми.Учитывая недавние разработки во многих университетских городках, не исключено, что образовательные учреждения на всех уровнях однажды станут моделями экологического дизайна, отражающими более масштабные решения, необходимые для перехода к устойчивости.

Решительный шаг вперед в осознании важности образования для устойчивого развития был сделан в 2015 году, когда государства-члены ООН утвердили так называемые цели устойчивого развития (ЦУР), набор из 17 целей и 169 задач. , чтобы поддержать переход страны к устойчивому развитию к 2030 году.В структуре ЦУР признается центральная важность образования и она включается в большинство из 17 ЦУР. В частности, ЦУР 4 специально направлена ​​на «Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех», а задача 4.7, озаглавленная «Образование в интересах устойчивого развития и глобальной гражданственности», посвящена устойчивому и справедливому образованию « к 2030 году. обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе, среди прочего, посредством образования в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, глобального гражданства и признание культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие .

Образование конкретно упоминается и в других задачах: задача 12.8 ( к 2030 году, обеспечить, чтобы люди повсюду имели соответствующую информацию и осведомленность об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой ) и задача 13.3 ( Улучшить образование, осведомленность— повышение человеческого и институционального потенциала в области смягчения последствий изменения климата, адаптации, снижения воздействия и раннего предупреждения () являются наиболее важными среди прочих.

10 главных преимуществ экологического образования

Экологическое образование (EE) связывает нас с окружающим миром, обучая нас как природной, так и искусственной среде.ЭЭ повышает осведомленность о проблемах, влияющих на окружающую среду, от которой мы все зависим, а также о действиях, которые мы можем предпринять для ее улучшения и поддержания.

Вне зависимости от того, вносим ли мы природу в класс, выводим учащихся на улицу, чтобы учиться, или находим момент для обучения на прогулке с семьей на природе, EE имеет много преимуществ для молодежи, преподавателей, школ и сообществ.

Как давний сторонник экологического образования и адъюнкт-профессор ЭО в Университете Висконсина — Стивенс Пойнт, я страстно желаю вдохновлять будущих преподавателей в этой области.На протяжении многих лет я просил каждый из моих классов рассказать о причинах, по которым они преподают ЭЭ, что это значит для них и как это может принести пользу учащимся всех возрастов. Вот десять наших основных преимуществ EE.

10 главных преимуществ экологического образования

  1. Воображение и энтузиазм усиливаются

    EE — это практическое интерактивное обучение, которое пробуждает воображение и раскрывает творческие способности. Когда ЭО интегрировано в учебную программу, студенты проявляют больше энтузиазма и участвуют в обучении, что повышает их успеваемость в основных академических областях.

  2. Обучение выходит за рамки классной комнаты

    EE не только предлагает возможности для экспериментального обучения вне класса, но и позволяет студентам устанавливать связи и применять полученные знания в реальном мире. ЭО помогает учащимся увидеть взаимосвязь социальных, экологических, экономических, культурных и политических вопросов.

  3. Развитие критического и творческого мышления

    EE побуждает студентов исследовать, исследовать, как и почему что-то происходит, и принимать собственные решения по сложным экологическим вопросам.Развивая и укрепляя навыки критического и творческого мышления, ЭЭ помогает воспитать новое поколение информированных потребителей, работников, а также политиков или лиц, принимающих решения.

  4. Допуск и понимание поддерживаются

    EE побуждает студентов исследовать различные стороны проблем, чтобы понять полную картину. Он способствует толерантности к разным точкам зрения и культурам.

  5. Государственные и национальные стандарты обучения соответствуют нескольким предметам

    Включая методы ЭО в учебную программу, учителя могут объединить естественные науки, математику, языковые искусства, историю и многое другое в один насыщенный урок или мероприятие, при этом соблюдая многочисленные государственные и национальные академические стандарты во всех предметных областях.Занятия на улице или занятие природой в помещении создают отличный фон или контекст для междисциплинарного обучения.

  6. Снижение биофобии и дефицита природы

    Открывая для учеников природу и позволяя им учиться и играть на улице, ЭО способствует их чуткости, признательности и уважению к окружающей среде. Он борется с «природным дефицитом»… и это УДОВОЛЬСТВИЕ!

  7. Приветствуется здоровый образ жизни

    EE привлекает студентов к активному отдыху и помогает решить некоторые проблемы со здоровьем, которые мы наблюдаем у детей сегодня, например, ожирение, синдром дефицита внимания и депрессию.Хорошее питание часто подчеркивается посредством ЭЭ, а стресс снижается за счет увеличения времени, проведенного на природе.

  8. Сообщества усилены

    EE способствует развитию чувства места и связи через участие сообщества. Когда учащиеся решают узнать больше или предпринять действия по улучшению окружающей среды, они обращаются к экспертам сообщества, донорам, волонтерам и местным учреждениям, чтобы помочь объединить сообщество, чтобы понять и решить экологические проблемы, влияющие на их район.

  9. Принимаются ответственные меры для улучшения окружающей среды

    EE помогает учащимся понять, как их решения и действия влияют на окружающую среду, развивают знания и навыки, необходимые для решения сложных экологических проблем, а также способы, которые мы можем предпринять, чтобы сохранить нашу окружающую среду здоровой и устойчивой в будущем. Программы служебного обучения, предлагаемые PLT и другими организациями по энергоэффективности, предоставляют учащимся и учителям поддержку в виде грантов и других ресурсов для реализации проектов.

  10. Учащиеся и учителя наделены полномочиями

    EE способствует активному обучению, гражданственности и лидерству студентов. Это дает молодежи возможность поделиться своим мнением и изменить мир к лучшему в своей школе и в своих сообществах. ЭО помогает учителям развивать свои собственные экологические знания и навыки преподавания. Я надеюсь, что эта «десятка» преимуществ вселит в вас уверенность и приверженность включению ЭЭ в вашу учебную программу!

Хотите больше ресурсов?

Susan Toth

Susan Toth более тридцати лет преподает программы экологического просвещения широкой аудитории, от детей младшего школьного возраста до пожилых людей.Она была директором по образованию в Центре экологического образования Pine Jog при Атлантическом университете Флориды, а также работала в качестве дополнительного преподавателя в Университете Висконсина в Стивенс Пойнт, где преподавала теорию и практику экологического образования.

Почему важно экологическое образование

«Экологическое образование предоставляет учащимся важные возможности заниматься проблемами реального мира, выходящими за пределы классной комнаты. Они видят актуальность своих занятий в классе для решения сложных экологических проблем, с которыми сталкивается наша планета, и могут приобрести навыки, необходимые для творческого решения проблем и сильных защитников.
— г-жа Кэмпбелл, суперинтендант школ округа Сан-Матео, штат Калифорния,

Экологическое образование приносит пользу учащимся, школам и всему миру.

Экологическое образование помогает студентам…

  • Повышение успеваемости. EE улучшает результаты тестов, предоставляя учащимся увлекательные уроки о мире природы, которые можно применить ко всем предметным областям и классам.
  • Нарушение привычки в помещении. EE предлагает противоядие от подключенных к электросети жизней сегодняшнего поколения, которое первым выросло в помещении. Дети, которые посещают школьные территории или игровые площадки с разнообразной природной обстановкой, более физически активны, более осведомлены о правильном питании, более креативны и более вежливы друг с другом.
  • Улучшение здоровья учащихся. EE привлекает учащихся к активному отдыху и помогает решать общие проблемы со здоровьем современных детей, такие как ожирение, синдром дефицита внимания и депрессия.
  • Опора STEM. EE предлагает привлекательную платформу для получения и применения знаний и навыков в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM).
  • Удовлетворение потребностей 21 века. EE подчеркивает навыки, необходимые для достижения успеха в мире завтрашнего дня, такие как задавать вопросы, исследовать, определять проблемы, анализировать, интерпретировать, рассуждать, делать выводы и решать проблемы.
  • Развитие лидерских качеств. EE делает упор на совместное обучение с другими, критическое мышление и обсуждение, а также на стратегии действий с реальными приложениями.
  • Улучшение внимания и познания. EE увеличивает способность студентов сосредотачиваться и улучшает их познавательные способности. Детям с синдромом дефицита внимания также полезно больше находиться на природе — чем экологичнее повседневная среда ребенка, тем легче справиться с его симптомами.

«Десять основных преимуществ экологического образования» содержит еще несколько примеров того, как ЭО приносит пользу учащимся всех возрастов.

«Прямо сейчас, во втором десятилетии 21-го века, подготовка наших студентов к тому, чтобы они были хорошими экологами, — одна из самых важных задач, которые может выполнить любой из нас. Это для наших детей, детей наших детей и будущих поколений ».
— Секретарь Министерства образования США Арне Дункан, сентябрь 2010 г.

Экологическое образование приносит пользу школам и педагогам…

  • Создание энтузиастов студентов. EE предлагает возможности для насыщенного, практического, реального и аутентичного обучения в рамках учебной программы. Это отношение к жизни студентов увлекает и вдохновляет их больше, чем традиционная педагогика.
  • Поощрение инновационных учителей-лидеров. EE дает преподавателям уверенность в том, что они могут вывести учащихся на улицу и разработать более динамичный интерактивный учебный процесс, способствующий вовлечению учащихся.
  • Обращение к академическим стандартам. EE предлагает увлекательный способ познакомиться с содержанием и навыками, определенными в Общих основных государственных стандартах по английскому языку и математике, а также в научных стандартах нового поколения и C3 Framework для социальных исследований.
  • Экономия денег школ. Когда учащиеся исследуют и принимают меры для улучшения экологических показателей своих школьных зданий и территорий, они часто сокращают расходы на электричество, воду, удаление отходов и многое другое.

По оценкам, к 2030 году 7-миллиардное население мира потребует вдвое больше ресурсов, чем может предоставить планета (The Economist). Удовлетворение потребностей наших граждан — в экологическом, экономическом, культурном, духовном и других аспектах — требует понимания и творческого решения проблем.Экологическое образование дает учащимся знания, навыки и мотивацию для решения сложных экологических проблем в 21 веке.

Экологическое образование приносит пользу большему миру…

  • Содействие созданию более здоровых школ. EE дает учащимся возможность лидировать в создании более экологичной и здоровой учебной среды внутри и за пределами школьных зданий.
  • Поддержка принятия обоснованных решений. EE гарантирует, что граждане будут информированы о надежной науке и оснащены для принятия решений, которые имеют решающее значение для обеспечения США и всего мира природными ресурсами, от которых зависят наша экономика и качество жизни.
  • Вклад в устойчивое развитие. EE накапливает знания и навыки, необходимые для решения сложных экологических проблем, а также для принятия мер, направленных на поддержание здоровья нашего естественного мира, продуктивности экономики и жизнеспособности сообществ.
  • Сохранение наших природных ресурсов. Более высокий уровень экологических знаний значительно коррелирует с более высоким уровнем экологического и природоохранного поведения. Чем больше люди знают, тем больше у них шансов утилизировать, быть энергоэффективными, экономить воду и т. Д.

Просмотрите список источников исследований преимуществ экологического образования.

Как дерево обучения проекта имеет значение

преимуществ экологического образования | NEEF

Использование уличных условий, таких как школьный двор, близлежащие парки или общественные земли, такие как заповедники, водно-болотные угодья или даже национальные парки, может привнести ощущение богатства и актуальности в традиционную школьную программу.Помимо приобретения ценных навыков и знаний об окружающей среде, студенты часто добиваются успехов в других академических областях.

Повышение вовлеченности учащихся и академических достижений

В мире, где становится все сложнее заинтересовать учащихся уроками в классе, экологическое образование предлагает учащимся и учителям полезный способ связать свое понимание мира природы с учеными.

В исследовании, посвященном изучению того, как обучение на открытом воздухе влияет на удовлетворение основных психологических потребностей, исследователи собрали данные, относящиеся к неделе обучения в двух учебных заведениях: обычном классе и курсе обучения на открытом воздухе на дому.Эти две настройки включали социальное обучение, личностное развитие и экологические знания в региональном контексте, поскольку студенты работали в группах, чтобы узнать о различных научных темах. Студенты заполнили анкеты в каждом учебном заведении, чтобы оценить эффект, который они оказали. Кроме того, исследователи провели групповые интервью, которые позволили лучше понять взгляды и убеждения студентов.

Анализ данных показывает, что удовлетворение основных потребностей на открытом воздухе выше, чем в помещении, и, что более важно, программа на открытом воздухе вызвала наибольший рост внутренней мотивации студентов.Когда у студентов более высокая внутренняя мотивация, их поведение определяется внутренними наградами, а не внешними наградами, такими как плохие оценки. Таким образом, обучение доставляет больше удовольствия, а учащиеся более вовлечены. 1

Дополнительное исследование также утверждает, что экологическое просвещение и программы на открытом воздухе, использующие исследовательское обучение, могут значительно улучшить отношение учащихся к обучению. Кроме того, когда опыт обучения на открытом воздухе проводится подготовленными учителями в знакомой обстановке, учащиеся становятся более вовлеченными и получают более высокие научные достижения. 2

Исследование 2003 года проиллюстрировало влияние структурирования учебной программы в соответствии с государственными стандартами при организации мероприятий и многопрофильных учебных единиц по экологическим темам, поскольку у детей есть естественный интерес к окружающей среде. Заинтересованные студенты — это мотивированные студенты, а мотивация является ключевым элементом академической успеваемости. В ходе исследования учащиеся этих школ с большим энтузиазмом относились к обучению и лучше успевали. Учителя также с большим энтузиазмом относились к обучению — они принесли в класс более инновационные учебные стратегии и взяли на себя большую роль в изменении школы. 3

Развивает уверенность в изучении и решении местных проблем

Экологическое образование подчеркивает особые навыки критического мышления, имеющие центральное значение для «хорошей науки» — задавать вопросы, исследовать, формировать гипотезы, интерпретировать данные, анализировать, делать выводы и решать проблемы. Учащиеся старших классов в интенсивной летней программе, ориентированной на городскую экологию, проводили научные исследования своих городских экосистем с использованием географических информационных систем (ГИС) и компьютерного моделирования.С помощью этих инструментов учащиеся узнают об экологических услугах, предоставляемых пологом городского леса, и о влиянии городского шума на пение птиц.

Занимаясь реальными проектами, а не просто выполняя упражнения из рабочей тетради, студенты повышают свою научную эффективность. Проведя предварительные и последующие опросы студентов об их убеждениях и опыте во время этого исследования, исследователи обнаружили, что, вовлекая студентов в местные и целенаправленные исследования в области экологических наук, студенты научились исследовать и решать местные проблемы, что повысило их способность изучать естественные науки. 4

В 21 веке использование технологий становится все более важным в повседневной жизни. Используя технологии для обучения концепциям экологического образования, преподаватели прививают учащимся ценные жизненные навыки. В одном исследовании наблюдались эффекты использования цифровых технологий во время обучения на открытом воздухе. В рамках проекта EARPOD («Привлечение групп риска на открытом воздухе», цифровая технология) использовалась интегрированная технологическая программа для привлечения недостаточно охваченных образовательных программ учащихся к экологическому просвещению, а также для изучения эффективности внедрения технологий в их образовательный опыт.Результаты показали, что студенты сообщили об увеличении использования технологий на открытом воздухе, получили знания о доступных технологиях и расширили свои знания о различных технологиях. Этот рост технических знаний приводит к увеличению уверенности при использовании технологий. 5

Развивает интерес к карьере в STEM

По мере того, как мир становится все более взаимосвязанным и сложным, молодежь должна обладать навыками и знаниями для исследования и решения проблем.Поскольку тем, кто работает в STEM, часто ставят задачу найти решения мировых проблем, студентов необходимо познакомить с этими навыками и начать изучать карьеру в STEM с раннего возраста. В 2014 году в рамках экспериментального исследования изучалось влияние программы по гражданской науке на научную успеваемость учащихся средней школы и их мотивацию к карьере в сфере STEM. Студенты проводили полевые исследования с естествоиспытателями и собирали данные о подковообразных крабах, которые будут использоваться профессиональными биологами. Результаты подтвердили гипотезу о том, что учащиеся будут сообщать о более высоких мотивационных убеждениях в отношении науки и демонстрировать более высокие уровни достижений.Кроме того, анализ показал, что эти мотивационные убеждения влияют на знания о содержании и ожидания результатов, которые затем влияют на карьерные цели. 6

Повышает креативность

Курсы экологического просвещения, как правило, ожидают результатов, таких как положительное влияние на отношение учащихся к окружающей среде, убеждения и знания. Из-за природы программы курсы могут также развивать у студентов другие навыки. В рамках учебного курса ЭО, основанного на проектах, где студенты разрабатывали проекты для решения экологических проблем, выяснилось, что у студентов не только повысилось позитивное отношение к окружающей среде, но и повысились творческие способности.Работая вместе, чтобы сотрудничать и искать уникальные решения проблем, они смогли отточить свои творческие способности и взять на себя более активные задачи в процессе решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *